выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Аналитика
Подъем креста на купол
ЖМП № 6 июнь 2015 /  6 июля 2015 г. 13:50
версия для печати версия для печати

Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории

В ЗДАНИИ, ГДЕ В 1917 ГОДУ ПРИНИМАЛОСЬ РЕШЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПАТРИАРШЕСТВА, РАЗМЕСТИТСЯ ГЛАВНЫЙ КОРПУС ПСТГУ

Воссоздание Московского епархиального дома с храмом Святого равноапостольного князя Владимира завершено. За два года полномасштабных восстановительных работ зданию полностью возвращен исторический облик. У главного западного фасада выросла колокольня, завершены общестроительные работы, во всех исторических помещениях заканчивается отделка интерьеров. Преподаватели, выпускники и студенты факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) расписывают Князь-Владимирский храм. Его великое освящение намечено на 26 июля. В недалеком будущем учебные аудитории в обоих боковых крыльях главного здания займут студенты Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) и богословского факультета ПСТГУ.

В память о Поместном Соборе

Впервые вопрос о передаче исторического здания Московского епархиального дома ПСТГУ прозвучал на официальной презентации нового вуза 8 декабря 1992 года — ровно 90 лет спустя после возведения дома № 6 по Лихову переулку и освящения Князь-Владимирского храма. Церковная иерархия и широкая общественность эту идею восприняли как справедливую и логичную. Ведь до революции Московский епархиальный дом совмещал в себе богослужебные и миссионерские функции с задачами богословского образования для мирян (в том числе и для женщин), программы народного просвещения, издательства православных периодических журналов, социальные и благотворительные начинания. Он был крупнейшим просветительским и церковно-культурным центром в России.
Богослужения в храме совершались ежедневно. За воскресными вечернями пел «народный» хор прихожан, после чего устраивались беседы религиозно-нравственного характера. Здесь же располагалось снискавшее общероссийскую известность Миссионерское общество, два просветительских братства (Кирилло-Мефодиевское и во имя святителя Петра), редакции журналов «Московские церковные ведомости» и «Воскресные беседы», а также обширная епархиальная библиотека с общедоступной читальней, церковно-археологический музей с уникальными собраниями и отдел распространения духовно-нравственных книг.

Но всё же главное историческое наследие дома в ином. Именно здесь принималось историческое решение о восстановлении патриаршества на Руси, а 5/18 ноября 1917 года московский митрополит Тихон был избран на Пат­риарший престол. В память о работе Собора большой парадный аванзал на втором этаже, в котором проходили заседания, стал называться Соборной палатой. Работа Собора, как известно, была насильственно прервана 20 сентября 1918 года. К тому моменту уже более полугода как был зверски убит в Киеве почетный председатель Собора и создатель Московского епархиального дома, первый священномученик из числа архиереев киевский митрополит Владимир (Богоявленский). В дальнейшем каждый второй участник Собора был репрессирован, или пострадал за веру, или принял мученическую смерть. Сейчас около 50 из них причислены Церковью к лику новомучеников и исповедников Российских.
В том же 1918 году в Епархиальном доме начались занятия Православной народной академии — уникального высшего учебного заведения, в котором миряне получали богословское образование. Но в силу понятных причин проработать ему довелось недолго.

Путь ко второму рождению

Вскоре новая власть отняла Епархиальный дом у Церкви. Все церковные структуры отсюда изгнали. Музейные коллекции и библиотеки были разграблены, храмовое убранство уничтожено. Тяжелый советский период жизни дома начался с чехарды «квартирантов». Главполитпросвет с Академией коммунистического воспитания им. Крупской сменил Химико-технологический институт им. Д.И. Менделеева, уступивший в свою очередь место знаменитой студии «Межрабпом-Русь» (кстати, именно тут, в Лиховом переулке, на ведущей кинофабрике этой студии под названием «Рот-фронт» снимался первый отечественный звуковой фильм «Путевка в жизнь»). Ей наследовал правопреемник — Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ). И все довоенные годы здание нещадно перестраивали — исказился не только внешний облик, но и сама память о предназначении дома. Особенно на этом поприще отличился советский зодчий Георгий Олтаржевский, по проекту которого над правым крылом надстроили четыре этажа, снесли колокольню и золотой купол, а внутренний объем перерубили железобетонными перекрытиями на шесть этажей. На излете советской эпохи на одном из них на месте алтаря располагалась столовая.

«Впервые придя в Лихов переулок, мы даже не узнали бывший дом. Видели тот самый адрес и… советское оштукатуренное здание с весьма безобразным фасадом: настолько оказался изменен внешний вид. Только войдя во двор, поняли: это именно то строение (очертания алтаря можно было различить), хотя и здесь к апсиде снаружи пристроили лифт, — вспоминает ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. — Внутри убедились: пространство Соборной палаты сохранилось, но тут оказался перестроен потолок и изменен интерьер. К сожалению, в 1992 году власти нас не услышали, отказавшись вернуть Епархиальный дом Церкви. В перестроечные и первые постсоветские годы ЦСДФ пережила несколько кризисов, увенчавшихся в итоге ложным банкротством. Здание было продано в частные руки, над ним нависла угроза окончательного уничтожения. Началась сложная изматывающая борьба за возвращение дома в судах. Нам пришлось пройти через три десятка процессов. В разгар тяжбы защищавший наши интересы адвокат был убит. Только в 2004 году благодаря совместным усилиям нашего вуза и его попечительского совета, при поддержке Святейшего Патриарха Алексия II и президентской администрации здание было возвращено Церкви для размещения в нем ПСТГУ».

Но легко сказать — «размещения». На полученные от благотворителей Свято-Тихоновского университета средства за четыре года удалось сделать многое: разобрать позднейшие надстройки, отремонтировать крышу, освободить объем Князь-Владимирского храма от перегородок и перекрытий, увенчать его новым позолоченным куполом с крестом. Из затопленных подвалов откачали воду, а на первом этаже устроили новый храм в честь святого Патриарха Тихона и отцов Поместного Собора 1917–1918 годов, где начались регулярные богослужения. И всё же это была лишь подготовка к настоящему воссозданию. Стало очевидно: без помощи государства привести в порядок всё здание, а тем более выполнить амбициозную задачу — сделать Московский епархиальный дом главным корпусом ПСТГУ — в обозримое время нереально. Работы оживились в 2010 году, когда стройплощадку посетил возглавивший попечительский совет ПСТГУ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он благословил воссоздать дом в соответствии с утвержденным проектом и принял деятельное участие в организации финансирования дальнейших восстановительных работ.

Подарок к тысячелетию

В июле позапрошлого года президентским указом была создана рабочая группа для подготовки и координации юбилейных мероприятий к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Возглавил ее первый заместитель председателя попечительского совета ПСТГУ, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Александр Беглов. Одним из главных мероприятий программы в Москве стало восстановление Московского епархиального дома с Князь-Владимирским храмом.
Сейчас холдинговая компания «ГВСУ Центр» основном создала инфраструктуру здания, смонтировала внешние и внутренние инженерные системы и оборудование, лифты и подъемники. Заканчивается отделка Соборной палаты, благоустраивается территория. Завершение убранства Князь-Владимирского храма запланировано на ближайшие недели.

Вместе с проректором по развитию ПСТГУ Еленой Марковой обходим этажи. Даже неспециалисту очевидно: за год с небольшим проделана колоссальная работа. Главный результат сегодня: дом воссоздан в его внешних координатах. Пристройка с западной стороны полностью воспроизводит исторический главный фасад. Заново возведена разрушенная в советское время колокольня, в ярусе звона которой уже висят колокола. Теперь главный вход в Епархиальный дом, прежде углубленный по отношению к красной линии, стал чуть ближе к тротуару и к проезжей части.
В перестроенной крыше, скрытой фасадом, появился мансардный этаж, где разместится университетская библиотека. Пока довольно трудно представить, как интерьеры будут выглядеть после официальной приемки дома и торжественного разрезания красной ленточки. Маркова увлекает автора в глубь подвальных коридоров: «Вот тут будет студенческая столовая, по центру — гардероб. Видите исторические своды? Восстановили все до единого, ни один не пострадал, хотя для этого пришлось предпринять титанические усилия по перекладке коммуникаций».

Специальный дизайн-проект всех интерьеров выстрадан и просчитан, что называется, до последнего гвоздя. Необходимые работы по чистовой отделке и художественному убранству определялись и утверждались художественным советом ПСТГУ под председательством ректора вуза с активным участием главного древлехранителя Московской (городской) епархии протоиерея Леонида Калинина. Единственная состоящая на государственной охране мемориальная часть здания восстанавливается по сохранившимся дореволюционным проектам и описаниям, а также в соответствии с деталями стен и убранства, которые удалось раскрыть под советской штукатуркой. В перспективе здесь разместится небольшой музей ПСТГУ, будут проходить университетские и общецерковные образовательные и культурно-просветительные мероприятия.
Университет получает в свое пользование и еще одно здание в Лиховом переулке — небольшой соседний четырехэтажный дом № 4. Сейчас здесь развернут штаб строительства, размещается инженерно-технический персонал фирм-застройщиков. В дальнейшем же в этих помещениях разместятся административные и учебные подразделения ПСТГУ.

Историческая справка
Московский епархиальный дом построен по инициативе и благословению митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) в 1901–1902 гг. по проекту известного зодчего Петра Виноградова (1858–1910). Здание включало в себя административные, лекционные помещения, Соборную палату (так она стала называться в ходе Поместного Собора 1917–1918 гг.) и Князь-Владимирский храм. Росписью и убранством храма занимался иконописец и реставратор Василий Гурьянов (1867–1920). В числе жертвователей на постройку дома были члены царской семьи.
Закладка домового Князь-Владимирского храма состоялась 14 июня 1901 г., он был освящен 30 декабря 1902 г. На торжествах присутствовали генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной. Первым настоятелем Князь-Владимирского храма был иеромонах Петр (Зверев; †1929), будущий воронежский архиепископ-священномученик. С 1907 г. настоятелем храма и организатором всей просветительской, миссионерской и противосектантской деятельности при Епархиальном доме стал протоиерей Иоанн Восторгов (†1918), также будущий священномученик.

"Пример оставил по себе потомкам отменныя храбрости, кроткаго правосудия, щедролюбия к требующим и теплаго усердия к истинному Богу. Поползновения буйной младости загладил человеколюбивыми делами умеренныя и кроткия старости. По всем делам геройства от защищеннаго, расширеннаго и прославленнаго своего народа справедливо приобрел проименование Великого, имя Святого — от основанной, снабденной и украшенной Российской церкви".
Михаил Ломоносов. Древняя российская история

6 июля 2015 г. 13:50
Ключевые слова: ПСТГУ
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00