iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Аналитика
Реклама православного молодежного волонтерского движения в г. Выксе
27 апреля 2011 г. 13:00
версия для печати версия для печати

Где найти "добрых самарян"

Церковь сегодня активно занимается благотворительной и социальной деятельностью, исполняя заповедь Христа о любви к ближнему. Но одно дело, подать нищему у ворот храма, и другое ― создать патронажную службу. Одно дело ― ресурсы городских храмов, и совсем другое ― сельских. Как организовать приходскую соцработу, что для этого нужно знать и учитывать, где этому можно научиться и как найти помощников, рассказывают священники и миряне.

Два фактора приходской соцработы

Масштабы и форма приходской социальной работы зависят как минимум от двух факторов. Во-первых, где расположен храм — в мегаполисе, небольшом городе или в сельской местности. Во-вторых, внутри или вне храма ведется эта работа. В частности, наш опрос показал, что «раскачать» сельскому священнику свою паству на «внешнее служение» в том же психоневрологическом интернате сложней, чем более организованных горожан. Зато сельские прихожане, как правило, более отзывчивы и внимательны друг к другу.

Однако во всех случаях никакая социальная работа не начнется сама по себе, если к этому не будет призывать священник. «Разбудить, растормошить прихожан — это задача настоятеля. Он в первую очередь должен говорить, вдохновлять, побуждать всех к помощи ближнему, к неравнодушию», — считает Ирина Соловьева, заведующая отделением социальной и молодежной работы миссионерского факультета ПСТГУ, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. С этим согласен и иерей Алексей Шмячий, настоятель храма архангела Михаила, (поселок Ильиногорск, Нижегородская епархия): «Будет или нет социальная работа на приходе, однозначно зависит от настоятеля. Быть такого не может, чтобы никто не откликнулся на призывы о помощи ближнему. Даже на самых бедных приходах обязательно найдутся один-два человека. Просто всё это будет в более скромных объемах». Есть случаи, когда прихожане выступают с собственной инициативой, но это происходит, если на приходе уже ведется какая-то соцработа.

Так, в храме Преображения Господня (Екатеринбург) прихожане предложили настоятелю организовать общество милосердия по уходу за престарелыми, когда уже работала благотворительная столовая. А в храме святого преподобномученика Андрея Критского (поселок Сергиево, Санкт-Петербургская епархия) члены прихода решили организовать братство трезвости, когда уже были детский приют и богадельня.

 Особенности сельских приходов

Храм Преподобного Серафима Саровского поселке Любино находится в 60 км от Омска. Приход окормляет Детский дом, Дом престарелых и Дом инвалидов для взрослых. Когда семь лет назад иерея Владимира Долгова назначили настоятелем, он не стал сразу же формировать себе группу помощников. Около трех лет священник один посещал социальные учреждения и параллельно присматривался к прихожанам, а они к нему. «С одной стороны, есть такие активные, что могут и дров наломать. А с другой, кто-то боится любой ответственности»,- объясняет о.Владимир. Поэтому возможности и желания помогать священник выяснил в личной беседе, когда лучше узнал людей. Так группа помощи в Доме престарелых сложилась из тех прихожан, кто живет с ним по соседству или у кого там находятся  родственники. А с воспитанниками из детского дома занимаются бывшие воспитатели, которые там когда-то работали. Другие прихожане, узнав об этом, уже сами стали спрашивать у настоятеля, чем они могут быть полезны. Другое дело в отношении странников без крыши над головой, которые периодически прибиваются к храму. Здесь о.Владимир по неволе вынужден их сортировать, устраивая «допрос с пристрастием» (храм стоит возле ж/д станции, на которой обычно ссаживают безбилетников). Потому что есть те, кого обманули на заработках и он без копейки возвращается домой. А есть местные бомжи-алкоголики, против которых сами прихожане настроены сурово. «Оно и понятно. У них и запои случаются, и воровство. Предлагаешь: оставайся, живи и работай, так нет же- украдет что-нибудь и сбежит. За восемь лет был лишь один случай, когда человек остался жить и работать при храме. Да еще на Север ездит на заработки и по собственной инициативе помогает храму»,- говорит о.Владимир.

Сельские храмы отличаются тем, что все друг друга знают и помогают по мере необходимости. К этому особо призывать не надо. О.Владимир с улыбкой вспоминает случай, когда одна из его прихожанок зимой попала в больницу с переломом. Каждый день ее навещало столько человек, что медсестры взмолились: «Что вы к ней табуном ходите?! Лежит, поправляется, все нормально».

Среди подопечных прихода Покровского храма села Шунга (Костромская епархия) семь многодетных семей, школа, детский сад и паства в двух колониях. «В библиотеки школы и детсада приход жертвует духовную литературу (и для детей, и для взрослых) и развивающие игры, — говорит настоятель храма иерей Сергий Зинчук. — В селе живет пожилой мужчина, по религиозным мотивам отказавшийся от всех документов и оставшийся без пенсии. Несколько женщин-прихожанок приносят ему еду. И хотя в праздничный день причастников в Покровском храме до 50 человек, единицы из них соглашаются убраться в храме, почистить вокруг него снег или пожертвовать что-то на нужды осужденных. Объявить с амвона о сборе средств на какое-то общее дело я не могу, все подумают, что собираю себе в карман. До меня в этом подозревали бывшего настоятеля. Доверие паствы утеряно». Но однажды отцу Сергию всё же удалось растопить лед в сердцах своих прихожан. Их односельчанка попала под машину, потребовался протез за 30 тыс. рублей, и по призыву настоятеля деньги собрали. А так… добровольных помощников здесь только семь человек. «Это даже очень хорошо», — говорит отец Сергий, вспоминая, как первую зиму они вдвоем с матушкой каждый раз чистили вокруг храма снег.

Параскевинский храм стоит в глухом уголке Владимирской епархии, в селе Великодворье. Но дворов здесь всего 20, и половина из них «оживает» только к лету. Из молодых семей — батюшка с супругой и ребенком, да еще иконописец с женой и тремя детьми. Остальные прихожане — женщины пенсионного возраста, из которых несколько монахинь. Возможности Параскевинского храма для социального служения крайне скудны, и настоятель иерей Сергий Козлов даже стесняется говорить об этом. Но ведь помощь ближнему может выражаться не только в денежном эквиваленте. Например, в этом храме постоянно находят приют паломники по дороге в Дивеевский монастырь. Бабушки, что приезжают на службы за несколько километров из соседнего поселка, в праздничные дни готовят трапезу для всех молящихся. Отцу Сергию периодически приходится хоронить бомжей, которые, прибившись к храму, обретают здесь вечный покой. Тоже за счет прихода. «А в нашем морге оказаться — это получить незабываемые впечатления на всю жизнь», — говорит он. Приход кормит неизменных «странников», которые всю жизнь куда-то едут, и жертвует им на дорогу денег. «Один честно о себе рассказывает, другой — нет, но всё равно помогаем, чем можем, и так всё время», — замечает отец Сергий. Действительно, в епархиальном масштабе такая помощь — мизер, как напишешь о ней в отчете? А для Параскевинского прихода и тысяча рублей — серьезные деньги. Особенно если учесть, что людей приходится нанимать даже для колки дров — храм протопить (те, кто раньше бескорыстно помогал, уехали или умерли). «Не было ни разу, чтобы кто-то пришел и сказал: «Мне нечего есть, давайте я хоть дрова сложу, а вы меня покормите». А уж о каких-то благодетелях и мечтать не приходится», — сетует отец Сергий. Помощников у отца Сергия нет, внешняя и внутренняя социальная работа — этих два сообщающихся сосуда — лежит на их с матушкой плечах.

Очевидно, что даже в сельской местности приходы различаются по своим возможностям в социальном служении. Параскевинский храм сам нуждается в помощи, и здесь требуются новые решения. И они есть.

Волонтерский проект

Один из вариантов — привлечение к проблемам прихода СМИ. Так, журнал «Нескучный сад» в 2008–2009 годах осуществил информационный проект «Помоги храму». Его корреспонденты писали о городских и сельских приходах по всей стране, где проводится интересная социальная работа, есть интересные личности или приходские проекты. Статьи перепечатывались другими сайтами, разлетелись по Интернету, и большинство из описанных приходов нашли своих благотворителей. Общие суммы пожертвований были от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, но главное, этот проект доказал свою эффективность. Самое важное, чтобы в этих рассказах была какая-то изюминка, что не оставило бы читателя равнодушным (было опубликовано 9 материалов, а общая сумма пожертвований составила около 600 тыс.рублей).

Еще вариант — это помощь в организации приходского социального служения на епархиальном уровне. В конце прошлого года в Нижегородской епархии стартовал проект «Милосердие — от сердца к сердцу». Его цель — создание и развитие волонтерских центров в 22-х городах и районных центрах Нижегородской области. Епархия взяла на себя задачу по организационной, информационной и консультационной поддержке руководителей волонтерских групп. В частности, организацию семинаров по психологии, фандрайзингу и PR-технологиям. Семинары проводят высококвалифицированные преподаватели.

Уже сложившиеся волонтерские группы просто включаются в проект. Движение православной молодежи им. преподобного Варнавы Гефсиманского города Выксы появилось полтора года назад и насчитывает 25 человек. Основным его направлением стала помощь детям — сиротам, детям-инвалидам и детям из неблагополучных семей. Их адреса и контакты волонтерам дали в местном отделении соцзащиты. В начале года во время епархиальной акции «Подарим детям Рождество» волонтеры посетили своих маленьких подопечных в районе и не только сделали им подарки, но и подробно ознакомились с их нуждами. Так была составлена и уточнена база данных. Без внимания волонтеров не остаются и актуальные общественные проблемы. Летом добровольцы Движения собирали средства и вещи для помощи погорельцам из Выксунского района. «Нам удалось закупить бытовую технику, стиральные машины, мебель, — рассказывает Сергей Матюгин, руководитель Движения православной молодежи им. преподобного Варнавы Гефсиманского. — Помощь пришла к 11 семьям района». Молодые люди наладили отношения с администрацией Выксы, молодежной палатой при городской думе, с городской больницей, выксунским рекламным агентством и металлургическим заводом.

Другой центр волонтерского движения Нижегородской епархии находится в городе Урень при храме во имя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. «В нашей волонтерской группе 26 добровольцев, преимущественно молодежь, — рассказывает настоятель храма священник Алексей Павлюк. — В настоящее время мы формируем базу данных из тех, кто нуждается в помощи, и тех, кто готов помочь». В каждом выпуске местной газеты вместе с информацией и адресом волонтерского центра печатается телефон, по которому можно позвонить и рассказать о своей проблеме или предложить помощь. Центр уже работает, помогая пожилым и малоимущим людям не только материально, но и в решении бытовых проблем. Ресурсы — пожертвования прихода, частных благотворителей, организаций (например, если нужны лекарства, приход обращается за благотворительной помощью в аптеки).

«На наш взгляд, эффективная схема работы в условиях небольших городов может быть такой: в районном центре формируется одна волонтерская группа и курирует весь район. Нет смысла создавать волонтерский центр при каждом приходе. Это тяжело, трудоемко и не востребовано, — делится опытом Сергей Матюгин. Но как и где найти достаточно добровольцев, чтобы ухаживать за инвалидами, помогать беспомощным и престарелым на дому, заниматься с детьми — сиротами в больницах и домах-интернатах?

Где и как найти добровольцев?

Сергей Матюгин: «Чтобы в городе узнали о нашем центре, рекламу о нем и контакты для потенциальных волонтеров планируем разместить на уличных баннерах и растяжках, раздавать листовки в торговых центрах и других местах массового посещения, напечатать объявление в местных СМИ. Кроме того, организовать встречи со студентами колледжей, на которых расскажем им о нашем проекте. Пока набираем людей по рекомендации священников или через тех, кого хорошо знаем».

«Не пренебрегайте и объявлением в храме, вдруг заинтересуется тот, кто просто зашел в храм свечку поставить. Если есть возможность, расскажите о вашей инициативе по местному радио и на приходском сайте и не забудьте указать время и место встречи добровольцев», — делится опытом Ирина Соловьева.

Дальше работу можно построить по такой схеме. Потенциальных добровольцев встречают, знакомятся с ними и объясняют суть дела. Предлагают заполнить анкеты и в беседе выясняют, что они могут и что хотят. «Нам нужно, чтобы в группе добровольцев сформировался костяк из тех, кто будет постоянно участвовать в работе, — продолжает Ирина Соловьева. — И обязательно за ними первое время кто-то должен присматривать и решать: вот этот скорей всего уйдет, а этот останется, а этому нужно что-то другое по его физическим возможностям поручить. Важно, чтоб каждому нашлось какое-то дело».

То есть задача определить, кто и чем может заниматься, его способности, возможности и сколько времени у добровольца есть на эту работу. В этом поможет анкета (варианты анкет см.: http://www.miloserdie.ru/forum/index.php?showtopic=4).

Методические и обучающие материалы по организации работы добровольцев, помощи бездомным, по социальной работе на приходе и др. (см.: http://diaconia.ru/articles/materials/).

Необходимо помнить, что в числе откликнувшихся на объявление могут быть психически неуравновешенные люди или те, кто пришел с корыстными целями.

На свое первое задание новичок идет с опытным человеком. Если работа только начинается, то это сам руководитель по соцработе или его помощники, которые хорошо зарекомендовали себя ранее. По отзывам наших собеседников — это всегда прихожане храма или члены молодежного движения, которых настоятель или руководитель волонтерского движения уже хорошо знает. Ирина Соловьева советует, в случае когда речь идет о желающих помогать одиноким престарелым, сначала проверять добровольца на других послушаниях, чтобы понять, нет ли у человека корыстных мотивов.

Для небольших сельских приходов — большая удача, если найдется человек, который станет добровольным помощником настоятеля по социальной работе. Так получилось у отца Алексия Шмячего, настоятеля храма архангела Михаила (Нижегородская епархия). Одна из его прихожанок — в прошлом председатель профкома. Она очень активна и хорошо знает, у кого какие нужды в поселке, так как давно там живет. А в храме Покрова Божьей Матери с.Ново-Троицкое (Омская епархия) координаторы для работы в шести детских домах выявились из актива учащихся воскресной школы. «Мы присматривались к ним, готовили, они на послушании выполняли определенную работу, некоторые даже закончили епархиальное училище по специальности «катехизатор» и только потом назначили ответственными»,- говорит настоятель храма иерей Пётр Мадонов.

Секретарь Синодального отдела по благотворительности и социального служения игумен Серафим (Кравченко) уверен, что надежные лидеры среди прихожан постепенно появятся, если не боятся поручать им какие-либо дела: «пусть ошибутся, спотыкнутся, но при этом почувствуют свою востребованность, осознают свою ответственность перед приходом и настоятелем. И начнут прилагать больше усилий к тому, чтобы в следующий раз не краснеть за свои просчеты».

Но в любом случае ответственным за соцработу или одно из ее направлений должен быть прихожанин, которого настоятель хорошо знает.

«Всё время звонят и просят помочь»

На приходах крупных городов ситуация координации социальной работы, в отличие от села, несколько иная. Обычно это несколько направлений, и у каждого есть свой руководитель (штатный или на безвозмездной основе). Все они подчиняются либо настоятелю, либо приходскому координационному совету — из настоятеля, казначея и старосты (храм святого преподобномученика Андрея Критского (поселок Сергиево, Санкт-Петербургская епархия). А в некоторых случаях настоятель может поручить все направления одному человеку-координатору.

Валентина Брюханова уже шесть лет штатный руководитель отдела милосердия в Преображенском соборе Екатеринбурга. Прихожанкой этого храма Валентина стала десять лет назад (в это время она работала воспитательницей в детском саду). Настоятель собора протоиерей Николай Ладюк называет ее своей «правой рукой» по социальному служению. «Первым моим послушанием было собирать и сортировать вещи для бездомных и малоимущих семей, — рассказывает Валентина. — Затем помощь многодетным семьям, а потом отец Николай предложил взять на себя всю социальную работу». Сегодня она руководит восемью направлениями, включая патронаж одиноких пенсионеров (12 старичков, причем не только прихожан), помощь детям-инвалидам в детском доме, сбор продуктовых наборов для малоимущих и многодетных семей и др. Ее «епархия» — это маленькая комнатка при храме, мобильный телефон с двумя SIM-картами и толстая папка с базой данных. Та же база данных у Валентины и в домашнем компьютере. Номер ее мобильника знает каждый прихожанин, потому что он указан на стенде в притворе храма. Там же отчеты о социальном служении прихода. И хотя Валентина сетует, что просьб о помощи в том же патронаже много, а рук не хватает (в группе милосердия 30 женщин от 30 до 60 лет, на служение они приходят в специальной форме), она старается не оставить без ответа ни одну просьбу. «Всё время звонят со стороны, просят помочь, видят, что работаем от души, честно, не жалеем себя (Валентина не только руководит сестрами милосердия, но и сама одна из них). Конечно, в первую очередь помогаем своим прихожанам», — признается она и добавляет: «У нас очень дружный приход. Во многом это благодаря социальной работе. Ко многим могу подойти с просьбой о помощи, и никто не отказывает. Правда, часто это разовая помощь. Тех, кто постоянно в социальном служении участвует, — около 30 человек, хотя прихожан около шестисот. Когда приходит кто-то новый, его сразу видно. Прежде чем предложить ему какое-то дело, сначала приглядываюсь некоторое время. Первый раз идем вместе с ним. Ведь на каждое доброе дело есть и обратная реакция. Вместо благодарности можно услышать оскорбление. Надо, чтобы человек крепкий был, готов к этому».

В подчинении Валентины несколько человек, которые руководят одним из направлений соцработы. Например, служение в доме престарелых, восстановление документов или сбор одежды для бомжей, пенсионеров, малоимущих семей (для последних одежду подбирают по их заявкам).

Рассказывая о своей работе, Валентина назвала несколько факторов, которые нужно учитывать приходскому соцработнику, чтобы не совершать грубых ошибок.

Все задания добровольным помощникам нужно давать по их силам. Нельзя давить «психологически», жестко требуя результата, как это бывает на светской работе. Служение должно быть построено на любви, с учетом психологических особенностей каждого помощника. Нельзя в государственной организации (например, в доме престарелых) проявлять собственную инициативу. Делать только то, о чем предварительно договорились с администрацией. А на каждый шаг в сторону — спрашивать отдельное разрешение.

«Как руководитель я должна всё контролировать. Всегда предупреждаю сестер милосердия: если что-то случается во время служения и вы не знаете как поступить, сразу мне звоните. Чтоб я могла тут же посоветоваться с батюшкой», — говорит Валентина.

У нее общая с городской соцзащитой база данных по бездомным, которых в храме не только кормят и одевают, но и восстанавливают им документы (иногда для этого приходится обращаться в суд). Однажды Валентина восстановила паспорт бездомному, который находился в розыске, и с тех пор каждого «новичка» сначала проверяет в полиции.

«Уныние, “выгорание”… — Валентина на секунду задумывается. — Для меня “выгорание” сродни унынию. По-моему, причина этих бед — отсутствие смирения. Когда очень тяжело на душе становится, иду к батюшке, поговорим с ним, и всё проходит. Грех уныния был самой большой моей бедой, а эта работа помогла от него избавиться. И, конечно, еще исповедь и причастие». В настоящее время Валентина учится на заочных курсах ПСТГУ на отделении социальной работы.

***

Таким образом, приходская социальная работа помогает решить несколько задач. С одной стороны, исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, создать дружную приходскую общину, донести благую весть тем, кто живет вне церковной ограды. А с другой ― на примере Нижегородской епархии, объединить силы и ресурсы города для помощи селу. Может быть, в ближайшем будущем эта практика получит широкое распространение.


Протоиерей Николай Ладюк, настоятель Преображенского храма, город Екатеринбург:

- Храм нам вернули в 1994 году, а в 1995-м мы отслужили первую Литургию. С этого времени на проповедях и после чтения Евангелия я старался напоминать нашим прихожанам о заповеди любви к ближнему, что Церковь всегда занималась милосердным служением. На поминальный стол нам приносили продукты, а возле храма собирались несчастные люди и просили хотя бы кусок хлеба. Я поговорил с одной из прихожанок, и она организовала небольшую столовую. Началось с 20 человек, а сегодня в ней обедают от 30 до 50 человек: бездомные, пенсионеры, восемь — десять человек — инвалиды из дома ночного пребывания, которым наши прихожанки приносят обед, так как они сами не могут ходить.

