выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Новости
Фото delonovosti.ru
23 апреля 2018 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Мониторинг утраченных святынь в Сирии потребует времени и взаимодействия представителей всех религиозных конфессий

По сообщениям СМИ, сегодня США выступают против того, чтобы на восстановление подконтрольных Дамаску районов Сирии направлялась какая-либо помощь. Между тем, война в этой стране идет уже семь лет и очевидно, что среди разрушений есть и немало памятников религиозного значения, представляющих ценность для христиан всего мира. Журнал Московской Патриархии постоянно  отслеживает религиозно-культурологическую ситуацию в Сирии. Так, начиная с сентября 2015 года по январь 2016 г. (ЖМП №9 2015 - № 1 2016) редакцией был опубликован цикл статей под общим названием «Древняя Сирия, которую мы можем потерять», где рассказывалось о христианских святынях и архитектурных памятниках, сохранившихся до наших дней. Какова ситуация на сегодняшний день, что и где удалось сберечь от разрушения, рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории искусств РАХ Павел Павлинов.

За время Гражданской войны в Сирии с 2011 года частично или полностью разрушены тысячи построек религиозного назначения, но древние памятники архитектуры, возведенные до XX века, занимают среди них, по имеющейся сегодня информации, все же небольшую часть. К таким утратам можно отнести древние языческие храмы Пальмиры, и минарет 1090 года мечети Омейядов в Алеппо. Между тем, большинство из разрушенных христианских храмов построеных в XX веке были городскими соборами, поэтому взрывались в первую очередь. Большие опасения вызывает состояние христианских базилик и гробниц IV–VII вв. в так называемых Мертвых городах на северо-западе Сирии (до сих пор удерживаемых оппозиционерами и боевиками аль-Нусры*), монастыря Калат-Семан в 30 км к северо-западу от Алеппо (где в V веке подвизался святой Симеон Столпник Старший), древних мечетей в Эр-Ракке (этот город после штурма американцами в июне–октябре 2017 года до сих пор не обследован специалистами ЮНЕСКО).  

Памятники истории разрушают в разной степени представители всех сторон конфликта. Но несоизмеримо больше было уничтожено террористами радикальных группировок.  

Нередко, разрушения храмов и монастырей сопровождались огромными человеческими жертвами и исходом христианского населения.  Акты вандализма часто снимались на видео как бульдозерная акция в Мар-Элиан, католическом монастыре V века близ города Эль-Карьятайн (провинция Хомс) в 2015 году. И где более двухсот христиан было взято в заложники.

В 2013–2014 гг. были разграблены многочисленные храмы Маалюли в 40 км к северу от Дамаска: церковь святых Сергия и Вакха в монастыре Мар-Саркис (расколот один из древнейших в Сирии престолов), женский монастырь святой Феклы. Большое внимание жители Сирии уделяют таким современным символам, как скульптура Богоматери, разрушенная в Маалюле 2013 году и восстановленная в 2015-м.
Тем не менее, большинство монастырских ансамблей и древних храмов все же сохранилось, в, частности, благодаря низкому культурному уровню террористов (так, знаменитый паломнический город Расафа, место мученической смерти святого Сергия, оказался затерянным в песках всего в 40 км от Эр-Ракки). Некоторые обители в западной Сирии удалось защитить добровольцам, как, например, монастырь cвятого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) в т.н. Долине христиан. Он основан в V–VI веках и в нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X.

Намного сложнее подсчитать утраты произведений в т.ч. христианского искусства в разграбленных и разрушенных музеях Пальмиры (только их малая часть была вывезена в Дамаск), Дейр-эз-Зора, Апамеи, музее мозаик в Маарат-аль-Нуман. Утрачены сотни икон XVII-XX вв. (в частности, при разграблении монастыря Мар-Саркис в Маалюле). Но многие святыни все же удалось спасти, перевезя их на время в Дамаск, как, например, пояс Богородицы из Хомса. Для проведения полного мониторинга утраченных святынь потребуется много времени, а главное взаимодействие представителей разных религиозных конфессий после окончательного освобождения страны от террористов и установления полноценного диалога с курдами (занимают северо-восток Сирии) и оппозиционерами (контролируют северо-западные и юго-западные районы близ границ с Турцией и Иорданией).

*Организация, запрещенная в России

23 апреля 2018 г. 15:00
Ключевые слова: Сирия, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00