выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Миссия между двух океанов
Миссия в Америке была одним из этапов служения будущего Патриарха Московского и всея России Тихона, раскрывшим его миссионерский и организаторский таланты. Он начал служение в США с немногочисленными помощниками, в условиях широкого распространения различных христианских конфессий. За восемь лет его многонациональная паства в США увеличилась многократно, а епархия распространилась с запада на восток, утвердившись также и на севере, в Канаде. Были созданы образовательные учреждения, построены десятки храмов, заложен прочный фундамент развития Православия на Североамериканском континенте. Без сомнения, опыт и авторитет, обретенные в то время епископом Тихоном, стали одним из мотивов участников Поместного Собора Российской Православной Церкви для избрания его на Патриарший Престол в 1917 году. PDF-версия.    
14 апреля 2025 г. 11:00
Митрополит Зарайский Константин: «Не стоит недооценивать Африку»
Патриарший экзархат Африки был образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2021 года. Решение было напрямую связано с тем, что группа африканских священников (более 100 человек) обратилась в Московский Патриархат с просьбой принять их в юрисдикцию Русской Православной Церкви. С тех пор Русская Церковь окормляет несколько сотен африканских общин в разных странах и все больше людей обращаются в православные храмы. С октября 2023 года в статусе исполняющего обязанности, а с февраля 2024 года в утвержденном ­статусе Патриаршим экзархатом Африки управляет митрополит Зарайский Константин. О том, что удалось сделать за год, о направлениях деятельности Экзархата и особенностях служения в Африке владыка Константин рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Аналитика
Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка
22 марта 2011 г.
версия для печати версия для печати

Патриаршие приходы в США. Современное состояние

10 апреля 2010 года исполнилось 40 лет со дня подписания Святейшим Патриархом Алексием I Томоса об автокефалии Православной Церкви в Америке. Одним из этапов подготовки этого решения стало упразднение Экзархата Русской Православной Церкви Северной и Южной Америки и создание на его основе Патриарших приходов в Соединенных Штатах и Канаде. В 1987 году эти административно-церковные изменения завершились разделением управления в этих двух странах и назначением в каждую из них викарных архиереев Московской епархии.

К началу XX века Русская Православная Церковь была единственной из Поместных Церквей, обладавшей в Соединенных Штатах организованной и разветвленной системой епархиальной жизни. Накануне 1917 года здесь служили пять епископов и 309 священников и диаконов. В состав 27-ми церковных округов входили 461 церковь и часовня. Зарегистрировано было 100 тысяч прихожан, но фактическое их число превышало 300 тысяч, а вместе с верующими Сирийско-Арабской, Сербской и Албанской миссий — 600 тысяч.

После трагических событий 1917 года финансовое обеспечение жизнедеятельности епархиальных структур и приходов, ранее в значительной мере обеспечивавшееся путем ассигнований из государственного бюджета Российской империи, полностью легло на плечи православного духовенства и мирян США. В письме из Одессы епископу Алеутскому и Северо-Американскому Александру (Немоловскому) митрополит Платон (Рождественский), занимавший эту кафедру до него, писал, что в России на русское духовенство в США «смотрят как на рать людей, обреченных на голодную смерть». (Позднее митрополит Платон снова вернется в Америку, чтобы возглавить церковное движение, на основе которого впоследствии сформируется Православная Церковь в Америке.) Острая нехватка средств и общеполитические процессы, повлекшие за собой ослабление административного контроля, стали причиной обособления приходов. К 1933 году, когда в Америку — с титулом архиепископа Алеутского и Североамериканского и в звании экзарха — был назначен Вениамин (Федченков), лишь считанные единицы храмов сохранили верность Московскому Патриархату. В экзархат входило 50 храмов — максимум, достигнутый за всё время его существования.

Русская Православная Церковь и Американская митрополия многократно возвращались к переговорам о нормализации канонического статуса последней. Консенсус был достигнут к 1970 году, когда переговорный процесс увенчался дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке (ПЦА). Согласно подписанным документам, приходы Экзархата получили возможность выбора своей дальнейшей юрисдикционной принадлежности. По итогам проведенного опроса 43 храма выразили желание остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Признание Северной Америки канонической территорией ПЦА выразилось, в частности, в том, что Русская Православная Церковь теряла возможность основывать новые храмы, а возможности для дальнейшего самоопределения Патриарших приходов были сохранены. На протяжении 40 лет их количество сократилось до 32-х, однако это сокращение происходило по большей части вследствие упразднения приходов, а не их перехода в полном составе в другую юрисдикцию.

В связи с этим возникает вопрос о влиянии демографической ситуации на количество и территориальное расположение Патриарших приходов в США. С одной стороны, динамика церковной жизни за четыре десятилетия доказала их жизнеспособность. В настоящее время большая часть храмов вполне стабильна как с духовно-приходской, так и с финансово-административной точек зрения. С другой стороны, одной из специфических характеристик православной церковной жизни в Америке является то, что на протяжении XIX и XX веков приходы, при общем значительном числе православных, основывались в местах их компактного проживания, обусловленного наличием рабочих мест и тех или иных бытовых выгод, доступных для иммигрантов. Со временем эти факторы менялись, менялось и расселение потенциальных прихожан православных храмов. Если в начале XX века около 30% населения центрального района Нью-Йорка, Манхеттена, были выходцами из традиционно православных стран, то к концу первого десятилетия XXI века во всем городе русскоязычное население составляет не более 8%. Ассимиляция иммигрантских семей и смешанные браки также накладывают свой отпечаток на численность и состав приходов.

В 1990-х годах, с началом новой интенсивной волны иммиграции, приходские общины храмов Московского Патриархата в США значительно пополнились. В то же время встал вопрос о необходимости выработки соглашений с Православной Церковью Америки, для того чтобы сделать возможным окормление православных верующих в тех населенных пунктах, где возникли значительные русскоязычные общины. Общей чертой православных верующих всех национальностей является тяготение к литургическим и культурным традициям своей исторической родины. Это осложняет интеграцию русскоязычных верующих в состав прихожан нерусскоязычных православных юрисдикций. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «существует настоятельная нужда улучшить духовное попечение о том огромном количестве православных из России и стран СНГ, которые переехали в Америку недавно и не мыслят себя ни в какой другой Церкви, кроме Русской». Вопрос о пастырском окормлении этих людей в условиях изменившихся с 1970 года демографической и внутрицерковной ситуаций продолжает быть предметом изучения.

В настоящее время в состав Патриарших приходов в США входит 32 храма и 1 монастырь. Для общин, как правило, характерно официальное членство и, как и в случае со многими другими православными юрисдикциями, известный конгрегационализм. В ряде случаев полнотой административной власти на приходе обладает приходской совет, оставляя за священником попечение преимущественно лишь о литургической части жизни храма. Такое разделение обязанностей, чем-то напоминающее ситуацию, в которой жила Русская Православная Церковь на родине в советский период, во многом является последствием того тяжелого положения, в котором находились приходы большую часть XX века. Попытки проведения в жизнь настоятелями и иерархией той или иной церковно-канонической и финансовой политики в ряде случаев приводили к утрате храмовых зданий, строившихся и содержавшихся на средства самих прихожан. Разделение полномочий и сфер ответственности часто находит свое отражение в уставах отдельных храмов, а также в Уставе Патриарших приходов в США в целом, отдельные пункты которого противоречат Уставу Русской Православной Церкви, особенно в отношении прав управляющего приходами епископа и настоятелей церквей. Однако согласование этих документов — дело многотрудное и кропотливое, требующее терпения и глубокого знания местной специфики.

По состоянию на начало 2010 года в клире Патриарших приходов в США числятся 38 штатных и 12 заштатных священников, 11 диаконов (заштатных 3) и 4 мантийных монаха. Большая часть храмов — одноклировые, священники получают умеренное жалование от прихода, который, как правило, предоставляет им также жилье и медицинскую страховку. В некоторых храмах, однако, приходы не могут содержать священника, которому в этом случае приходится иметь светскую работу.

Часть церквей живут по новому календарному стилю, за редким исключением почти все совершают богослужения на английском языке.

За последнее десятилетие значительно обновился и помолодел кадровый состав Патриарших приходов. Но вопрос формирования клира остается крайне острым. Традиционно кандидаты для хиротонии и назначения на тот или иной приход подбираются из числа верующих самих Патриарших приходов; только в два храма назначения осуществляются из Москвы. Возраст, богословская и светская академическая подготовка, церковный опыт потенциальных и настоящих клириков зачастую ставит перед Патриаршими приходами сложные и трудноразрешимые задачи. Священнослужители старшего поколения нуждаются в подготовке смены для себя. Кандидатами же, как правило, являются люди среднего возраста. Восполнение их литургического опыта и приобретение богословского образования часто ставит кандидатов перед необходимостью временно оставить работу и семью, что не всегда представляется возможным. Кроме того, от кандидатов требуется знание английского языка и местных условий жизни, что еще больше усложняет решение кадровых вопросов.

 

***

Церковным и административным центром Московского Патриархата в США является Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка, построенный под руководством священномученика Александра Хотовицкого и освященный в 1902 году святителем Тихоном (Белавиным). На сегодняшний день собор — самый крупный храм не только среди Патриарших приходов, но, по всей вероятности, и среди всех русских церквей Америки. На Пасху и другие большие праздники собор привлекает до пяти-семи тысяч верующих. По соглашению с полицейским управлением, в Пасхальную ночь перекрываются близлежащие по периметру храма улицы, по которым проходит крестный ход. Аналогичным образом перекрываются улицы и в Светлую субботу, когда по установившейся в последние несколько лет традиции в Свято-Николаевский собор съезжается для служения Божественной литургии патриаршее духовенство со всех Соединенных Штатов. После объединения с Русской Православной Церковью Зарубежом ее клирики также принимают участие в богослужении, крестном ходе и приеме, который дает в честь Пасхальных торжеств Генеральное консульство Российской Федерации в Нью-Йорке.

В остальное время года собор также полон. Несколько раз в неделю совершаются богослужения, за которыми поют архиерейский и любительский хоры. При храме действует библиотека, с прихожанами проводятся беседы на темы духовной жизни. В 2008 году в одном из помещений открылся музей собора; в 2010-м — комната для занятий детской воскресной школы.

При храме располагаются рабочие кабинеты Представительства Московского Патриархата в США и Представительства Всемирного русского народного собора при ООН. Благодаря деятельности обеих организаций Патриаршие приходы в США, несмотря на свою относительно небольшую численность, играют значительную роль в жизни православия на американском континенте, а также в жизни православной диаспоры, формулируя и реализуя позицию Московского Патриархата по насущным темам церковной и общественной жизни. Одним из свидетельств растущего влияния Русской Церкви является предоставление в 2005 году Всемирному русскому народному собору специального консультативного статуса при ООН, другим — включение в 2008 году управляющего Патриаршими приходами епископа в число членов Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) — организации, до недавнего времени курировавшей межюрисдикционный диалог Православных Церквей США. В 2010 году, в соответствии с решениями IV всеправославного предсоборного совещания в Шамбези (Швейцария, 7–13 июня 2009 года), SCOBA была упразднена, а на ее основе возникла Епископская ассамблея Северной и Центральной Америки. Целью этой новой организации заявлено попечение о проявлении единства православия и развитии совместной деятельности представителей различных православных церковных юрисдикций, действующих на территории региона, в -сфере пастырского окормления верующих, миссионерской работы, развития богословского образования и православного свидетельства перед лицом инославия. Вице-президентом Ассамблеи, возглавляемой главой греческой Константинопольской архиепископии в Америке архиепископом Димитрием, является архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, с 2010 года управляющий Патриаршими приходами в США.

Вторым по значению храмом Патриарших приходов в США является Свято-Николаевский собор в Сан-Франциско. Настоятели собора приложили много усилий для выработки плодотворного диалога с российскими дипломатическими представительствами на западном побережье Соединенных Штатов, с представителями Русской Православной Церкви Зарубежом и Поместных Православных Церквей. В первом поселении русских в этой части Америки, крепости-музее Форт-Росс, под руководством клириков Патриарших приходов ежегодно проводятся богослужения и торжественные мероприятия.

В составе Патриарших приходов имеется одна монашеская обитель — монастырь во имя преподобной Марии Египетской. Небольшая группа послушников и мирян под духовным руководством настоятеля, архимандрита Иоакима (Парра), вошла в состав приходов в 2001 году из РПЦЗ. С течением времени обитель окрепла и выросла. Небольшое здание с домовым храмом в центре Нью-Йорка, в котором располагался монастырь, с недавнего времени перестало вмещать желающих присоединиться к общине, что стало одной из причин приобретения братией обширной территории в уединенной местности в трех часах езды от города. В настоящее время в состав монашеской общины входят десять насельников. На приобретенной территории ведутся обширные работы по возведению монашеских келий и гостиничного корпуса, церкви, хозяйственных помещений.

 

***

Свершившееся в 2007 году воссоединение Русской Православной Церкви Зарубежом с Московским Патриархатом благотворно сказалось на жизни и Патриарших приходов в США. Наглядной иллюстрацией того, насколько тесно зачастую переплетаются жизнь и интересы этих приходов и храмов РПЦЗ, является то, что сам административный центр Зарубежной Церкви с 1950-х годов находился всего лишь в нескольких минутах ходьбы от резиденции управляющего Патриаршими приходами в США епископа. Уже до объединения встречи и контакты представителей двух ветвей Русской Церкви стали регулярными. После объединения архиереи и клирики вновь единой Церкви регулярно совершают совместные богослужения, обмениваются визитами, принимают участие в подготовке и проведении рабочих и торжественных мероприятий.

игумен Иосиф (Крюков)
22 марта 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи