выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи
ЖМП № 9 сентябрь 2024 /  28 сентября 2024 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Стяг со Спасом

О ПРИСВОЕНИИ ИМЕН СВЯТЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ РОССИЙСКОЙ АРМИИ 

В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.

Позывной «Японец»

У бойцов из подразделений, взявших имена святых, разное отношение к вере. Есть те, кого можно увидеть на богослужении в воинском храме, они получают благословение у священника, идя на боевое задание, и стараются чаще причащаться. А есть и такие, которые пока не спешат в храм. Но то, что у них появился небесный покровитель, все равно рождает в их душах гордость, и они все чаще задумываются о Боге, в том или ином качестве ощущая Его незримое присутствие в своей жизни.

На плече бойца с позывным «Гулливер» шеврон с изображением святого Димитрия Донского.

— То, что наш батальон носит имя святого князя, придает ребятам внутреннюю силу, — говорит он. — Они идут на задание с верой, что по молитвам к святому Димитрию он защитит и укрепит в бою.

— Я чувствую над нами покров святого архангела Гавриила, его благословение.

Думаю, что именно с этим связано небольшое число наших потерь, хотя мы участвовали в сложных боевых операциях, — признается боец с позывным «Барс» из батальона архангела Гавриила.

— Решение о том, чтобы именоваться в честь святого архангела Михаила, принимали всем батальоном. Мы не ждем, что он решит за нас все задачи, но верим, что он нам в этом поможет, — объясняет комбат батальона в честь архангела Михаила с позывным «Алфавит».

Но от кого, когда и почему на СВО пошла инициатива давать воинским подразделениям имена святых?

— Эта идея родилась у высокопоставленного офицера из ДНР с позывным «Японец», — начинает рассказ военный корреспондент телеканала «Спас» Андрей Афанасьев.

Случилось так, что командование одного из батальонов, собранного из мобилизованных резервистов Донецкой Народной Республики, столкнулось с массовым отказом выполнять боевые задачи (на военном языке таких бойцов называют пятисотыми). Командир предложил отправить их на гауптвахту, но Японец возразил: «Тогда завтра пятисотых станет больше. Потому что там кормят, тепло и не убивают». И начал проводить с ними «профилактические беседы». Японец не принуждал, не наказывал, не запугивал, а просто говорил о чести, о совести, но в первую очередь­ — о Боге. Ведь боец должен не только понимать, во имя чего рискует своей жизнью и здоровьем, но и почему убивает противника. Это и старался объяснить Японец.

Он рассказывал о своих боевых заданиях, показывал иконки святых, которым молился, делился духовным опытом, как в минуты душевного смятения молитва этим святым укрепила его дух и помогла не только выжить, но и выполнить боевое задание. В итоге все 196 человек, с кем он поговорил, вернулись в строй. А Японцу окончательно стало ясно, что для поднятия воинского духа бойцам нужно прикоснуться к своим духовными истокам, то есть к православной вере.

— Ведь если им объяснить исторический и духовный контекст, воссоздать всю полноту картины — что предшествовало настоящему конфликту и почему важно победить, то они действительно начинают больше понимать. А рассказать об этом может лучше всего священник, — заключает Андрей Афанасьев.

Поэтому Японец обрадовался, когда к нему приехал директор ТК «Спас» Борис Корчевников, небезосновательно полагая, что телеканал поможет в поиске духовенства для окормления военнослужащих. Как глубоко верующий человек, он хорошо понимал, что молитва, таинства, общение со священником, беседы по-­настоящему укрепляют дух и помогают побороть страх. Вскоре бойцы убедились, с кем воюют на самом деле, когда стали известны факты бесчеловечного отношения к пленным, а в захваченных расположениях противника обнаруживали знамена с сатанинской символикой.

— Отправившись весной 2022 года в командировку в Донецк на встречу с Японцем, я взял с собой первую партию стягов с образом Спаса Нерукотворного и с удивлением узнал, что Японец уже распространяет их среди бойцов, — вспоминает Андрей. — Получается, мы с ним были среди первых, кто интуитивно понял, что эта икона должна стать главным объединяющим символом Российской армии в зоне СВО. Известно, что в 1164 году святой князь Андрей Боголюбский отправился в поход против волжских булгар и взял с собой иконы Спаса Нерукотворного и Богородицы. По преданию, от них произошло много знамений, а сам князь вернулся домой с победой и в благодарность Богу утвердил отмечать 1 августа (ст. ст.) праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (внесен в церковный календарь).

С той поры этот стяг обозначал место русских князей на поле боя и присутствовал с ними на всех сражениях. Упоминание об этом можно найти в текстах летописцев об Александре Нев­ском и Димитрии Донском, а также в «Задонщине» — памятнике древнерусской литературы конца XIV века, прославляющем победу русских войск в Куликовской битве 1380 года. В дополнение Японец предложил делать шевроны со Спасом. Он объяснил это тем, что каждому военнослужащему нужен некий индивидуальный предмет (шеврон), который помогал бы ему чувствовать свою причастность к православной вере и русскому воинству.

Батальоны с именами святых

Идея присваивать подразделениям имена святых стала естественным продолжением духовного возрождения в армии. Иногда это была инициатива нескольких верующих бойцов, как в батальоне, который сначала назывался «Русь». А потом, построив у себя воинский храм, бойцы из «Руси» попросили освятить его в честь Святаго Духа, а свое подразделение наименовать в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. В батальоне, названном в честь архангела Михаила, о присвоении этого имени ходатайствовал комбат, очень почитающий святого.

Бойцы и командир 39-го отдельного аэромобильного медицинского отряда ВДВ на форуме «Армия-2023» подошли к стенду Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Русской Православной Церкви и сказали, что давно хотят, чтобы их подразделение носило имя святого.

— Мы предложили отряду взять имя святого великомученика Георгия Победоносца, и они с радостью согласились. Командир у них — верующий воцерковленный человек, и видно, что он пример для подчиненных, — говорит сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священник Георгий Шабалов. — Это те ребята, кто под пулями вытаскивают раненых с поля боя, оказывают им первую медицинскую помощь.

Инженерно-саперная рота, получившая имя в честь Сорока мучеников Севастийских, действовала так: один из бойцов 5-й бригады имени Александра Захарченко через популярный сайт для военкоров пригласил в бригаду священника. А через некоторое время от него пришло письмо с вопросом, как присвоить их подразделению имя святого. Одна из задач этой роты — прокладывать дорогу штурмовым отрядам к позициям противника, иногда под непрерывным огнем.

— Идя на задание, они намеренно не берут с собой оружие, чтобы избежать искушения ответить на огонь врага, но у них есть две гранаты, — объясняет Андрей. — Саперы несут на себе мины, а в руках у них щуп. Перемещаясь в кромешной тьме по нейтральной территории, им нужно обойти и вражеские мины, и свои. Они говорят: мы молимся постоянно, ведь по сути ты потенциальная мишень для вражеского снайпера или дрона, который может определить тебя тепловизором. И в этих условиях защитить может только Господь и Его святые.

С мучениками Севастийскими их связывает то, что бойцы вынуждены в любую погоду, в том числе в мороз, ползти по земле, не имея возможности согреться. Командир посвятил нас в такую подробность:

— Мы перед выходом кладем руки на землю, чтобы холод проникал в пальцы, в конечности, так мы меньше заметны тепловизорам противника. А потом ползем и тащим за собой мины.

Когда их рота получила имя в честь Сорока мучеников, командир признался:

— Мы перестали терять людей. Я боюсь даже об этом говорить, но это так.

Со временем, конечно, начались и потери, все-таки война. Кстати, он воцерковлен и горячо радеет за то, чтобы во всех подразделениях были военные священники.

В одной из командировок Андрей Афанасьев познакомился с настоящим героем из числа «севастийцев» с позывным «Белорус». Его задачей было расчистить дорогу штурмовикам перед штурмом здания бывшего банка. Казалось, это невозможно — насколько плотным был огонь и укрепленным объект. Перед операцией бойцы молились в блиндаже. Белорус выполнил задание, и штурмовая группа захватила намеченный опорник. И, слава Богу, никто из них не погиб.

Батальон имени святого князя Александра Невского достоин того, чтобы о нем написали книгу.

