iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Аналитика
Архимандрит Тихон (Шарапов)
21 мая 2020 г. 09:34
версия для печати версия для печати

Архимандрит Тихон (Шарапов)- защитник канонического Православия на белорусской земле

К юбилею Жировичского монастыря хотелось бы напомнить еще об одной яркой странице в истории обители. В  первой половине 1920-х гг. Жировичский монастырь стал центром по сохранению единства православных верующих Западной Белоруссии с Русской Православной Церковью. Возглавил это движение архимандрит Тихон (Шарапов), в недавнем прошлом полковой священник.  

В 1922 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше принял «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше».  Разработкой документа занималось Министерство исповеданий и народного просвещения Польской Республики. Благодаря ему государство получило возможность активно вмешиваться в вопросы церковной жизни. Кроме того, «Временные правила» создали условия для разрыва канонического единства Православной Митрополии в Польше с Православной Российской Церковью и последующего провозглашения ее автокефалии.

Свое несогласие с подписанием документа заявили епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), временный управляющий Гродненской епархией. Оба иерарха настаивали на сохранении канонического единства с Московским Патриархатом. Свой письменный протест они передали патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину) через иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву. Именно отцу Тихону, через месяц возведенному Патриархом в сан архимандрита, предстояло возглавить противодействие православных белорусов и украинцев Второй Речи Посполитой автокефалистским тенденциям. Должности настоятеля Успенского Жировичского монастыря  (который оказался на польской территории), благочинного монастырей Гродненской епархии и исполняющего обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии существенно укрепили позиции архимандрита Тихона, позволив ему расширить свою деятельность за пределы Жировичской обители.

Архимандрит Тихон начал с распространения среди верующих листовок с решением Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), резко осуждавшим  действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии (1). А в июле 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, который принял постановление с аналогичным содержанием (2). В ответ Священный Синод Православной Митрополии в Польше уволит епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией.  Одновременно с этим архимандрит Тихон лишился сразу двух должностей — и. о. благочинного Бытеньского округа, и благочинного монастырей Гродненской епархии (3).

В это время митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) получил письмо патриарха Константинопольского Григория VII с предложением перехода на новый календарный стиль в церковной жизни. Собор епископов Православной Митрополии в Польше отреагировал сразу и принял решение «в согласии с великою Константинопольскою Христовою Церковью <…> ввести в церковное употребление новый стиль» (4). Очевидно, что иерархи Варшавской митрополии надеялись таким образом ускорить процесс получения от Константинополя Томоса об автокефалии.

Пытаясь избежать открытого конфликта с руководством митрополии, архимандрит Тихон поначалу старался в своих обращениях к епископу Гродненскому Алексию (Громадскому) предостеречь его о возможном неприятии календарной реформы православным населением (5). Он также обменивался письмами о календарной проблематике и с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким), и организовал от лица православного населения Слонимского уезда составление письменного протеста к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию. Однако в июле 1924 г. за противодействие проведению календарной реформы был запрещен правящим архиереем в служении и освобожден от должности настоятеля Жировичского монастыря.

Не признав законности данных распоряжений, архимандрит Тихон указывал на принятие должности  настоятеля Жировичской обители от патриарха Московского и всея России Тихона и сохранение ему канонической верности. Вскоре он направился на Волынь, где, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе. Вернувшись в Жировичи в августе 1924 г., архимандрит Тихон обратился к верующему народу с заявлением о незаконности своего отстранения от должности настоятеля, непризнании епископа Алексия (Громадского) управляющим Гродненской епархией и неканоничности календарной реформы. При этом он призвал народ сохранять каноническое единство с Русской Православной Церковью. Архимандрита Тихона поддержал православный сенатор В. В. Богданович, который организовал сбор многочисленных подписей под обращением, отрицавшим законность календарной реформы и смены руководства обители. В течение нескольких дней церковный протест распространился за пределы Жирович, охватив Слонимский, Волковысский и Барановичский уезды.  

Несмотря на запрет совершать богослужения, отец Тихон продолжал служить в кладбищенском Георгиевском храме (возле Жировичского монастыря). Характерно, что авторитет его был настолько высок, что практически вся паства обители приходила на богослужение именно к нему, а не в монастырь. Хотя в монастыре тоже шли службы и был назначен новый наместник.

Усилия архимандрита Тихона увенчались частичным успехом. 16 августа 1924 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше благословил сохранение юлианского календаря по усмотрению местных приходских общин (6). Но остаться в Жировичах отстраненному настоятелю не позволили. 15 октября 1924 г. представители гражданской власти вывезли его в Варшаву, откуда через два дня депортировали в Германию (7). На протяжении двух месяцев после высылки он жил при бывшей посольской Владимирской церкви в Берлине, а затем получил возможность переехать в СССР.

Вскоре после прибытия в Советскую Россию, архимандрит Тихон (Шарапов) был рукоположен во епископа Гомельского с наделением правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Патриарху Московскому.  В мае 1925 г. произошел его арест по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности». После осуждения владыка отбывал срок в Казахстане, на Соловках, в Архангельской области. В августе 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве «антисоветской монархической террористическо-повстанческой организации церковников» и расстрелян 10 ноября 1937 г. , реабилитирован в 1990 г. .

От редакции
Как нам сообщили в Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, преосвященного Тихона в Казахстане помнят и почитают. На полигоне Жаналык, где расстреляно более 4 тыс. человек, покоится и владыка, там регулярно совершаются панихиды и молебны, туда приезжают паломники. Однако вопрос о возможном прославлении владыки пока остается открытым, так как с его следственного дела в архиве еще не снят гриф «секретно».

Справка
Архимандрит Тихон (Константин Иванович Шарапов) родился 7 апреля 1886 г. в городе Тула. В шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Бёлевскую Введенскую Макариевскую пустынь Тверской епархии. Через 2 года принял иноческий постриг. В 1911 г. зачислен в состав братии Успенской Почаевской лавры, пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона. С 1912 г. пресвитер. Был главным редактором журнала «Русский инок». В августе 1914 г. участвовал в Галиции в работе по воссоединения местных униатов с Православной Российской Церковью. С апреля 1915 г. иеромонах Тихон полковой священник 177-го Изборского пехотного полка, в котором организовал полковое православное братство Христа Спасителя. За усердное служение в 1916 г. был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из Первой мировой войны иеромонах Тихон служил в подворье Почаевской Лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что снова был отмечен Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, издавал миссионерско-апологетическийо журнал «Православие». В том же году на протяжении нескольких месяцев за свою деятельность он содержался под арестом в греко-католическом базилианском монастыре в местечке Бучача Тернопольского округа(8).

Примечания:

1)Листовка Карловацкого Синода о положении Православной Церкви в Польше в редакции архимандрита Тихона (Шарапова). Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 2-х л.

2)Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 116–117.

3)АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об.

4)Деяние Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 12 апреля 1924 года, в столичном городе Варшаве // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 12–15. С. 3.

5)Письмо архимандрита Тихона (Шарапова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому). 29 июня / 12 июля 1924 г. Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 1 л.

6)Акт Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 16 августа 1924 года, в Почаево-Успенской Лавре // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 36. С. 2–3.

7)Там же. Л. 27, 28, 33.

8)Архив Успенского Жировичского монастыря (АУЖМ). Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1–1 об.; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 75; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 297, 299.

21 мая 2020 г. 09:34
Ключевые слова: Белоруссия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00