iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Аналитика
протодиакон Андрей Кураев
21 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Кого оскорбляет вид священнослужителя в рясе?

Администрация завода "Форд" во Всеволожске (Ленинградская область) не разрешила профессору Московской духовной академии диакону Андрею Кураеву совершить экскурсию по сборочному цеху предприятия. "Коллектив у нас многонациональный, и мы боимся, что вид православного священнослужителя в рясе оскорбит религиозные чувства кого-то из наших сотрудников", — так, по словам о. Андрея, ему объяснили причину отказа

29–30 октября диакон Андрей Кураев по благословению митрополита Санкт-Петербужского и Ладожского Владимира прочел лекции о православии в четырех школах и в двух домах культуры г. Всеволожска. Во Всеволожске находится единственный российский завод, собирающий автомобили марки «Форд».

«За месяц до приезда во Всеволожск я попросил местного о. благочинного узнать, могу ли я пойти на экскурсию на завод “Форд”. Мою просьбу руководству компании передал глава администрации района. Экскурсии, в принципе, там разрешаются и организуются», — сказал о. Андрей. Он подчеркнул, что его просьба не носила миссионерского или богослужебного характера.

Руководство завода в течение месяца медлило с ответом и затем отказало диакону в его просьбе с формулировкой: "Поскольку наш рабочий коллектив многонационален, то мы можем допустить отца Андрея только при условии, что он будет в светской одежде, так как боимся, что вид православного священника может оскорбить религиозные чувства кого-то из наших сотрудников».

Диакон Андрей Кураев отказался от экскурсии на таких условиях, объяснив это тем, что он бывал на многих предприятиях в России и за рубежом, читал лекции во многих университетах мира, и нигде ему не ставили условия, связанные с отказом от духовного платья. "Я преподаватель семинарии. И если я увижу, что какой-то мой ученик оскорбляется при виде мусульманина, иудея или буддиста в их одежде, то это моя педагогическая проблема, моя недоработка", — заявил о. Андрей. По его мнению, если сотрудников компании «Форд» оскорбляет вид православного священника, то это является внутренней проблемой самой этой организации.

Диакон Андрей Кураев напомнил, что администрация завода во Всеволожске 31 октября обязала сотрудников работать в бесовских масках в честь "праздника" Хеллоуин. "Если вспомнить, что господин Форд собирался на Ходынском поле в Москве строить кришнаитский храм 52 метров высотой, а его компания активно спонсирует программы гомосексуалистов, то, простите, я не очень верю тому, что они просто толерантно относятся ко всем религиям, — резюмировал о. Андрей. — Как бы то ни было, это не повод для устранения любых напоминаний о христианстве. В конце концов, большинство работников завода живут в Санкт-Петербурге — городе, носящем имя святого апостола Петра".

Особо значимым представляется то обстоятельство, что, по словам пиар-менеджера завода, решение об отказе принималось в Германии — на уровне руководства европейского дивизиона американской транснациональной компании, сообщил отец Андрей. В таком случае это решение носит принципиально идеологический характер, и оно означает, что у хозяев глобальной экономики — транснациональных корпораций — есть своя тотальная и жесткая идеология — идеология "политкорректности".

"Мне неизвестны случаи, когда филиалы таких компаний отозвались бы на просьбы о помощи епархий, участвовали бы в миссионерских программах, — сказал о.  Андрей. — Кажется, эти колонизаторы так ничему и не научились в опыте своего изгнания из Африки и Азии. По-прежнему то же презрение к культуре туземцев". 

Транснациональные монополии желают видеть своих сотрудников космополитами, у которых нет ничего, кроме трудовых функций, никакого культурного, национального, религиозного своеобразия, считает отец Андрей. Он отметил, что это "мелочь, но мелочь, по которой можно составить представление о динозаврах будущего".

Анна Курская
21 ноября 2008 г.
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00