iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Аналитика
Священномученик Сергий Мечев
ЖМП № 3 март 2012 /  12 марта 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Сщмч. Сергий Мечев: Покаяние есть дело всей жизни

Думаю, что наша главная беда в том, что мы считаем, что исповедь есть наша обязанность лишь раз в год. А затем — поговели, стало легко, и Божественную легкость мы преступно перевертываем в простую легкость, в обычное человеческое переживание: стало легко — вот и всё, вот и хорошо. Неужели покаяние только для того, чтобы почувствовать себя легко?

Мы должны понять, что исповедь есть то средство, которое дается Богом для нашего духовного устроения, устроения всей жизни. Иначе покаяние тщетно. Покаяние — великое таинство, а мы превращаем его в то, что является для нас радостным переживанием, и ничего больше.

Святые отцы говорят нам о том, что настоящее покаяние начинается с той минуты, как ты исповедался. Священник молится над кающимся, чтобы Господь дал ему образ покаяния: "Умилостивися о рабе Твоем <...> и подаждь ему образ покаяния". Как же так? Ведь он покаялся, исповедался, зачем же просить, чтобы Господь дал ему образ покаяния.

С этого момента, с момента исповедания и отпущения грехов, а затем и соединения Святым Телу и Крови, и начинается покаяние в жизни, истинное покаяние.
Состояние нас, христиан, есть состояние кающихся. Если мы хотим Царства Божия, то и должны быть кающимися, кающимися всю жизнь, изо дня в день, должны каждый день проверять свою совесть, а не раз в году.

Недаром говорят святые отцы, что тогда только начинается покаяние, когда мы покаялись и приняли Святые Тайны, ибо тогда-то и легко следить за собой, испытывать свою совесть. Эта легкость, которую мы чувствуем, и есть освобождение от греха, от целых зарослей его в нас. Когда мы с помощью Божией сбросили всё это с души, когда благодать Божия коснулась нас, тогда-то и можно посмотреть, заглянуть в душу, ибо тогда на этой чистоте души заметна всякая мелочь греха. А обычно, пока человек не покаялся, он теряется в хаосе грехов. Как их различить? У каждого из нас есть свой грех — "близкий и дорогой" нам греховно. От него-то и надо прежде всего избавиться. А когда болезнь, которая губила организм человека, сломлена, тогда становится возможным почувствовать и другие грехи, за которыми не удавалось следить раньше.
Святые отцы говорят, что путь христианина — это путь очищения, это путь стяжания в себе страха Божия, общения с Богом. Прежде всего я чувствую в себе страх, если я грешен, и по мере того как очищаюсь от греха, по мере того как приближаюсь к Богу и приобщаюсь к Нему — страх уменьшается, пропадает и, наконец, "совершенная любовь изгоняет страх".

Нам надо идти путем очищения, путем покаяния, соединения с Богом. От соприкосновения с Богом становится легко. А дальше? Человеку легко, он доволен и говорит себе: вот и всё. Нет, братья и сестры, ничего еще не сделано. Всё дал Бог, Сын Божий, Который искупил нас. Спасение столько же принадлежит Богу, сколько и человеку, путь спасения есть процесс Богочеловеческий. Я иду к Богу, как могу, а Бог меня, не умеющего ходить, поддерживает и ведет.

Каким образом мы можем идти к Богу, жить с Ним, если мы этого хотим? Святые отцы говорят, что "молитва есть пребывание и соединение человека с Богом". И вот — это самое слабое наше место.
Многих пришлось исповедовать. Спрашиваешь: "А вы молитесь?" Отвечают серьезно: "Что вы! Да у меня времени нет, я занят. Утром мне некогда, спешу на работу, а как я могу молиться вечером, когда я ослаб от трудов, падаю от усталости и сонливости". Серьезно все это говорится.

Зачем же вы пришли на исповедь, зачем вы пришли в Церковь, в храм, если не хотите воспринять то, что дает Церковь, если благодать таинства, полученную вами как величайшую милость Божию, делаете только приятным человеческим переживанием.

Многих, которые приходили ко мне сегодня, спрашиваешь: "Сколько вы спите?" — "Часов 7-8". — "А сколько вы работаете?" — "17-18 часов". А для Бога что же? Неужели для Бога, для молитвы вы не можете уделить несколько времени? Если всё это так, то и христианство для этих людей лишь поверхностное, между прочим.

