выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Аналитика
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  15 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

О роли Церкви в кризисную эпоху

В истории Церкви, как и в истории народа, наблюдаются определенные периоды – эпохи и циклы становления. Но определяются они не календарем, а процессом поэтапного созревания народа для внутреннего и внешнего пре-ображения жизни, а также логикой жизни и смерти тех явлений и сил, кото-рые наполняют собою Бытие и сообщают ему значение и смысл. В жизни Церкви, как и в жизни общества, действуют некие законы, которые как бы задают определенный алгоритм ходу событий, однако характер, пафос, идей-но-нравственный смысл, эстетическую форму и силу их воздействия определяют непосредственные участники и исполнители этих исторических свер-шений.
Почил в Бозе Святейший Патриарх Алексий. Завершение его земного пути совпало, как это часто бывает с великими людьми, с завершением целой исторической эпохи, которая в значительной мере на своем завершающем этапе вобрала в себя и запечатлела образ и дух почившего Патриарха.

Вся Церковь охвачена скорбью, и многие пребывают в растерянности, ожидании и страхе перед начинающимся кризисом, который грозит на этот раз охватить весь мир и все сферы жизни. Похороны Патриарха вылились в настоящую общенациональную манифестацию печали и одновременно радости о человеке, который без навязчивого пиара, лишь только терпеливыми трудами и мудрым смирением собрал и сохранил Церковь в те трудные годы, когда распадалась великая держава и все разбегались по своим углам. Поэто-му он стал общественным мерилом правды и справедливости, сплотившем Церковь и общество вокруг главных ценностей жизни. В этом всеобщем на-родном единодушии выразилось не только почитание личности почившего, но и отчетливо прояснилось народное отношение к самой Церкви. Вдруг вы-яснилось, сколь велик кредит доверия к Церкви. Скорее, еще не окончатель-но атрофированным нравственным чутьем, чем разумом, народ тянется к Храму – и ожидает именно от Церкви ответов на насущные вопросы, кото-рые нам задает непростая современная жизнь.
Однако, суровая правда жизни каждым нелицеприятным явлением на-поминает нам о том, что не только народ строит сегодня свою жизнь на руи-нах своей истории, но и сама Церковь только-только возвращается к жизни мира после столетия гонений и агрессивного атеизма. Безбожное учение и воспитание, обездушенный образ жизни, открытая война с Богом и, как след-ствие, разрушенная жизнь человеческой души, изуродованные взаимоотно-шения человека с человеком и всеобщая война всех против всех стали нор-мой жизни современного общества. В Церковь люди приходят из этого изу-родованного мира, а не из ангельских обителей, поэтому Церковь – это не общество исключительно святых и праведников, а по большей части собрание больных, которые пришли к Врачу – общество тех, кто осознал и возне-навидел свою болезнь. Но возненавидеть болезнь и стать здоровым – это от-нюдь не одно и то же. Требуется время и много усилий, чтобы обрести духовное здоровье и силу.

Именно эта задача встает сегодня перед церковным народом во весь свой рост, потому что Церковь это не собрание самоспасающихся одиночек, а духовное братство детей Божиих, которое спасается, чтобы спасти мир, и спасает мир, чтобы спастись самим. В этом вся суть православного учения о Церкви, ибо «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 19). Но, отстраивая свой земной дом, Церковь должна еще более заботиться о духовной чистоте и высоте своего бытия в этом доме. В этом и будет основ-ная забота, главная задача, самая важная работа и, безусловно, экзамен Церк-ви на свою зрелость перед лицем Божиим.

Разверзающаяся пропасть кризиса накладывает на нас огромную ответ-ственность и заставляет внутри Церкви произвести соответствующую по-требностям времени мобилизацию всех духовных сил, средств и людей.

Горькая правда состоит в том, что с людьми уходит и эпоха. Но при этом не следует забывать о том, что эпоха – это не сама жизнь, ведь жизнь продолжается, и, значит, на место уходящей обязательно приходит новая эпоха. Уходят люди – уносят с собой эпоху и одновременно открывают и ро-ждают новую эпоху. Какая же эпоха ушла и какая грядет?

