выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Богослужение между Трапезной церковью и Троицким собором.
ЖМП № 4 апрель 2021 /  17 мая 2021 г. 13:30
версия для печати версия для печати

Первая Пасха после четвертьвекового забвения

Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР».  PDF-версия.

Московская Патриархия с надеждой восприняла перемены. Патриарх Сергий, рассчитывая на смягчение условий существования Церкви, согласился на участие во внешне- и внутриполитических мероприятиях советской власти. В апреле 1946 года по решению Совета министров состоялось открытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры как монастыря1. С этого времени в Успенском соборе проходили богослужения.

Святые мощи преподобного Сергия с 25 июля 1941 года по 19 ноября 1944 года находились в эвакуации в Соликамске вместе с другими особо ценными музейными экспонатами. На историческое место в Троицкий собор Лавры мощи вернули в январе 1945 года. Это произошло накануне Поместного Собора, проходившего в Мос­кве с 31 января по 4 февраля. Санкция властей была дана ввиду ожидавшегося прибытия на Собор иностранных делегаций.

Местоблюститель Патриаршего престола мит­рополит Алексий (Симанский) поручил схиархимандриту Илариону (Удодову)2 «облачить в схимническое одеяние мощи преподобного Сергия». Митрополит знал что глава Преподобного хранилась у него в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово «на Долгом пруде» (близ станции Долгопрудная). Отец Иларион должен был быть готовым возвратить честную главу Преподобного в Лавру, как только откроется монастырь3.

16 апреля несколько рабочих Загорского оптико-механического завода установили над центральной главой Успенского собора крест вместо прежнего, сорванного бурей еще в феврале 1923 года. Открытие Лавры в 1946 году описано участником этого события протодиаконом Сергием Боскиным4. «Великая Пятница 19 апреля. <…> О. Гурий5 открыл царские врата, совершил Малое освящение престола, и по окроплении собора святой водой началась вечерня. Пришел старец схиархимандрит Иларион (Удодов), вдвоем с о. Гурием они выносили и Плащаницу. В шесть часов началась утреня по чину Великой Субботы, с обнесением Плащаницы вокруг собора. <…> В семь часов из Троицкого собора в Успенский собор в закрытой серебряной раке принесли святые мощи преподобного Сергия. Раку поставили на деревянный помост у правой стены. <…>

Вечер Великой Субботы. 21 апреля. Находящиеся в алтаре сосредоточенно молились. ­Незабываемые минуты ожидания. И вот донеслось: первый удар, второй, третий, и родной, с детства знакомый звон — звон с лаврской колокольни. Торжественно несутся звуки древнего колокола в тиши ночи ранней весны. Город не спал, все слушали. В переполненном соборе все как бы затаили дыхание. <…> После 26-летнего онемения в обители преподобного Сергия в пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, не­ожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое “Христос воскресе”»6.

«Да будет сия Пасха поистине Пасхой избавления от скорби и непрестающей радостью для всех притекающих к раце многоцелебных мощей преподобного Сергия», — писал в письме наместнику Лавры Патриарх Алексий I.

В 1946 году в Троице-Сергиеву обитель стали возвращаться монахи — постриженники Лавры: архимандриты Доримедонт (Чемоданов) и Филадельф (Мишин), иеромонах Гавриил (Лихоманов), иеродиакон Иосиф (Евсеенок) и другие, а также Александр Хархаров — будущий архи­епископ Ярославский и Ростовский Михей. 

Результатом встречи трех митрополитов Русской Православной Церкви со Сталиным стало, кроме того, поэтапное восстановление духовных школ. Летом 1944 года был произведен первый набор слушателей в Богословский институт и на Пастырско-богословские курсы в Москве. Эти духовные учебные заведения поначалу разместились в зданиях Новодевичьего монастыря, закрытого в 1920-е годы. Спустя два года Богословские курсы были преобразованы в Московскую духовную семинарию, а Богословский институт — в Мос­ковскую духовную академию. В 1948 году оба учебных заведения были возвращены в Троице-Сергиеву лавру. 