Святые отцы говорят, что надо жить в Боге, постоянно находиться с Ним в беседе и пребывать с Ним. И прежде всего — утром и вечером молиться. Как ты начнешь день, так и весь он пройдет. Утром молиться может каждый из нас, ибо у нас есть много часов для всех наших дел, и десять минут можно уделить Богу. "А вечером мы устали..." Конечно, трудно стать на молитву, когда мы устали, еще не наша мера молиться, когда глаза слипаются от сна. Молитесь раньше, молитесь за час, за полтора до сна, а потом сделайте ваши необходимые дела. А перед сном оставьте одну краткую молитву — "Да воскреснет Бог" или "Боже, ослаби, остави".

Надо нам понять, что всякое дело наше должно быть освящено Богом, в работе должны мы призывать Бога. Молитесь кратко, кто как может: "Господи, помилуй", "Боже, очисти мя грешнаго". Помните, что от этого зависит и наша утренняя, и наша вечерняя молитва. Если мы искренно пожелаем жить в Боге, Господь поможет нам.

Но говорят еще и другое: "Как же я буду молиться без настроения, без желания. Как же я буду молиться, если я каменный?" — и этим оправдываются и даже упрекают нас, говоря: "Вы учите фарисейству".
Если мы будем честны сами с собой, то увидим, что всякое дело мы делаем то с радостью и охотой, то с утруждением и понуждением. Так со службой, так и со всяким делом. И понудив себя, мы входим в работу, становимся хорошими работниками, хотя перед тем нас и уныние, и лень одолевали. То же и в отношении к Богу, к молитве. Мы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим. Вспомните вдовицу, которая дала две лепты. Это так мало, что мы, по-мирскому швырнули бы эти две лепты: к чему они? Другие давали много, а Христос сказал, что малый дар вдовы был больше всех, ибо она дала все, что имела. Поэтому не смущайтесь тем, что вам не хочется молиться, что у вас нет покаяния. Человек не желает отдать малейшее Богу. "Покаяния несть во мне", но "даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько". "Ни слез, ниже покаяния имам, ниже умиления", — говорит творец Великого канона, но я иду и прошу у Бога: "Сам ми сия, Спасе, яко Бог даруй", "яко благоутробен, даждь ми слезы умиления". Наше обличение в этом каноне. Мы, если хотим этого умиления, должны сказать Господу: "Вот мои две лепты, помоги мне".

Если бы кто-нибудь жил далеко и отец или мать приехали к нему и застали бы его на грязной работе, неужели этот человек, увидев дорогих людей, побежал бы мыться и приводить себя в порядок. Он бросится навстречу в таком виде, как он есть. Этого-то хочет от нас Господь.

Об этом я хотел говорить с вами сегодня, когда есть много людей, которые пришли на исповедь единственный раз в году. Дай Бог им понять, что мы должны восходить к Богу в каждую минуту жизни. Я умоляю всех моих духовных детей этого дня, после того как они получат прощение, благодать и нетление в таинствах покаяния и приобщения Святых Таин, чтобы они начали свою духовную жизнь именно с этого поста, если они ее вовсе еще не начинали, а те, кто уже пытался начать покаяние и опять падал, начните его снова, вспомнив слова святителя Иоанна Златоуста: "Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положите начало благое".

То, что ты врач, служащий, рабочий, хозяйка, — это все второстепенно, между прочим. Все мы, христиане, призваны жить в Боге, освящать свою жизнь Христом. Помните, что покаяние есть дело всей жизни, что надо каждый день испытывать свою совесть И исправляться. Мы должны идти к Богу такими как есть, а не дожидаться того момента, когда мы снизойдем до Него и что-то сможем Ему дать.
Желаю вам всем, чтобы завтра, когда вы не только примиритесь с Господом через таинство покаяния, но и соединитесь с Ним в приобщении Святых Таин, вступить на новый путь, чтобы вы начали молитву, научились покаянию и осознанию своих грехов не только на исповеди, но в каждый момент этой нашей временной жизни. Аминь.

Из книги "Путь покаяния"

12 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова: исповедь, проповедь, аскетика
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи