![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
|
![]()
ЖМП № 3 март 2012 /
5 марта 2012 г. 01:00
Последний звонокВ феврале на встрече Владимира Путина с руководителями традиционных религиозных общин в центре обсуждения оказались проблемы воспитания и образования. Предложил Премьер-министр РФ в том числе и "окончательно решить один принципиальный вопрос — уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными — и в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате преподавателей и учителей". Эту фразу можно рассматривать как емкий конструктивный ответ на слова Святейшего Патриарха Кирилла на ХХ Рождественских образовательных чтениях, где Предстоятель Церкви призвал законодателей создать насущно необходимую правовую базу для бюджетной поддержки православных школ. К сожалению, до достижения этих целей предстоит колоссальный путь: сегодня православные школы на грани гибели. Школы и общеобразовательные учреждения, созданные религиозными организациями, имеют не только своих сторонников, но и противников. Когда речь заходит о бюджетной поддержке православных школ и гимназий, те любят напоминать о Конституции, в которой закреплен светский характер Российского государства. При этом, как правило, за скобками остается важное пояснение: претендуя на господдержку, администрации негосударственных школ имеют в виду исключительно оплату реализации так называемых образовательных стандартов. То есть преподавание самых что ни на есть общеобразовательных предметов (русского языка, математики, истории, географии, физкультуры и т.д.), которое Российское государство гарантирует всем пришедшим в школу детям. В основном эти деньги формируют фонд заработной платы школьной администрации, учителей, обслуживающего персонала. О государственных же субсидиях на ремонт зданий, обновление компьютерного парка, оплату коммунальных услуг, развитие технических средств обучения и даже покупку мебели никто не помышляет. Эти средства все негосударственные школы, в том числе и православные, изыскивают самостоятельно — за счет спонсорских отчислений или родительских взносов. Конкретные суммы ежемесячных пожертвований сильно различаются от учреждения к учреждению и могут достигать 50 тыс. рублей за ребенка (например, в гимназии Василия Великого на Рублевке) или вовсе равняться нулю (в подмосковной гимназии "Плесково"). Но это примеры скорее из ряда вон, да и к Москве, строго говоря, отношения не имеют. — В большинстве православных московских школ суммы ежемесячных взносов исчисляются 13 — 14 000 рублей, — говорит директор православной классической гимназии "Радонеж" Михаил Тишков. — При этом реальная собираемость едва достигает трети необходимой величины: с ножом к горлу к родителям мы не подступаем, многочисленных льготников, в том числе из многодетных семей, учим бесплатно. Всё это приводит к катастрофическому состоянию нашего бюджета. Ни о каком развитии говорить не приходится, в лучшем случае латаем дыры по самым критическим направлениям. — Но решение по 25 школам по крайней мере можно попытаться объяснить, — рассуждает исполнительный директор совета православных школ Москвы Алексей Тишутин. — У них ежемесячный взнос на ученика колеблется между 80 и 100 тыс. рублей, и при такой родительской оплате государственные субсидии — приятная, но не очень заметная добавка. То ли дело у нас, когда из казны формируется от 70 до 90% школьного бюджета! Формально городские власти были вправе сделать столь суровый шаг. Российские законы лишь разрешают, но не обязывают региональные администрации финансировать негосударственные образовательные учреждения (3), (4). "Царь" дал — "царь" взял, какой спрос! Но самое страшное, что параллельно от госдотаций посреди учебного года отсекли дошкольные отделения шести православных учреждений, получивших годом ранее статус центров образования. — Посмотрим на ситуацию шире, — заявляет Тишков, у которого в дошкольном отделении два десятка малышей. — Возможно, ученики выпускных классов в богатом пансионе спят и видят, как бы получить аттестат зрелости, поступить в престижный западный вуз и сделать карьеру за рубежом. Но кто, если не православные школы, воспитывает настоящих граждан России?! Наши выпускники не курят, не сквернословят и прилично себя ведут, вырастая, не побоюсь высоких слов, настоящими патриотами. Трудно поверить, что государство в нашей работе не заинтересовано. Возможно, эти слова небесспорны. Например, автору этих строк лично знаком человек, в