iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Как и перед кем приносить достойные плоды покаяния
Двести один год назад — 10 (22) января 1815 года — в семье сельского священника Василия Говорова родился мальчик, нареченный Георгием. Ему суждено было стать одним из самых заметных и глубоких русских богословов XIX века, духовными очами прозревшего страшную пучину уготованных Родине бед и потрясений. Сегодня наследие святителя Феофана Затворника постепенно оживает. Возрождается из небытия Вышенская обитель, где пребывал он в затворе и где мирно почил на праздник Крещения Господня в 1894 году: возобновлена монашеская жизнь, реставрируются храмы. В помещении его бывшей келии открыт мемориальный музей. На престижных площадках ежегодно с большим успехом проходят Феофановские чтения — всероссийский форум богословов и историков Церкви. Завершена работа над первым томом Полного собрания творений Феофана Затворника, которое готовится под эгидой Издательского совета.
11 января 2016 г. 11:16
Аналитика
протоиерей Александр Борисов
ЖМП № 5 май 2012 /  25 мая 2012 г. 08:00
версия для печати версия для печати

Радость обещания

Слова праздничного тропаря нередко дают огромный простор для размышлений о сути празднуемого события. Тропарь Вознесения начинается словами: "Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа…". То есть Иисус вознесся во славе и сотворил радость ученикам обещанием Святого Духа. Эта фраза содержит в себе некую загадку и некое обещание, о котором стоит поразмышлять.

Во-первых, почему же радость? Казалось бы, ученики в последний раз видят Господа. Они с Ним расстаются, больше они не увидят Его вот так — присутствующего рядом. Они наполнены этой радостью потому, что главным источником радости для человека всегда является присутствие Божие.

В жизни бывают минуты, дни, периоды, о которых потом вспоминаем и с радостью, и с печалью, что сейчас этого нет. Но Господь говорит о другой радости — когда Бог присутствует среди нас, в самых различных явлениях окружающего мира, действует и доставляет нам необычайную радость через Им сотворенный, Им благословленный мир.

Источником этой радости является Сам Господь: Его творение предстает перед нами в неповрежденном виде, именно таким, каким Он его создал. И доставляет нам действительную радость от соприкосновения со своим Источником.Господь говорит: радость сотворил обещанием.

Очень ценное и в то же время трудно приобретаемое человеком свойство — радость от одного только обещания. Как правило, радость человеку доставляет обладание, участие в радостном событии. Но, тем не менее, вполне представима и радость ожидания.

Действительно, ожидание чего-то, умение этому радоваться, очень важно, потому что созидательная энергия человека направляется на участие в том, что будет происходить. Предвкушение — важное человеческое свойство, созидающее, разделяющее будущую радость.Ученикам это было свойственно. Они переживали радость от обетования Святого Духа, только от обещания.

Почему? Потому что они знали, как это будет. Это не было для них чем-то абсолютно неизвестным. То есть Дух Святой каким-то образом уже был с ними. Они знали об этом, они знали или присутствовали при Крещении, некоторые даже видели Духа, сходящего в виде голубя, — и тоже ощущали огромную радость. И уже зная об этой радости, они предвкушали ее.

Когда Господь обещал им Святого Духа, то сказал: тогда приимете силу, — и они знали эту силу, и это предвкушение доставляло им радость, о которой говорит тропарь праздника.Но Господь не говорит о точных сроках, не называет день, когда апостолы получат дар Духа Святого.

Почему? Потому что сердце человека может оказаться не готовым к тому дню, когда Господь назначит срок. Это особенность свободы человека и свободы Бога по отношению к человеку. Он властен, Он владыка, Он решает, когда произойдет то или иное событие. И поэтому нам дается радость ожидания, радость будущего участия, и для нас очень важно быть к этому готовыми.

Нам очень важно быть готовыми к тому, что обязательно лично с нами произойдет. Обещание Божие, как говорится в Писании, непреложно, неизменяемо, неизменно. Если Господь сказал, то непременно будет. Но важно и ожидание.

Есть известная притча об Антонии Великом, который сорок лет молился Господу: "Господи! Вот я стою сорок лет и не чувствую, что Ты рядом со мной". А Господь ему говорит: "Я, Антоний, сорок лет стою у тебя за спиной и радуюсь твоему терпению, радуюсь твоей любви, твоей надежде на Мое присутствие". Вот как нам важно уметь радоваться ожиданию. Это радость события, которое непременно будет, — но тогда, когда окажется, что наше сердце будет к этому готово, а в том, что еще не произошло, — и есть наше первое доверие к Богу.

Если Господь сказал: "Я дам вам радость, которую никто не отнимет от вас, Я дам вам то, что утолит вашу жажду, и из вас будут течь реки воды живой", — это непременно будет, и это обещание уже наполняет радостью. Пусть Господь благословит нас, чтобы каждый мог жить этим обещанием Святого Духа, как если бы оно уже действительно наступило в нашей жизни.

Пусть Господь благословит нас, чтобы для каждого этот момент не был упущен, чтобы для каждого он действительно стал самым радостным моментом в его жизни.

Аминь.

Произнесено в праздник Вознесения Господня, 24 мая 2001 года

25 мая 2012 г. 08:00
Ключевые слова: духовничество, проповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30