выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Аналитика
Хиротония
ЖМП № 1 январь 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий

Положение о хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, было принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 3 февраля 2011 года. Необходимо подчеркнуть, что практика хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, рассматривается в Положении как исключительная (п. 1 Положения). В Положении устанавливаются определенные требования к кандидату на хиротонию в безбрачном состоянии без принятия монашества, к числу которых относятся следующие:

1. возрастной ценз: хиротония безбрачных лиц может совершаться только по достижении ими 30-летнего возраста (п. 2 Положения);

2. образовательный ценз:

а) кандидат на хиротонию, будучи безбрачным лицом, не состоящим в монашестве, обязан до хиротонии получить законченное высшее очное образование в семинарии, академии или ином признаваемом Русской Православной Церковью высшем учебном заведении, предоставляющем богословское образование;

б) в случае получения вышеуказанного образования заочно кандидат обязан пройти как минимум трехлетнюю практику в качестве штатного или сверхштатного, но постоянно трудящегося церковнослужителя при кафедральном соборе, патриаршем или архиерейском подворье, монастыре и т.п. по благословению правящего архиерея и под его контролем, а также под руководством опытного священнослужителя (п. 3 Положения).

Решение о хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, принимается епархиальным архиереем на основании документов, в число которых входит:
положительное представление епархиального совета, сделанное по итогам собеседования и изучения сопутствующих материалов;

письменная рекомендация духовника кандидата;

письменная рекомендация ректора духовной школ, где обучался кандидат;

письменная рекомендация настоятеля храма или монастыря, при котором кандидат проходил практику (п. 4 Положения).

Положением предусматривается составление списка клириков, рукоположенных в безбрачном состоянии без принятия монашеских обетов. Этот список должен включаться в ежегодные епархиальные отчеты на имя Патриарха Московского и всея Руси. В списке должны указываться, помимо возраста и образования клирика, причины рукоположения в безбрачном состоянии (п. 5 Положения).

Безбрачное состояние ставленника

Безбрачное состояние кандидата, не состоящего в монашестве, может определяться следующими обстоятельствами:

а) кандидат ранее не состоял в браке;

б) кандидат состоял в браке, но брак был расторгнут;

в) кандидат является вдовцом.

Указанные обстоятельства определяют исключительность хиротонии безбрачного лица, не состоящего в монашестве, в особенности в случае наступления безбрачного состояния из-за расторжения брака или же в случае, когда кандидат ранее не состоял в браке.

Данное утверждение, содержащееся в Положении, опирается на каноническую традицию Православной Церкви. Так, 5-е правило святых апостолов устанавливает запрет на развод духовных лиц со своими женами «под видом благоговения» и утверждает законность брака священнослужителей. 20-е правило Карфагенского Собора вводит требование о «побуждении» [кандидатов на хиротонию] к заключению брака или принятию монашеских обетов.

Каноническими предписаниями Православной Церкви устанавливается запрет на вступление в брак после хиротонии (Ап. 26, IV Всел. 14, Трул. 3, 6, 13, 30).

6-е правило Трулльского Собора устанавливает, что кандидат в клир, желающий вступить в брак, должен сочетаться браком до рукоположения во диаконы, пресвитеры, а также и иподиаконы.

13-е правило Трулльского Собора порицает утвердившуюся «в римской Церкви» практику рукоположения безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, и осуждает целибат как противоречащий древним апостольским установлениям. В соответствии с 5 и 26-м апостольскими правилами и 3-м правилом I Вселенского Собора, подтвержденными 13-м правилом Трулльского Собора, первый законный брак не служит препятствием к священству. Женатые ставленники не должны разлучаться с законными супругами до или после рукоположения. Священнослужитель, изгоняющий от себя законную супругу под видом благочестия, подлежит отлучению от священнодействия, а в случае упорства извергается из сана; последнему наказанию подлежит и тот, кто принуждает священнослужителя разлучиться со своей законной супругой1.
В целом же признание исключительности случаев хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве, находится в полном соответствии с канонической традицией Православной Церкви2.

Возраст ставленника

14-м правилом Трулльского Собора устанавливаются возрастные ограничения для поставления во диаконы и священники. Кандидат во диаконы должен быть не моложе 25 лет, а во пресвитеры — 303.

В Русской Церкви в синодальный период была, в частности, установлена норма, утверждавшая возрастной ценз для кандидатов во диаконы и священники соответственно 25 и 30 лет, но также вводившая новый возрастной ценз для священнослужителей. Ставленники-вдовцы или безбрачные лица, ранее не состоявшие в браке, могли возводиться в чан диакона или священника только по достижении возраста 40 лет4.

Поместный Собор 1917–1918 годов вынес в июле 1918 года определение о возведении в священный сан безбрачных лиц и понизил возрастной ценз лиц, рукополагаемых в состоянии целибата, с 40 до 30 лет5.
Именно на это постановление и содержится ссылка в рассматриваемом Положении, устанавливающем возрастной ценз для ставленников, не состоящих в браке и не принесших монашеских обетов.

1 «Понеже мы уведали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием в возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Евангелия вопиет: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр. 13, 4). Такожде: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27). Аще же кто, поступая вопреки апостольским правилам, дерзнет кого либо из священных, то есть, пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, лишати союза и общения с законною женою: да будет извержен. Подобно аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен: Правила Святых Вселенских Соборов с толкованиями. М., 2000 [репр. изд. 1877 г.]. С. 322–325.

2 См., например: Pitsakis C.G. Clerg? mari? et c?libat dans la l?gislation du Concile in Trullo: le point de vue oriental// The Council in Trullo revisited. Ed. G. Nedungatt, M. Featherstone. Roma, 1995. P. 263–306, esp. p. 280–281, 290–291.

3 Ср. 11 Неок. и 16 Карф.

4 Положение о составе приходов и церковных причтов от 16 апреля 1869 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1873. Т. 44. Ч. 1. С. 324.

5 «В изменение установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего Епископа» — Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о возведении в священный сан лиц в безбрачном состоянии от 18 (31) июля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1994 (репр. изд. 1918 г.). Вып. 4. С. 44

12 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00