В правление почившего Патриарха было восстановлено растерзанное и изуродованное материальное тело Церкви – монастыри, храмы, духовные школы и вся необходимая для бытия Церкви материальная инфраструктура. Церковь – это богочеловеческий организм, и человеческая часть этого орга-низма должна быть воплощена в материи, без этой материи Ее воздействие на мир не может быть полноценным и всеохватным. Почивший Патриарх Алексий блестяще осуществил эту задачу. Конечно, это было бы невозможно без всенародной помощи и участия, но не забудем и о том, сколько было по этому поводу злопыхательства и откровенного противодействия. Церковь строилась и возрастала духовно, народ помогал Ей, узнавал Ее как свою ду-ховную мать – и мало-помалу воцерковлялся.
Но, осуществляя эту насущную задачу, Святейший Патриарх неоднократно, а в последнее время с особой настойчивостью напоминал всем чадам о необходимости взаимодействия Церкви с институтами культуры, ибо в со-временном мире человек возрастает и воспитывается в этих светских инсти-тутах и их средствами. И потому единственная возможность нравственно-религиозного преобразования общественной жизни – это присутствие пред-ставителей Церкви в этих институтах, и прежде всего, как отмечал почивший Патриарх, в средствах массовой информации, на телевидении и радио. Таким образом, задачи и характер новой эпохи были уже обозначены и сформули-рованы в эпоху уходящую.
Сейчас наше общество переживает болезнь, которую мы называем кризисом, но кризисы свойственны живому организму, у мертвых не бывает кризиса. Смысл и суть кризиса заключены в том, что организм борется за жизнь с тем, что его влечет в болезнь и смерть. Кризис мобилизует жизнеспособный в основе своей организм бороться и побеждать болезнь. Кризис для духовно непобежденного человека и общества – это не столько гниение и разложение, сколько созидание, кризис рождает не только потери, но и новые возможности. Время кризиса – это как раз время осмысления этих возможностей. Вот почему именно во времена кризисов бывает так востребована рели-гиозная метафизика и догматика.

Прогнозы специалистов и аналитиков в политике, экономике, области финансов, демографии, экологии и т.п. – самые неоптимистичные. Все гово-рит о том, что человечество переживает не только и не столько финансово-экономический кризис, сколько кризис смысла и образа своего бытия на земле – кризис системный, универсальный и всеобщий. С проблемами такого масштаба мир еще не сталкивался. Очевидно, специалисты по вопросам кри-зиса в названных выше отраслях могут задать нам справедливый, на первый взгляд, вопрос: чем же может помочь Церковь в разрешении таких далеких от Ее внутренней жизни отраслях как экономика, финансы, политика? Да и внутри Церкви может возникнуть вопрос: а должна ли Церковь вмешиваться в такие традиционно мирские сферы жизни? Не изменит ли это вмешательст-во саму Церковь? Не превратит ли Ее такое участие в мирских делах в чисто светский, социальный институт? Однако речь идет не о вмешательстве Церк-ви в эти сферы, а только о духовно направляющем и воспитательном Ее влиянии на мир. Да и сама история Церкви, начиная с первой проповеди и кончая Ее симфоническим соработничеством с христианскими императора-ми, есть история культурного влияния на мир, нравственного и культурного его преображения. Но для того, чтобы осуществлять такое деятельное и культурное влияние, необходимо и самой Церкви осмыслить свое отношение к культуре и участию в культурном строительстве. Поэтому, очевидно, в новую эпоху Церкви придется выработать некий документ, аналогичный социальной концепции, но уже относящийся именно к области духовной культуры общества. Этот документ должен содержать в себе прежде всего богословскую концепцию культурной деятельности и концептуальные осно-вы традиционного мировоззрения, выраженные современным языком и соот-несенные с современными проблемами человечества.

Ведь, пожалуй, именно в области мировоззрения и ожидает народ прежде всего помощи от Церкви, ибо никакое созидательное строительство не-возможно без правильной мировоззренческой основы. Нынешний кризис ох-ватывает все сферы жизни, стало быть, это кризис мировоззренческий, ибо мировоззрение человека отражается на всех видах его деятельности. Непра-вильный взгляд на человека и мир неизбежно приводит к тому, что и мир, и человек деградируют и распадаются. Таков духовный закон. И начинается этот распад с потери основных сакральных смыслов, с подмены высших ценностей низшими, с распада сознания человека, который отражается прежде всего в его языке.

Однако, чтобы осуществить такое масштабное воздействие Церкви на всю культурную жизнь, необходимо произвести и в самой Церкви перегруп-пировку и консолидацию сил в соответствии с условиями этой новой деятельности. В советскую эпоху Церковь загнали в подполье – в этих условиях о масштабной консолидации для культурного строительства не могло быть и речи. Задача стояла выжить – и выживали силами одного прихода. Любое объединение могло быть истолковано как организованное противостояние властям. Мы привыкли к такой разрозненной жизни приходов, и даже на уровне благочиния редко происходит какое-либо объединение ресурсов для решения злободневных задач. Но в новую эпоху культурным строительством невозможно будет заниматься разрозненно, силами и ресурсами одного при-хода. Эта работа должна проводиться организованно и согласованно всеми подразделениями Церкви, включая и Синодальные отделы, занимающиеся специфической деятельностью. Специфика их деятельности должна быть продумана и применена к стратегии этого общего дела Церкви. А епархии должны стать главными духовными центрами, координирующими эту дея-тельность и осуществляющими данную стратегию.

Это, так сказать, задачи человеческие, но управляет Церковью и про-мышляет о Ней Сам Бог. Поэтому в кризисную эпоху человек должен быть особо молитвенно открытым Богу, улавливая Его наставления и извлекая уроки из неудачных опытов строительства. И Бог поможет нам преодолеть все невзгоды, катастрофы и разрушения, связанные с кризисом, ибо кризис есть суд, обнажающий правду Божию и выявляющий истину жизни. Задача Церкви – вместить эту истину в своем соборном самосознании и свидетель-ствовать о ней миру.

 

15 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи