![]()
Отрок восстал против богоборцев Сто лет назад, в ночь с 18 на 19 февраля 1921 года, в тобольском арестном доме чекисты расстреляли 15-летнего Сергея Долганева — сына священномученика Ефрема Долганева и племянника священномученика Гермогена, епископа Тобольского. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) была проведена значительная работа по сбору материалов и составлению жизнеописания Сергея Долганева. Подвиг подростка и сегодня вдохновляет его нынешних сверстников. РDF-версия.
6 января 2021 г. 18:00
Протоиерей Владимир Вигилянский: «Мы стали осознавать, что являемся потомками святого» В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского (1762–1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области. В Успенском храме, где служил праведный Алексий и где покоятся его мощи, 17 августа, в день их обретения, Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава. В числе прочих владыке сослужил потомок праведного Алексия Бортсурманского, настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Читателям «Журнала Московской Патриархии» отец Владимир рассказал, как он узнал об этом факте своей биографии и как это повлияло на его жизнь и жизнь его семьи. PDF-версия.
25 ноября 2020 г. 17:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Голоса минувших эпох ожили в уникальном документально-анимационном проекте Ирины и Михаила Разумовских Сегодня, 26 августа, в российской столице представлен первый сезон документально-анимационного сериала «Живые мемории», в основе которого – воспоминания и размышления россиян разных лет о своей Родине. Десять серий, каждая продолжительностью от семи до десяти минут, представляет собой анимационный фильм с отрывками ранее изданных воспоминаний, начитанными известными актерами в сопровождении оригинального музыкального трека. Московская премьера мини-сериала на большом экране состоится 28 сентября в кинотеатре «Пионер», на 15 октября намечена онлайн-премьера на официальном канале «Кто мы. Медиа», а в декабре пройдет «живой» спектакль на основе сценариев всех серий в театре Сергея Женовача «Студия театрального искусства».
26 августа 2020 г. 23:15
Остаюсь среди христиан навсегда В марте 2020 года в соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской в чине священноисповедника был прославлен священник Вятской губернии протоиерей Николай Флоров. Он скончался 3 июля 1933 года – в день освобождения из вятской тюрьмы. О судьбе потомственного священника и талантливого проповедника, немало потрудившегося на педагогическом поприще, стало известно случайно. Сестры обители Владимирской иконы Божией Матери села Пиксур Даровского района Кировской области обнаружили принадлежавшие ему бумаги на чердаке полуразрушенного здания.
10 июля 2020 г. 10:00
30 июня в Тверской области откроется Ржевский мемориал советскому солдату 30 июня в Ржевском районе возле деревни Хорошево состоится торжественное открытие мемориала советскому солдату. Ожидается, что в мероприятии примут участие президент России Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко.
26 июня 2020 г. 15:54
Молись, но за победу немецкого воинства Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Святитель Лука Крымский: тамбовское наследие и наследники Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — один из самых почитаемых святых, прославленных Русской Церковью на рубеже XX–ХХI веков. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в медицине. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор. Благодарные и теплые воспоминания о нем хранили тамбовчане, которые молились с ним в храмах, ассистировали во время операций, пересекались с ним на жизненном пути.
10 июня 2020 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2014 /
«Величаем тя, святителю отче наш Питириме». Памяти святителя Питирима ТамбовскогоВ конце июля 1914 года — в последние мирные дни перед вступлением России в Первую мировую войну — произошло событие огромного духовного и культурного значения для Тамбовского края и всей Русской Православной Церкви. Сто лет назад Бог, «дивный во святых Своих», через многочисленные случаи чудесного исцеления явил миру нового угодника — святителя Питирима. В Тамбове при большом стечении народа прошли торжества прославления, подготовка к которым длилась два с лишним века. «И вот наконец настал давно желанный день, день открытия мощей святителя Питирима. Был ясный день. Соборная площадь с самого раннего утра до поздней ночи полна народу… Трогательным для сердца было богослужение. От всего веяло чем-то праздничным, пасхальным, а сердце радостно бьется в ожидании чего-то необычного… Вот уже пропели “Хвалите имя Господне…” По обеим сторонам гроба святителя стоит уже во всех облачениях духовенство. Один из священнослужителей снял уже покрывало с гробницы угодника Божия… Взоры всех направлены на середину собора, где на особом возвышении стоят мощи святителя… Священнослужители подняли на свои рамена гроб со святыми мощами и вышли на площадь собора через западные двери. Начался крестный ход… Соборная площадь полна народом. Заняты даже крыши домов, прилегающих к собору, верхушки деревьев, одним словом всё то, на чем можно поместиться… Многие плачут от искреннего молитвенного умиления. Наконец мощи святителя Питирима снова возвращаются через западные двери в собор. На другой день после средней Литургии мощи святителя переносятся в верхний храм кафедрального собора, где во время пения “Приидите поклонимся…” мощи ставятся на горнее место, где и пребывают до окончания литургии. Наконец окончилась поздняя литургия… К мощам святителя Питирима стали допускать больных, увечных, слепых и калек, и вдруг потоками полились чудесные исцеления от мощей святителя… А вот слепец-мальчик подходит к гробу… прикладывается к мощам святителя, и вдруг мальчик на всю церковь кричит: “Деда, я вижу тебя”»1. Так в 1914 году «Тамбовские епархиальные ведомости» писали о торжествах по случаю прославления святителя. «Неумолкаемо совершаются панихиды» Епископ Питирим родился в городе Вязьме в 1645 году. На Тамбовскую кафедру его назначил Патриарх Иоаким в 1685 году — через три года после образования епархии в 1682 году. Скончался святитель в 1698 году и был похоронен в Никольском приделе недостроенного Спасо-Преображенского собора, начало которому он положил в 1694 году. Молитвы на месте погребения епископа Питирима совершались со дня его блаженной кончины. Жители губернии помнили труды святителя по обустройству епархии, созиданию духовно-нравственной жизни, возведению храмов, устроению обителей. О народной любви и почитании святителя Питирима свидетельствует составитель первого его жизнеописания С.П. Преображенский. В 1861 году в «Кратком очерке жизни Преосвященного Питирима, 2-го епископа Тамбовского» он писал: «Со дня смерти святителя и доселе неумолкаемо совершались и совершаются панихиды при гробе его благочестивыми чтителями святой его памяти. Особенно два раза в году бывает значительное стечение народа при гробе святителя: в день Вознесения Господня и в день его кончины, 28 июля. Из разных уездов Тамбовской епархии целыми тысячами стекаются благочестивые богомольцы ко дню Вознесения Господня, начиная со вторника до дня Вознесения включительно, с раннего утра до поздней ночи наполняют собор и служат панихиды по святителю Божию, при гробе его. Еще торжественнее и величественнее бывает собрание в день памяти святителя 28 июля… Несмотря на вместимость собора, особенно за позднею литургией, стечение народа бывает так велико, что верхний и нижний храм, паперти, крыльцо и лестницы с нижнего в верхний этаж набиваются битком, и за всем тем недостает места для богомольцев»2. В благодарность за исцеление В конце XVIII — начале XIX века на гробнице в Спасо-Преображенском соборе начали совершаться чудеса исцелений. В 1832 году по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) в соборе появилась особая книга под названием «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского», куда духовенство записывало чудеса, совершавшиеся у гроба. Несомненно, до Преосвященного Арсения доходили рассказы о почитании святителя благочестивым народом и о случаях его благодатной помощи, поэтому он распорядился фиксировать все чудеса и сведения, указывающие на святость епископа Питирима, что придавало чудесам церковный авторитет и способствовало его широкой известности. Возможно, что поводом для такого решения епископа Арсения стало торжественное прославление святителя Митрофана Воронежского, друга и сподвижника епископа Питирима, состоявшееся в 1832 году. Святитель Митрофан неоднократно указывал на тамбовского архипастыря как на подвижника, усердные молитвы которого слышит Бог. Так, в 1843 году у помещицы Курской губернии