![]()
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Николай Зиновьев: «Хочется писать о Боге и находить новые слова и образы» Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии 2022 года стал поэт Николай Зиновьев. Он пишет о своих религиозных переживаниях, любви к ближнему, красоте природы, о борьбе добра и зла в сердце человека и надежде на милость Божию. Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», Николай Зиновьев размышляет о значении православной веры и смысле поэтического творчества. PDF-версия.
20 октября 2022 г. 15:00
Петр I: pro et contra В этом году исполнилось 350 лет со дня рождения Петра Первого, которого еще при жизни назвали Великим за его свершения и победы, сделавшие Россию великой державой. С читателями «Журнала Московской Патриархии» анализом эпохи Петра и своими рассуждениями о личности монарха, мотивах и предпосылках его реформ поделился профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор церковной истории Владислав Петрушко. PDF-версия.
17 октября 2022 г. 16:00
Трезвение как христианская добродетель Региональные церковные проекты помощи алкозависимым: системный подход и лучшие примеры практической деятельностиКоординационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению действует одиннадцатый год. Столько же времени при отделе работает существующее два десятка лет Иоанно-Предтеченское братство «Трезвение», девиз которого — «Свидетельствовать о Христе радостью трезвой жизни». «Журнал Московской Патриархии» проанализировал достигнутые за это время успехи и обобщил опыт продвижения и развития самых удачных региональных проектов. PDF-версия.
11 сентября 2022 г. 08:00
В гости к Патриарху В конце июля Москва встречала детей из Донецкой Народной Республики, освобожденных районов Луганской Народной Республики, Харьковской области и из Киева. За четыре дня ребята посетили праздничное богослужение в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, приняли участие в крестном ходе к памятнику святому равноапостольному князю Владимиру, осмотрели экспозицию Пушкинского музея, погуляли по столице, съездили в океанариум, познакомились с известными артистами и блогерами. А еще побывали в гостях у Святейшего Патриарха Кирилла. PDF-версия.
8 сентября 2022 г. 14:00
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2022 /
6 сентября 2022 г. 15:30
Эффективный инструмент«КЛЕВЕР ЛАБОРАТОРИЯ» — НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ Минувший учебный год ознаменовался запуском на территории России образовательной платформы «Клевер Лаборатория», разработанной по патриаршему благословению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) для учителей Основ православной культуры, педагогов гуманитарных предметов, воспитателей и преподавателей православных гимназий. При помощи руководителя этого образовательно-просветительского проекта Юлии Селюковой «Журнал Московской Патриархии» разобрался, зачем именно сейчас понадобилось это начинание, что полезного можно найти на «Клевере» и с прицелом на какую аудиторию будет наполняться этот образовательный ресурс. PDF-версия. Курсы – необходимые 1. Зачем и кому это нужно? В первую очередь учителям школ, где в рамках предмета Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) преподается модуль Основ православной культуры (ОПК). «Клевер Лаборатория» — первая попытка в общероссийском масштабе организовать по-настоящему общедоступную образовательную платформу на базе дистанционного обучения, адресованную в первую очередь ведущим этот предмет преподавателям. Впрочем, уже сейчас немало полезного здесь могут почерпнуть учителя-предметники общеобразовательных школ, завучи по воспитательной работе и даже сами дети (подробнее об этом ниже). 2. Как разрабатывалось содержание платформы и что в него входит? — Перед началом работы мы опросили два десятка учителей ОПК, истории, литературы и обществознания из пяти российских регионов, — рассказывает Юлия Селюкова. — Как выяснилось, на местах прежде всего не хватает методической поддержки с конфессионально выверенным содержанием. Условно говоря, многие в провинции удивляются, когда слышат, что изображение, которое они демонстрируют на уроке ОПК детям, — вовсе не православная икона, а католическая фреска. Поэтому при наполнении нашего образовательного ресурса мы ставили целью в том числе создание профессионального стандарта повышения квалификации для учителей ОПК, поддержанного как синодальным ОРОиКом, так и Министерством просвещения РФ. Сегодня можно сказать, что как с той, так и с другой стороны мы испытываем весьма нужную и важную помощь и поддержку. Основные образовательные программы «Клевера» для удобства пользователей сгруппированы в два больших раздела «Курсы» и «Вебинары». 3. По каким базовым курсам начать обучение можно прямо сейчас? Пока в разделе «Курсы» четыре основных образовательных программы. Одна из них — вводный экспресс-курс по ОПК объемом 16 часов. Три других имеют стандартную 72-часовую продолжительность. Это базовая программа «Православная культура в начальной школе» на основе учебника по ОПК Ольги Янушкявичене; курс «Православная культура и светская этика в начальной школе», разработанный совместно с учрежденным Екатеринбургской епархией Миссионерским институтом, а также курс «Использование электронного обучения и дистанционных технологий в педагогической практике». 