— Это подразделение прикрывало опасный участок фронта, так называемые Донецкие ворота, где на тот момент ожидался массовый прорыв противника в город. В подразделении было всего несколько сотен резервистов, наспех обученных и не вполне укомплектованных, — продолжает свои рассказы Андрей. — И Японец решил создать у противника ошибочное впечатление, что здесь работают обстрелянные профессионалы. Он попросил боевых друзей помочь ему сымитировать деятельность многочисленной группировки спецназа и тем самым отбить у врага желание атаковать. Вызвались помочь два спецназовца, одного из них звали Александр с позывным «Невский». Операция прошла успешно, но Александр погиб. Бойцы настолько прониклись к нему уважением и благодарностью, что посчитали нужным увековечить его память и приняли решение подразделению взять имя его небесного покровителя — святого князя Александра Невского.

Смелого пуля боится

Главное отличие подразделений с именами святых в том, что в их расположении есть храм, молельная комната или молитвенный уголок. Необходимость этого давно поняли командиры.

— Один из моих собратьев как-то сказал, что когда военное подразделение берет имя святого, то совершается как бы его крещение, — ­говорит отец Георгий Шабалов. — И хотя само таинство не возводит нас в ранг святых, оно дает некий ориентир и смысл, так что люди начитают стремиться к духовному идеалу.

Проявляется это в том, что в расположении сначала организуют место для молитвы, а потом и храм. И даже пусть там молится не очень много бойцов, но в подразделение начинают регулярно приезжать священники. Это значит — там звучит проповедь, совершаются богослужения, а желающие могут креститься.

— Там, где есть храм и люди ассоциируют себя с небесным воинством, совершенно другой дух, — размышляет комбат батальона в честь святого архангела Михаила с позывным «Алфавит». — Ведь на войне человек постоянно находится в состоянии стресса, иногда это длится сутками. И боец, естественно, устает, он же не робот. Но, приходя в храм и общаясь со священником, исповедуясь, молясь на богослужении и чувствуя вокруг себя эту благодатную атмосферу, обретает в душе покой и умиротворение. У нас даже воины, возвращаясь в два-три часа ночи с боевого задания, утром идут причащаться. Это говорит о том, что человек внутри меняется, становится ближе к Богу, делается чище.

Священноначалие благословило военные отделы Московской митрополии окормлять батальоны с именами святых. По наблюдениям председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Московской митрополии протоиерея Марка Ермолаева, чем дольше священник живет в лагере (пусть даже и с перерывами), тем больше бойцов приходит в воинский храм. Ведь он не только служит Литургию, молебны, литии, обустраивает храм, помогает ухаживать за больными и ранеными. Его задача — общие и частные беседы с бойцами и командирами.

— Это серьезный разговор о смыслах вероучения, о Боге, о человеке, — говорит отец Марк. — А тему частных бесед регламентировать невозможно. Например, боец поссорился с девушкой, переживает и хочет обсудить этот конфликт со священником. А бывает, люди задают глобальные вопросы — о жизни и смерти, об истории России и роли в ней Православной Церкви.

— На войне не всегда найдешь человека, с кем можно поговорить по душам, — признается один из бойцов, — открыть ему какие-то свои тайны, которыми не с кем поделиться, а потребность такая есть. И таким человеком, кто выслушает и поймет, что-то подскажет, посоветует, поделится своим опытом, может стать священник.

Иерей Георгий Шабалов побывал уже в шести командировках «за лентой» и заметил, что со временем в бойцах накапливается психологическая усталость от войны, в душе может поселиться уныние.

— Но молитвенная жизнь и общение со священником помогает с этим бороться, — утешает он. — Потому что священник — тот, кто всегда поддержит, найдет нужные слова. Может быть, это будет несколько обычных фраз, но они так лягут на сердце, что бойцу станет намного легче. Проблема в том, что военнослужащий не всегда может осознавать, насколько он в этом нуждается.

Нередко у бойцов со священником складываются отношения на уровне чадо — духовник. И благодаря доступным средствам связи их общение не прерывается.

Однако и у священников в военных условиях случаются искушения, когда нужно уметь проявить твердость характера, даже жесткость, но при этом оставить человеку возможность для покаяния.

С таким случаем столкнулся настоятель Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов). В подразделении морской пехоты, которое он окормлял, один из ротных командиров был убежденный язычник. Во время регулярных бесед с личным составом этот командир открыто демонстрировал священнику свое пренебрежение, перебивал его, вступал в эмоциональные споры, мог даже закурить на молебне. Но и отец Сергий спуску ему не давал, всегда отвечал на провокации спокойно и твердо, а порой решительно настаивал, чтобы ротный и вовсе покинул место богослужения. В итоге одержала верх спокойная и взвешенная позиция священника. Однажды командир пришел к нему и спросил:

— Батюшка, можете меня крестить?

— Мне нужно понять, насколько ты к этому готов. Особенно учитывая твой предыдущий духовный опыт, — ответил ему отец Сергий.

— Я ухожу на боевое задание и могу не вернуться. Крестите меня, пожалуйста, — тихо попросил он.

Однако, не вполне уверенный, что это искреннее желание бойца, а не очередная манипуляция с его стороны, священник все же ответил:

— Я буду за тебя молиться, чтобы ты вернулся живым и здоровым. Потом поговорим.

И он вернулся. Отец Сергий его крестил. Ротный стал настоящим православным христианином. Из таких небольших побед складывается положительное отношение военнослужащих к конкретному священнику и к Церкви в целом.

— В батальоне имени святого князя Димитрия Донского и в батальоне «Русь» (в честь Всех святых, в земле Русской просиявших) я наблюдал, что рядовые бойцы и их командиры (комбат и начальник штаба) регулярно сами совершают ежедневное молитвенное правило, молятся в войсковом храме перед выходом на боевое задание, — говорит отец Георгий Шабалов и продолжает: — Трудно сказать, был бы у них храм, если б их подразделения не носили имена святых? Приезжал бы к ним священник? Какой была бы их духовная жизнь? Верующий человек верит в бессмертие души, и вера помогает ему победить страх. В критической ситуации, оставаясь внутренне спокойным, он перестает совершать ошибки. Не случайно есть поговорка: смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.

Отец Димитрий Василенков в одной из своих книг пишет, что в бой идут не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить. И когда мысль выжить и победить становится мотивационной основой, у бойца пропадает страх. В экстремальной ситуации, в том числе под обстрелом, люди нередко матерятся, теряют душевное равновесие, часто впадают в панику. Из человека выходит самое плохое. Но если человек будет молиться, то Господь сохранит его, и тому есть много примеров. Это возможно, только если он заранее выработает в себе этот навык, приучит себя к молитве.

— Если ты не будешь молиться, то находиться в условиях боевых действий будет очень тяжело, — говорит офицер с позывным «Ухо». — Прежде я относился к Богу потребительски, обращался к Нему, только когда сильно припечет, но здесь ко мне пришло осознание, что молитвенное обращение к Богу не просто нужно, а необходимо, причем каждый день. Когда есть возможность, выполняешь все молитвенное правило и к этому же призываешь своих бойцов. Однажды мы вместе с товарищем оказались в окопе под перекрестным огнем. Он был неверующий. Я сказал, что нужно молиться, чтобы выжить. Мы молились Богородице. В нас не случилось ни одного попадания, хотя снаряды и мины изрыли все вокруг. А у меня было ощущение, будто наш окоп накрыт невидимым куполом.

Присвоение подразделениям имен святых идет довольно успешно, и отношение к духовенству в армии постепенно меняется.

— Никто из военнослужащих, в том числе из командного состава, больше не удивляется появлению духовенства и не смотрит на нас как на досадное недоразумение, которое непонятно откуда взялось и непонятно зачем тут находится, — говорит отец Марк Ермолаев. — Наша проповедь в рядах Вооруженных сил стала повседневностью. Во всех подразделениях у священников сложились нормальные партнерские отношения со старшими офицерами, в том числе и по воспитательной работе. Я бы назвал их соработничеством. Даже там, где к нам поначалу относились утилитарно, видя в нас только инструмент для повышения дисциплины и оздоровления климата внутри воинского коллектива, отношения постепенно перерастают в дружбу, появляется стремление к воцерковлению со стороны командиров. Надеюсь, это поможет сохранить веру и наши воинские традиции, которые всегда были укоренены в Православии.

                                                                                       Фото Дениса Григорюка и диакона Максима Лобачева


    Автор благодарит священника Георгия ­Шабалова и военного корреспондента ТК «Спас» Андрея Афанасьева за помощь в подготовке статьи.

28 сентября 2024 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00