Марфы Михайловны Бибиковой после сильного удара отнялись ноги. Она слезно молилась святителю Митрофану Воронежскому, который явился ей в сонном видении и сказал, что она получит исцеление, но не от него, а от угодника Божия Питирима. В июне 1843 года помещица посетила город Тамбов, и после ее усердных молитв на гробнице епископа Питирима болезнь отступила. Исполненная благодарности за исцеление, она «хотела устроить над его гробницею великолепный балдахин, как над угодником Божиим, но преосвященный Николай не дозволил ей. Потом г-жа Бибикова, не оставляя своего усердия, устроила на гробницу высеребренную доску с изображением святителя, в одной руке держащего крест, а в другой Евангелие, и вместе с тем пожертвовала на гробницу бархатное с серебряными кистями покрывало»3. В первой части книги «Описание чудес…», которая охватывает период с 1832 по 1867 год, собраны сведения о 148 чудесах. Каждый день, а иногда и по несколько раз в день на гробнице епископа служились заказные панихиды. Страждущие получали исцеления от болезней, порой в безнадежных случаях. К святителю Питириму обращались не только жители Тамбовской губернии. По его молитвам получали исцеление жители городов и сел, расположенных за сотни верст от Тамбова. Иногда к святителю обращались и представители других христианских конфессий. Протестант Михаил Ранг, «наслышавшись от многих о чудесных исцелениях»4, происходящих у гроба святителя, обратился к нему с молитвой исцелить тяжело болящего трехлетнего сына, после чего его сын выздоровел. В XIX веке в Тамбовской губернии начали писать портреты святителя Питирима. Их можно было приобрести в Спасо-Преображенском кафед-ральном соборе города Тамбова. В 1857 году монахиня девичьего монастыря Смоленской губернии «отправилась из Тамбова в свой монастырь, позаботившись предварительно отыскать для себя портрет исцелившего ее угодника Божия Питирима»5. Это является свидетельством почитания святителя еще до его причисления к лику святых. Репетиция торжеств К концу XIX века в Спасо-Преображенском кафедральном соборе сложился определенный порядок празднования дня памяти святителя Питирима, как об этом свидетельствуют «Тамбовские епархиальные ведомости». В 1892 году в день его памяти, 28 июля (10 августа по н. ст.), епископом Тамбовским и Шацким Иеронимом (Экземплярским) в соборе была отслужена Литургия, на которой присутствовал тамбовский губернатор барон В.П. Рокасовский. По окончании Литургии «при участии всего городского духовенства, совершена панихида над ракою почившего святителя и потом на соборной площади молебствие… По окончании молебствия, совершен крестный ход на колодезь, по преданию выкопанный святителем Питиримом, для водоосвящения, а затем было благословение и окропление скромной трапезы для бедных, устрояемой в этот день благочестивым усердием почитателей памяти святителя»7. Особенно торжественно отмечалась память святителя Питирима в 1898 году, когда исполнилось 200 лет со дня его кончины. За год до этого соборное духовенство обратилось к епископу Тамбовскому и Шацкому Александру (Богданову) с прошением ходатайствовать перед Святейшим Синодом о торжественном проведении указанного юбилея. К прошению приложили подробный церемониал празднования 200-летия. Перед юбилеем озаботились составлением подробного жития святителя, для чего предполагалось образовать комиссию. Однако, исследовав вопрос, соборное духовенство пришло к выводу, что понадобится проделать большую работу по сбору всех источников о его жизни, на что уже не оставалось времени. В результате ключарь собора протоиерей Михаил Озеров составил краткое житие, изданное тиражом в 20 тыс. экземпляров. Также «предпринято было ускорить для представления Святейшему Синоду, начатое уже по распоряжению епархиального начальства обследование чудес, совершившихся по благодатной помощи угодника Божия Питирима за самое позднейшее время, каковых чудес и было обследовано 12»8. 18 мая 1898 года последовал указ Святейшего Синода за № 2546, разрешавший совершить молитвенное чествование святителя Питирима. На торжественные богослужения верующие прибыли со всей епархии, так что в соборе не хватило места, и люди молились на Соборной площади. Некоторые «оставались у собора на всю ночь, расположившись здесь на ночное отдохновение или в приготовленном для поминальной трапезы шатре, или просто на голой земле в ограде собора и близ колокольни»9. 1898 год стал своеобразной репетицией торжеств, которые состоялись через 16 лет при канонизации святителя, и именно этот год можно считать началом активной подготовки к прославлению в лике святых епископа Питирима. «С трепетом ждут тамбовцы» 1 ноября 1911 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе было устроено всенародное моление и заупокойная Литургия по святителю Питириму. Жители города просили архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) ходатайствовать перед Святейшим Синодом о причислении святителя Питирима к лику святых Русской Православной Церкви. Ходатайство было поддержано архиепископом Кириллом — ревностным почитателем святителя, городской управой и управами других городов Тамбовской губернии. Современник тех событий писал тогда в епархиальных ведомостях: «С трепетом ждут тамбовцы — когда-то Господь пошлет осуществиться желанию тамбовцев — причисления к лику святых угодника Питирима»10. Можно предположить, что определенную роль в деле прославления святителя сыграл и тот факт, что во время участия в сессии Святейшего Синода 28 февраля 1912 года архиепископ Кирилл был представлен императору Николаю II и лично мог высказать ему намерение о прославлении святителя Питирима11. Святейший Синод удовлетворил ходатайство архиепископа Кирилла и принял решение об организации специальной комиссии для исследования чудес по молитвам к святителю Питириму. Комиссия под председательством архиепископа Кирилла приступила к работе 27 июня 1912 года. В ее состав вошли представители духовенства, полицейские чины, члены городской управы и представители приходов. Открывая работу комиссии, архиепископ Кирилл отметил, «что от успешного выполнения этой задачи будет зависеть дальнейшее благоприятное течение дела о прославлении святителя Питирима»12. Комиссия исследовала 52 случая исцелений, из них 34 случая выздоровления признаны «полученными через молитвы и заступление угодника и святителя Божия Питирима»13. 14 января 1913 года комиссия завершила работу и представила протоколы заседаний на рассмотрение Святейшего Синода. 13 июня 1913 года последовал доклад Синода императору Николаю II о признании в лике святых «почившего Питирима, епископа Тамбовского», о торжественном прославлении его 28 июля 1914 года, о составлении ему особой службы и о всенародном объявлении об этом событии. Изучив доклад, император написал на нем такую резолюцию: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления. 28 июня 1913 года»14. 18 июля 1913 года последовал указ императора за № 11 257 о том, что «почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения»15. Святейшим Синодом указ был направлен архиепископу Тамбовскому и Шацкому Кириллу (Смирнову). 25 января 1914 года в «Тамбовских епархиальных ведомостях» опубликовали «Деяние Святейшего Синода», в котором, в частности, говорилось: «Во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского причислить в лике святых благодатию Божиею прославленных, оставив честные останки его под спудом на месте упокоения»16. Святейший Синод установил дату торжественного прославления — 28 июля 1914 года по ст. ст. (10 августа по н. ст.). Спустя четыре месяца после этого, 12 мая 1914 года, на имя архиепископа Кирилла поступил указ императора из Святейшего Синода «о разрешении при предстоящем прославлении святителя Питирима Тамбовского чудотворца, изнести из земли честные его останки и положить их в особый гроб и раку, для благоговейного поклонения верующих»17. Получив из Святейшего Синода указ императора, архиепископ Кирилл через «Тамбовские епархиальные ведомости» обратился с призывом к пастве включиться в подготовку предстоящих торжеств. Начался сбор средств, в котором приняли участие все сословия. В короткий срок было собрано свыше 16 тыс. рублей. Активное участие во всех вопросах, связанных с прославлением святителя, приняла Александра Николаевна Нарышкина, ставшая ближайшей помощницей архиепископа Кирилла в деле подготовки к торжествам. Она лично пожертвовала свыше 10 тыс. рублей. Щедрые пожертвования поступили и от членов императорской фамилии. Ко дню прославления составили два акафиста святителю Питириму. Автором одного из них являлся протоиерей Василий Петрович Тигров, другой написал тамбовский поэт Иван Андреевич Аносов. Комиссия по подготовке торжеств одобрила акафист, составленный протоиереем Василием Тигровым, который и в настоящее время используется за общественными богослужениями в храмах и в келейных молитвах. Следует отметить, что написанный И.А. Аносовым акафист комиссия по каким-то причинам не приняла, однако в 1916 году он был опубликован в «Богословском вестнике»18. Известно, что этот акафист высоко оценили ректор Московской духовной академии архимандрит Феодор (Поздеевский) и редактор «Богословского вестника» священник Павел Флоренский. Всё по чину Программа торжеств предполагала, что из всех уездных городов губернии в Тамбов направятся крестные ходы. 21 июня 1914 года порядок их проведения был утвержден архиепископом Кириллом и опубликован в «Тамбовских епархиальных ведомостях»19. Однако в связи с войной и начавшейся 20 июля мобилизацией почти все крестные ходы пришлось отменить, и 9 августа 1914 года разрешили провести только один из них — из села Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии20. Архиепископ Кирилл предложил организовать большой мужской хор, состоящий из духовенства епархии, который должен был исполнить песнопения всенощного бдения, Литургии, панихиды и парастаса знаменным распевом. Это предложение многими было встречено скептически и вызвало недоверие у специалистов, поскольку практика исполнения за богослужениями песнопений знаменного распева к тому времени практически полностью была вытеснена партесным пением. Исполнить благословение архиепископа Кирилла взялся регент Михаил Степанович Пок-ровский, специально к торжествам составивший партитуры и создавший хор из 160 священников, диаконов и псаломщиков. Своим замечательным пением этот большой хор украсил праздничные богослу-жения23. На горнем месте, Перед самыми торжествами на гробнице святителя Питирима ежедневно совершались всенощные бдения, Литургии и панихиды при участии множества народа. Торжества начались 27 июля 1914 года (по старому стилю) совершением заупокойной всенощной, за которой были помянуты родители святителя Питирима, его сестра Екатерина — игумения Вознесенского женского монастыря города Тамбова, Патриарх Иоаким, а также последний раз был помянут об упокоении епископ Питирим. Всенощные бдения и Литургии совершали: в нижнем Благовещенском храме Спасо-Преображенского собора у гробницы святителя — архиепископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов); в верхнем Спасо-Преображенском соборе — епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев); на площади перед Спасо-Преображенским собором во временном открытом шатровом храме — епископ Козловский Зиновий (Дроздов), викарий Тамбовской епархии. На всех богослужениях молилось большое количество духовенства и тысячи паломников, прибывших из городов и весей Тамбовской и соседних губерний. Вот как писал о торжествах в своих воспоминаниях один из свидетелей тех событий протодиакон Василий Малин, служивший после 1944 года в Покровском соборе города Тамбова: «К 6 часам вечера в собор прибыли митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Богоявленский), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов), епископы, которых встречали “со славой”. Гроб с мощами святителя Питирима был установлен перед архиерейской кафедрой. Началось всенощное бдение. Торжественно пел замечательный хор по старинным нотам времен святителя Питирима. Литию совершил архиепископ Кирилл со многими священнослужителями. Наконец наступили торжественные минуты полиелея. К мощам святителя Питирима вышли из алтаря митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и другие архиереи со множеством архимандритов, игуменов, протоиереев и священников. Раздалось мощное пение древним распевом “Хвалите имя Господне”, шесть архимандритов сняли крышку с гроба, которая была отнесена в алтарь. Митрополит совершил троекратное каждение вокруг святых мощей, пос-ле чего святые мощи были подняты архимандритами и протоиереями и изнесены из храма наружу, где поставлены на специально приготовленные носилки. Начался крестный ход вокруг храма. Духовенство, хор и верующие впервые запели: “Величаем тя, святителю отче наш Питириме”. Пение было подхвачено голосами многочисленных молящихся и паломников, стоящих вне собора. По звону соборного колокола начался звон во всех приходских и монастырских церквах города, в том числе “тысячных” колоколов Казанского мужского монастыря (1096 пудов) и Христо-Рождественского кафед-рального собора (1200 пудов). В 3 часа ночи началась литургия для причастников в Смоленском приделе Преображенского собора. В 6 часов утра — вторая литургия, которую совершили епископ Козловский Зиновий и епископ Михай-ловский -Амвросий. По окончании литургии гроб с мощами святителя Питирима был поднят в верхний храм и поставлен перед архиерейской кафедрой. К 10 часам в собор прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и епископы Василий, Тихон и Варлаам. Они прошли в мантиях к мощам святителя Питирима, совершили поклонение и целование. Затем началась литургия. Она совершалась особенно торжественно, с большим подъемом и сопровождалась замечательным пением хора… Во время малого входа с Евангелием гроб с мощами святителя священнослужителями торжественно был внесен в алтарь царскими вратами и поставлен на горнем месте, лицом к святому престолу. У гроба встали четыре диакона с рипидами так, как бы святитель Питирим сам возглавлял служение литургии. По окончании литургии был совершен молебен святителю Питириму, и по прочтении Евангелия гроб с мощами святителя, поставленный на носилки, в преднесении святых, Тамбовской и Девпетерувской икон Божией Матери, осеняемых рипидами, обнесен вокруг храма под звон колоколов всех церквей города Тамбова. По окончании крестного хода гроб святителя Питирима был внесен в нижний храм и поставлен у южной стены, на месте погребения святителя»25. Вскоре после торжеств над честными мощами святителя Питирима в Спасо-Преображенском кафедральном соборе соорудили мраморную сень с золотым навершием, по углам которой изображены ангелы со скрещенными рипидами. Сень установили у первой к иконостасу колонны, отделявшей центральный неф от южного Никольского придела. Святые мощи поместили под сенью, и отныне все могли поклониться новому святому Церкви Русской.
Ключевые слова:
история
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2021 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
17 марта 2021 г. 14:00
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
|