Мне приходилось как священнику посещать дом престарелых, причащать и исповедовать там. Когда я рассказал об этом прихожанам, несколько человек вызвались ухаживать за подопечными, а потом прихожане предложили создать при храме общество милосердия. И в сферу их служения вошел также патронаж сначала за престарелыми прихожанами, а потом и за теми, кто обращался за помощью в храм. Они и с бездомными занимаются, в том числе и первую медицинскую помощь им оказывают. Вот сейчас мы обратились к властям, чтоб нам нашли какое-нибудь здание для социальной гостиницы, в которой бездомные могли бы переночевать. Городской дом ночного пребывания один на весь город, все туда не помещаются. Планов у нас много, но сил и времени на всё мне не хватает. Как во всяком деле, кто-то один должен отвечать за всю социальную работу. Я ведь не только в храме служу, но и в епархии несу послушание (член епархиального совета). Поэтому в социальном служении Валентина Брюханова — моя правая рука и опора, без нее бы я не справился.

Ирина Соловьева, заведующая отделением социальной и молодежной работы миссионерского факультета ПСТГУ, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:

- Желательно, чтобы у социального работника обязательно было специальное образование и представление о том, как устроено наше государство. Он должен быть знаком со структурой государственной власти, с системой социального и медицинского обслуживания населения, у кого какие функции, кто кому внутри этой структуры подчиняется. Поскольку задача приходской социальной службы не брать на себя функции государства, а заполнять те ниши, которые оказались не охваченными. Чтобы не получилось так, что соцработник не знает, чем управление соцзащиты отличается от Центра социального обслуживания и какие у них функции. Для этой цели в ПСТГУ на миссионерском факультете открыто отделение социальной работы. Эту учебу приходской соцработник может совмещать со своей работой, так как есть заочное и вечернее отделения. Кроме того, для людей, имеющих высшее образование, Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению вместе с ПСТГУ проводит ежегодные курсы повышения квалификации, где в очень сжатой форме приходской соцработник может получить представление о формах и методах церковной социальной деятельности. Очень важно, чтобы он прошел в своей деятельности все этапы служения от самых простых видов до административно-организационных. Как, например, хороший главный врач больницы наверняка сначала работает санитаром, медбратом, затем врачом, а только пройдя все эти ступеньки, занимает руководящий пост.

И второй аспект — престижность профессии. Наверно, это самый болезненный вопрос. Потому что сегодня социальная работа, при всей ее значимости для общества и Церкви, не престижная. Она невысоко оплачивается, почти всё время работаешь с несчастными людьми, и очень мало положительных эмоций. Верующего человека тут поддерживает только сознание, что за ближним может скрываться Сам Христос, и вера в слова псалма «блажен, кто помышляет о нищем и убогом, в день лют избавит его Господь» (Пс. 40,2).

Служение ближним — это особое служение, и хотя все христиане призваны к нему, не все по своим качествам могут служить людям. Это, может быть, второе по важности и значимости после пастырского служение. И ошибка — заставлять кого-то заниматься им из-под палки, потому что в этом случае будет только вред. Мне кажется, что ключевым решением в поднятии престижа этой профессии может стать постоянный профессиональный рост. Приходской соцработник должен всё время повышать свою квалификацию. Это порождает в человеке внутреннюю уверенность, что он делает нужное дело, что его ценят как профессионала, и это его поддерживает.

Кроме того, очень важен обмен опытом социальной работы, например, на уровне благочиний. Раз в месяц социальные работники благочиния должны собираться. Хорошо, если на встречу придет священник, который морально бы их поддержал. Можно пригласить специалиста-практика, который ведет какой-либо социально значимый проект. Например, по бездомным или детям-отказникам. Открыли где-то новый социальный проект, нужно свозить соцработников туда, чтобы они посмотрели, как это работает. Потому что, когда человек варится «в одном котле», вся его работа постепенно мельчает. Он не видит, какие бывают новые методы, технологии, устройства и приспособления. Сейчас проводится множество всяких конференций, круглых столов, и нужно обязательно хотя бы изредка давать возможность социальному работнику участвовать в работе этих конференций, погружаться в тему, общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении проблем. Ну и, конечно, очень хотелось бы иметь возможность знакомить наших специалистов с зарубежным опытом.

27 апреля 2011 г. 13:00
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00