свое время исключенный из гимназии "Радонеж" за недостойное поведение. Но это не помешало молодому человеку впоследствии благополучно окончить МГУ и со временем, приняв священный сан, занять ключевой пост в одной из серьезных административных структур Русской Православной Церкви. А также стать достойным отцом многодетного семейства. Перипетии своего бурного детства наш герой сейчас вспоминает с улыбкой, а о гимназии говорит как о месте, зародившем в его душе ростки настоящей веры и смирения. Вернемся к секвестру-2010. Наверное, при желании его можно было бы объяснить нелегкими временами и лужковским произволом. Но о преодолении кризиса в России официально объявлено уже давно, да и администрация в столице сменилась больше года назад. Однако теперь выясняется, что никто и не думает исправлять несправедливость! В марте прошлого года столичное правительство объявило о запуске пилотного проекта по развитию общего образования (5). В рамках этого новшества принципы подушевого финансирования меняются. Какой бы ни был профиль школы, участникам эксперимента определена единая сетка нормативов (6), рублевое выражение оплаты в которой зависит лишь от количества учебных часов. К примеру, за каждого ученика начальных классов обещано по 73,3 тыс. рублей в год, а за старшеклассника — по 120 тысяч. Участвовать в "пилоте" однозначно невыгодно лицеям, гимназиям, кадетским и санаторно-лесным школам: они и по традиционной схеме имеют больше. Наоборот, крайне выгодно — обычным СОШ и школам с углубленным изучением отдельных предметов. — Много раз руководство московского департамента образования объявляло и нам, и родителям: в течение года все средние школы будут поэтапно переведены в статус пилотных, — утверждает Алексей Тишутин. — Но ни одному из православных учреждений этого в итоге так и не предложили. А под занавес декабря московское правительство огорошило нас нормативами подушевого финансирования на 2012 год (7). В нем всем негосударственным организациям оставили старую ставку — 63 112 рублей. То есть сейчас за каждого школьника мы из бюджета получаем ровно столько же, сколько и в прошлом, и в позапрошлом году. Проблема-2012 Арифметику не обманешь: переходя из православной в самую обычную государственную школу, снискавшую звание пилотной, десятиклассник с точки зрения бюджета становится вдвое ценнее. Значит, ровно в столько же раз дороже государство оценивает труд воспитывающего его педагога по сравнению с учителем в школе негосударственной. А одними лишь моральными стимулами в нынешнее время трудно удержать учителя, получающего на ставке со средней 18-часовой нагрузкой в неделю 25 тыс. рублей. Особенно если из окон учительской видна обычная, безо всяких статусов и званий, школа, где твоя соседка по лестничной клетке, не особо утруждаясь, имеет вдвое больше (по словам руководителя столичного департамента образования Исаака Калины, уже в начале нынешнего учебного года самый низкий уровень средней преподавательской зарплаты в школах "пилотного" стандарта равнялся 38 тыс. рублей (8)). Уйдут квалифицированные учителя — неминуемо упадет качество образования со всеми вытекающими последствиями. Именно такой возможный сценарий побуждает директора Православной Свято-Петровской школы протоиерея Александра Постернака характеризовать дальнейшее сокращение финансирования для православных образовательных учреждений как гибельное. Если угодно, можно интерпретировать эту картину макроэкономически. В совокупности в православных московских школах учится 4,5 тыс. ребят. Это меньше четверти контингента всех негосударственных школ и микроскопическая доля — меньше половины процента — от числа всех школьников Москвы. Конечно, православным не привыкать преодолевать трудности. Но в чем цена вопроса? Если сегодня столичная исполнительная власть подтянет норматив финансирования негосударственных школ до лицейско-гимназического уровня, это потребует дополнительной нагрузки на казну в размере чуть больше 256 млн рублей. На первый взгляд, сумма значительная. Но это всего одна десятая средств, дополнительно направленных в прошлом году из московского бюджета на реализацию пилотного проекта (8). Или около 0,25% средств, запланированных в бюджете московского образования на оплату государственного образовательного стандарта в наступившем году… Но даже не это главное. Государственных православных школ в Москве нет. Похожая ситуация и в других субъектах Федерации, хотя из этого правила есть исключения: православные средние школы в форме муниципальных учреждений созданы и успешно функционируют в Кирове и в Йошкар-Оле, в Пятигорске, в Минеральных Водах и даже в райцентре Тара Омской области. Однако при формировании бюджета на следующий год департамент образования неизменно учитывает всех московских детей школьного возраста и закладывает соответствующие средства — в том числе и тот самый рубль — в проектную смету. На учеников государственных школ деньги в итоге выдаются по полной программе. А на "негосударственных", выходит, с серьезной экономией! Упомянутое выше предложение Владимира Путина — не первый случай вмешательства в эту двусмысленную ситуацию первых лиц страны. Еще год назад Дмитрий Медведев официально поручил московскому правительству к 30 июня 2011 года обеспечить равенство прав и возможностей государственных и негосударственных образовательных учреждений, в том числе в отношении доступа к получению бюджетного и внебюджетного финансирования (9). Затем к мэру Москвы Сергею Собянину с аналогичными коллективными письмами последовательно обратились сначала педагоги православных школ, а затем и родители их воспитанников. В итоге разрыв в финансировании государственных и частных школ обеспокоил и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, попросившего столичного градоначальника исправить положение православных учебных заведений. В кулуарных беседах чиновники столичного департамента образования советуют подождать принятия Федеральным собранием поправок к закону "Об образовании", только что прошедших второе чтение в Госдуме (10). Одна из них предписывает регионам финансировать негосударственные школы в той же мере, что и государственные. Но смущает пара обстоятельств. Во-первых, вступит ли этот закон в силу до нового учебного года или хотя бы до верстки бюджета-2013? А если и вступит, на какую именно мерку при определении ассигнований негосударственным школам будут равняться московские чиновники? По словам руководителя пресс-службы департамента образования Александра Гаврилова, в столице остаются (хотя и в меньшинстве) государственные общеобразовательные школы, не перешедшие на "пилотный" стандарт. На что же рассчитывать ученикам и преподавателям православных школ в следующем учебном году? На старый бюджет выживания, едва позволяющий сводить концы с концами, или на долгожданное равенство, которое даст возможность избежать странноватой чиновничьей присказки "не наши дети" по отношению к воспитанникам негосударственных учебных заведений? (1) Приложение к постановлению правительства Москвы № 789-пп от 14.09.2010 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы департамента образования города Москвы". (2) Письмо № 419-1090/01 от 11.01.2010 (3) Ст. 29, п. 1 ст. 41 Закона РФ № 3266-1 "Об образовании" (4) Ст. 22 Закона города Москвы № 25 "О развитии образования в городе Москве" (5) Постановление правительства Москвы № 86-пп "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22.03.2011 (6) Приложения 4 и 5 к постановлению правительства Москвы № 86-пп "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" от 22.03.2011 (7) Постановление правительства Москвы № 640-пп "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам общего образования и бесплатного питания в период обучения" от 28.12.2011 (8) Российская газета. 10.11.2011 (9) Перечень поручений Президента РФ по итогам совещания о формировании международного финансового центра в Москве 4 марта 2011 года, п. 3. См., напр., http://www.moscow99.ru/2011/03/15/medvedev_otdal_poruchenija_po_formirovaniju_mfc_v_moskve.html (10) Законопроект 548344-5 о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и ст. 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" P.S. После публикации этого материала ("Журнал Московской Патриархии", № 3) Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, предусматривающий гарантию государственного финансирования частных школ и детских садов. Статья 5 Федерального закона "Об образовании" дополнена пунктом, в частности, гласящим: "Государство оказывает гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (…) в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации (…)". Новый порядок финансирования негосударственных школ вступает в действие с 1 июля 2012 года. Комментарий к порядку его применения в отношении православных школ читайте на нашем сайте в ближайшее время.
5 марта 2012 г. 01:00
Ключевые слова:
школа
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|