Обитель возрождалась как духовный центр Русской Церкви, возрождались древние традиции русского монашества, старчества, восстанавливались тонкие нити духовного преемства. После войны сюда пришли подвижники, своей жизнью явившие идеал христианина, о котором говорит апостол Павел: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим. 8, 35). Преподобный Сергий, в своей земной жизни совершивший чудо пробуждения души русского народа для победы над Ордой, вновь в ХХ веке «привел в движение нравственное чувство народа, поднял его дух выше его привычного уровня»7. Источник этого чуда — вера в Бога и Его Промысл, позволивший в тяжелом испытании обрести силы для постепенного возрождения Русской Православной Церкви.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 К тому моменту Патриарх Сергий уже почил. Согласно его завещанию, Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Алексий (Симанский), которого 2 февраля 1945 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избрали Патриархом Московским и всея Руси.

2 Иларион (Удодов Иоаким Христофорович; 20.09.1863–15.03.1951), схиархимандрит; в период с 1941 по 1946 г. был хранителем главы преподобного Сергия Радонежского. Она находилась в алтаре под престолом Владимирского храма. В 1946 г. по благословению Патриарха Алексия I отец Иларион был принят в братию открывшейся Лавры, назначен помощником наместника и братским духовником. В Сергиевой обители отец Иларион пробыл чуть больше года и в 1947 г. вернулся в Виноградово.

3 См.: Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия в 1918–1946 гг. М., 2008. С. 225.

4 Сергий Боскин (27.06.1907–19.01.1992), протодиакон; с 1968 г. служил в Ильинской церкви Сергиева Посада. В 1980-х гг. собирал материалы и записывал воспоминания о Троице-Сергиевой лавре и ее скитах, о жизни Сергиева Посада в послереволюционные годы. В последние годы жизни (с 1990 по 1992) служил в Гефсиманском скиту.

5 Архимандрит Гурий (Егоров; 1891–1965), впоследствии митрополит Симферопольский и Крымский, первый наместник Троице-­Сергиевой лавры после ее открытия.

6 Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года: Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово: Сб. духовно-нравственного просвещения. [Загорск, 1990]. № 4. С. 16–24.

7 Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства // Исторические портреты. Деятели исторической мысли  /  Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. М.: Правда, 1990. С. 93. 


Иеромонах Пафнутий (Фокин) — насельник Троице-Сергиевой лавры, и. о. настоятеля Патриаршего по­дворья в Звездном городке. Родился 5 апреля 1976 г. в Уфе. С 1996 г. обучал­ся в Мос­ковской духовной семинарии и в Мос­ковской духовной академии. В 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Свято­отеческое учение о терпении (по “Доб­ротолюбию”)». Пострижен в монахи в 2007 г., 11 ноября 2018 г. рукоположен в сан иеромонаха. С 2005 г. — заместитель заведующего лаврской библиотекой.


Из истории реставрационно-восстановительных работ в Лавре

В 1938 и 1939 годах в Лавре были начаты и до самой войны велись реставрационные работы, а 1 февраля 1940 года вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР № 42, согласно которому весь комплекс Загорского историко-художественного музея объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Научным руководителем и главным архитектором реставрационных работ стал действительный член Академии архитектурного наследия Игнатий Трофимов (1906–2002). Был организован специальный научно-производственный строительный участок и сформирован Ученый совет, утвержденный Комитетом по делам искусств при СНК СССР. На проведение реставрационно-восстановительных работ правительством выделялась огромная по тем временам сумма — 6 млн рублей. Однако начавшаяся война помешала осуществлению намеченных планов.

В 1941 году Троице-Сергиева лавра готовилась стать серьезным оборонительным рубежом: были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичной кладки бойницы, а боевые стрельницы на стенах и башнях приспособлены для ведения огня. По приказу штаба ПВО на купол Троицкого собора надели специально сшитый чехол, а маковки других церквей покрыли защитной краской, поскольку золотые главы лавр­ских храмов и колокольня служили удобными ориентирами при налетах вражеской авиации. 

После войны реставрационные работы на территории Лавры стали постепенно возобновляться, а здания и сооружения архитектурного ансамбля поэтапно передаваться обители. Их материально-техническое состояние подробно описано в акте, составленном 15 ноября 1944 года. Здесь много резких высказываний в адрес государственных организаций, эксплуатировавших монастырские сооружения. Памятники Лавры быстро разрушались от грубого «хозяйственного» использования:

«Исторически-художественное значение деревянных элементов памятников преломляется в представлении аборигенов как чудесное, сухое и совершенно бесплатное топливо. Огромные опустошения произведены в крепостных стенах, башнях, на чердаках, в лоджиях, перекрытиях и пр. Еще совсем недавно — год-два тому назад — в этих помещениях существовали окна, двери, полы, перегородки, перекрытия, лестницы и пр. В настоящее время остался лишь камень, и башни смотрят с укором вдаль пустыми обезображенными глазницами. Старатели не только вынимают древесину, не связанную с основными конструктивными элементами, но также и часть несущих конструкций, на которых покоятся шатровые покрытия башен. <…> В результате над шестым корпусом деформировалась крыша и грозит падением.

Расхищается с крыш и кровельное железо. Растаскивается также кирпич из стен и заготовок Стройучастка, песок, глина, известь, стекло из переплетов, ограждающих помещения реставрационных мастерских, и пр. Учреждения Загорска тоже доходят до полного цинизма — автомобили ­приезжают за кирпичом, остающимся от разборки при производстве реставрационных работ, и увозят материал в город, направляют рабочих в яму Стройучастка за известковым тестом, заготовленным для реставрационных работ. Чудесный парк, существующий в Лавре, умирает. Исчез бесследно яблоневый сад в стенах Лавры, вырубленный жильцами-вредителями на дрова. Постепенно отдирают вокруг ствола кору, и деревья гибнут...

Всем... учреждениям и лицам, находящимся внутри прославленных седых стен, нет никакого дела ни до ценностей русского искусства, ни до истории русского народа. В этом отношении они подобны дикарям. На памятник у них взгляд своеобразный: жильцы рассматривают его как скопление различных, в прямом смысле, строительных материалов, способных удовлетворять их личные потребности, притом совершенно бесплатно и безнаказанно. <…> Ощущая отсутствие хозяина, организации, внедрившиеся в пределы заповедника, чувствуют себя господами положения. Пединститут, водворенный властью руководителей города в помещение Чертогов, пробивает отверстия дверей и бреши в овеянных временем стенах Чертогов, искажая их художественную сущность. <...> Переделывает церковь в Чертогах под городской театр... “Красный швейник” самовольно приспосабливает часть южной крепостной стены под швальню, заделывая кирпичом на глине амбразуры лоджий. Продовольственные организации рыщут по подвалам в поисках удобного места для приспособления под склады картофеля, капусты и т. п. <…> О деятельности военных организаций говорить много не приходится — они делают все что заблагорассудится. Даже сами власти г. Загорска используют для утилитарных целей два памятника начала XVI века, исторически связанных с Лаврой и расположенных на подходах к ней, вне ее крепостных стен. Одна из церквей — Введенская — используется как склад муки и зерна. Другая — Пятницкая — приспособлена и оборудована под вальцовую мельницу. Что при такой ситуации могло остаться от древнего интерь­ера? Как влияет вибрация мукомольных машин на древние фундаменты и стены? Никого эти вопросы не интересуют».

(цит. по: Смирнова Т. В. Троице-Сергиева лавра и Загорский музей-заповедник во время Великой Отечественной войны  //  Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. 2016. Вып. XIX. С. 267–285).


Масштабное восстановление Троице-Сергиевой обители началось после 1954 года, когда ее наместником был назначен архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. В годы его управления Лаврой были осуществлены большие реставрационные и строительные работы, освящены новые приделы в Трапезном храме во имя святителя ­Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.

Также читайте на нашем сайте: Валентин Серпенинов. "Как открывали Лавру";

Протопресвитер Владимир Диваков. "Поехали, Лавру открывают"

17 мая 2021 г. 13:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00