4. Какие преимущества получают выпускники базовых курсов? Все успешно окончившие обучение на «длинных» программах получают свидетельство установленного образца об окончании курсов повышения квалификации учителей ОРКСЭ. Нелишне заметить, что даже те учителя, которые ранее проходили аналогичные образовательные программы, по существующим правилам обязаны делать это с трехлетней периодичностью, так что возможность получить новые знания и документ в придачу придется им весьма кстати! Почему это особенно важно для преподавателей ОПК? Во-первых, это редкий шанс разобраться в самом предмете. Дело в том, что модульный принцип разделения ОРКСЭ на шесть курсов порождает несколько специфических проблем подготовки учителей. Как показывает практика, ОРКСЭ школьников обучают педагоги самых разных специализаций — от учителей начальной школы (что логично, ведь четвертый класс, где изучают этот предмет, — последний на первой ступени общеобразовательной школы) до историков, физруков и даже трудовиков. При этом отдельно курсы повышения квалификации именно по ОПК как одного из модулей ОРКСЭ государство не организует. За редчайшим исключением в региональных педагогических институтах учителя обычно проходят 72-часовые курсы подготовки по всему ОРКСЭ, получают сертификаты и приступают к преподаванию любого модуля из шести — хоть основ иудейской культуры, хоть светской этики. Во-вторых, это возможность повысить квалификацию для всех, в том числе и для жителей регионов, в которых педагогических вузов вовсе нет. Часто учителя в этом случае вынуждены ехать учиться за тридевять земель (что долго и дорого) либо покупать «кота в мешке» онлайн. И «Клевер» — едва ли не единственный выход для учителей из глубинки. 5. Как организовано обучение на базовых курсах? Все обучение проходит дистанционно. Оно включает в себя лекции по теории (их можно слушать в максимально удобном для себя свободном графике), вебинары, выполнение практических заданий в электронных рабочих тетрадях и подготовку итогового проекта — собственной методической разработки, которая в том числе пригодится для педагогического портфолио при ближайшей аттестации преподавательского состава. Обучение — бесплатное 6. Как записаться на курсы? Необходимо выбрать интересующий курс по веб-адресу clever-lab.pro в разделе «Программы», заполнить небольшую регистрационную форму и нажать на кнопку «Записаться». Вы автоматически попадаете в список ближайшей группы обучающихся или в лист ожидания на следующий поток, если курс уже стартовал. Учебный год на платформе начинается 1 сентября. Группы по всем базовым курсам формируются по мере наполнения в зависимости от предмета — обычно от 50 до 100 человек. Если в данный момент желающих больше, вам предложат подождать очереди (обычно не более полутора месяцев). 7. Сколько это стоит? Бесплатно. 8. Разве может быть бесплатным начавшийся с нуля серьезный образовательный проект, особенно на фоне происходящих в мировой и российской экономике событий? Ведь фактически занятия стоят недешево? Конечно. Так, например, заявленная стоимость обучения на экспресс-курсе составляет 2,5 тыс. руб., на «длинном» базовом — 8900 руб. Но ни за них, ни за любую другую образовательную программу обучающиеся не платят. Не задействованы в финансировании, кроме того, ни церковный, ни государственный бюджеты, а все траты покрываются благотворителями, в том числе программное обеспечение платформы и поддержка ее работоспособности, а также труд преподавателей и куратора. 9. Зачем нужны кураторы в учебных группах, состоящих из взрослых людей? Кураторы — это свободно ориентирующиеся как в предмете изучения, так и в онлайн-формате обучения опытные педагоги-наставники из числа выпускников «Клевера». Они сопровождают каждую группу во время учебного процесса: проверяют домашние задания, помогают подготовить итоговый проект, отслеживают текущую успеваемость, напоминают про организационные моменты и, конечно, мотивируют учащихся на повышение качества обучения. Для технической и организационной поддержки есть и координатор сообщества учителей — это постоянный сотрудник «Клевер Лаборатории». 10. Помимо вебинаров, которые входят в учебные программы курсов, «Клевер Лаборатория» предлагает отдельные трансляции семинаров на разные темы. Для кого они предназначены? Они доступны всем желающим и также бесплатны. Так, самый посещаемый в данный момент постоянный вебинар «Психолого-педагогическая мастерская» ведет кандидат педагогических наук завкафедрой методологии образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского Екатерина Александрова. Для удобства пользователей доступные в настоящий момент вебинары сгруппированы по трем образовательным областям: воспитание, литература и православная культура. Основная часть видеоконференций, как и все базовые курсы, транслируется онлайн. Некоторые выложены на портале как самостоятельные занятия, которые можно просмотреть по отдельной ссылке. К примеру, когда этот материал готовился к печати, в рубрике «Воспитание» огромной популярностью пользовалось занятие Ольги Труниной на тему «Воспитание в походе: это возможно». Перспективы — отличные 11. Почему, собственно, «Клевер»? Для названия любого интернет-проекта есть несколько необходимых условий. Слово и соответствующее доменное имя в интернете должны быть свободны, их эмоциональное восприятие не должно вызывать негативных ассоциаций, а написание латиницей не может предполагать вариаций для привыкших к кириллице пользователей. — Почти отчаявшись в течение нескольких месяцев подобрать нужное слово, как-то я шла по территории Донского монастыря и увидела зеленевшую клеверную поляну, — вспоминает Юлия Селюкова. — Проверили по именам — клевер оказался свободен! Опрос учителей показал, что эту травяную культуру они воспринимают исключительно позитивно. Ну а когда мы вспомнили, что похожее английское слово clever означает «умный», все окончательно сложилось. 12. А почему «Лаборатория»? Потому что перспективная цель «Клевера» — не просто образовательная платформа для педагогов, а научно-методический центр по проблемам преподавания духовно-нравственной культуры от детского сада до воскресных школ для взрослых. Пока соответствующий раздел под названием «Мастерская» оформлен в виде «копилки» методик по ОПК для четвертого класса. Интересующиеся почерпнут здесь разработки по восьми темам: «икона», «молитва», «монашество», «подвиг», «семья и ее ценности», «таинства Церкви», «храм», «Церковь». А еще тут притаился подготовленный специально для детей образовательно-художественный сериал «Девочка и робот» для десяти уроков по учебнику ОПК под редакцией Ольги Васильевой. 13. Что такое «Клевер ДНК»? Это организованный лабораторией открытый конкурс для педагогов общеобразовательных школ, приходских специалистов по работе с детьми, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений и студентов профильных вузов. Игра слов в выражении «Клевер ДНК» не случайна: известную аббревиатуру организаторы расшифровывают как «Духовно-нравственная культура» и надеются, что она, подобно молекуле ДНК, из поколения в поколение будет передавать важнейшие понятия и смыслы. Ну а поскольку и Основы православной культуры, и Основы духовно-нравственной культуры народов России — предметные области молодые, здесь присутствует множество креативных конкурсных категорий. К примеру, встречаются подкаст и ролик, квест и квиз, интернет-пост и кинопритча. По четыре победителя выберут в каждой из четырех номинаций: классический, современный, инновационный и творческий подходы к духовно-нравственной культуре. Сейчас прием заявок завершен, после подведения итогов в сентябре состоится научно-педагогическая конференция, лауреатов наградят паломнической поездкой. Работы всех призеров в дальнейшем можно будет увидеть в разделе «Мастерская». 14. Что еще нового ждет пользователей в краткосрочной перспективе? На осень намечен запуск четырех новых базовых курсов. Они адресованы педагогам детских садов, преподавателям учреждений дополнительного образования, тьюторам «Клевера» и всем, кто чувствует, что не очень хорошо разбирается в духовных аспектах Православия (этот предварительно записанный цикл занятий по азам Катехизиса под названием «Библия для всех» готовит кандидат богословия, известный библеист Вероника Андросова). Объем раздела «Мастерская» вырастет на три десятка позиций, структурно оформленных в виде двух блоков. Первый объединит ныне пока не задействованные основные богословские понятия («Бог», «Христос», «Евхаристия»), второй — ценностно-нравственные категории («славяне», «наша Родина» и др.). Продолжит, кроме того, развиваться раздел «Учительская» — своеобразная корпоративная электронная газета из статей профессионалов и серии любопытных постоянных рубрик, одну из которых — «Детские вопросы, которые могут поставить в тупик» — ведет петербуржец Тимур Щукин. Внимание! Контактная электронная почта проекта: support@clever-lab.pro - По моему поручению Синодальным отделом религиозного образования и катехизации был создан эффективный, как мне кажется, инструмент методической помощи педагогам, работающим по этим дисциплинам, — это образовательная платформа «Клевер Лаборатория». Благодарен тем, кто уже трудится на ней, а это свыше двух тысяч преподавателей. Святейший Патриарх Кирилл Из Доклада на пленарном заседании ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Зинаида ДУХАНИНА, сотрудница ОРОиК Каменской епархии, тьютор «Клевер Лаборатории»: — Мне удалось разобраться в правовых, организационных и методических вопросах преподавания православной культуры в начальной школе, познакомиться с основополагающими принципами и методами работы программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, детально изучить содержание учебных пособий.
— Этой программой положено очень хорошее начало для понимания комплексного подхода к преподаванию ОПК в школе. На этих курсах для меня было важно услышать тех людей, которые задают направления этой работы, определяют содержание учебников по ОПК. Наталья КУЛИКОВА, учитель ОРКСЭ, обнинский лицей «Держава» (Калужская обл.): — По итогам пройденного курса я могу свободнее ориентироваться в государственно-правовых актах в области образования, у меня появилась уверенность в своих силах и готовность к духовному развитию, ведь учитель может объяснить ребенку только то, чем владеет сам.
6 сентября 2022 г. 15:30
Ключевые слова:
"Клевер" Лаборатория, Основы православной культуры, православная гимназия, катехизация, учителя, школа, светская этика, вебинары, благотворительность, воспитание, воскресная школа, Интернет
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
|