![]()
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
Рождество в московских музеях Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам. PDF-версия.
3 января 2022 г. 14:00
Хоровая школа на Монастырском острове В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 3 март 2022 /
24 марта 2022 г. 18:00
Кадры решаютПЕРВЫЙ ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ ФОТОКОНКУРС ЗАВЕРШИЛСЯ ПОБЕДОЙ РОССИЯНИНА Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия. — О большом состязании, где православные фотографы из разных уголков мира могли бы рассказывать о вере и о своих культурных традициях, я задумался сразу, как только запустил фотопроект «Ортфото», — рассказал Александр Василюк «Журналу Московской Патриархии». — Но для такого серьезного шага требовалось наработать опыт, и мы в течение нескольких лет проводили небольшие фотоконкурсы по православной тематике, по итогам которых вместе с Издательским отделом Польской Православной Церкви выпускали альбомы «Краски Православия». Чтобы по-настоящему претендовать на международный уровень конкурса, нам нужно было заручиться поддержкой Поместных Церквей, и я очень рад, что они благосклонно восприняли наше начинание. В итоге большинство участников представляли Московский Патриархат, следом по массовости оказалась Румынская Православная Церковь. Многому, конечно, пришлось учиться на ходу. Нам было важно, чтобы в жюри работали мастера из разных Церквей и с разных континентов земного шара. В конечном счете в его состав вошел 21 человек, и всем им пришлось выдержать колоссальную нагрузку: из-за огромного числа участников они ранжировали работы в три этапа. В ходе первого тура член жюри отбирал в каждой из категорий по три процента лучших фотографий. Во втором туре из всех оставшихся работ формировался шорт-лист претендентов. Наконец, в финале в ходе онлайн-голосования назывались лучшие, и до самого последнего момента на победу претендовало несколько участников. В каждой из четырех основных категорий — «Места» (архитектура, монастыри, храмы, ландшафт, кладбища и т.д.), «Люди» (фотопортреты), «Репортаж» (мероприятия Церкви, паломничества, праздники, уличные снимки и т.д.), «Детали» (иконы, фрески и мозаика, кресты, усыпальницы и т.д.) - участнику разрешалось представить не более трех работ. Кроме того, награждались лучшие в трех специальных категориях – «Из архива» (работы ХХ века), «Covid-19» (фотоснимки о влиянии пандемии на жизнь Церкви) и «Истории» (серии из пяти-десяти работ), а также в двух спецноминациях (лучший молодой фотограф не старше 21 года и участники проекта Orthphoto.net, ранее уже загружавшие свои работы на этот веб-ресурс). При первом взгляде на работы лауреатов в глаза бросается преобладание черно-белого формата. Здесь и лаконичный крестик на тесемке на сморщенных мозолистых ладонях («После того, как дедушка похоронил бабушку, он решил покреститься и пригласил меня запечатлеть этот момент», - рассказывает победитель в молодежной номинации девятиклассник из Пензы Филипп Харченко), и двое иноков на лодке посреди разлившегося Западного Буга у Свято-Онуфриевской обители в Яблечне (Томаш Лачек, Польша, «Репортаж»), и застывший на каком-то древнем столбе монах на фоне вдохновенного прибрежного ландшафта Святой Земли (Хаджи Миодраг Миладинович, Сербия, «Из архива»). Работа одержавшей верх в категории «Места» румынки Георгиты Епуряну и вовсе приглашает заглянуть едва ли не в заснеженную льюисовскую Нарнию, в лаконичной черно-белой графике которой нашлось место и бегущему сквозь непогоду псу, и скромной часовне, и гнущемуся под порывом зимнего ветра дереву, и даже припорошенным пляжным сиденьям с предостерегающим объявлением на берегу замерзшего водоема. - Я думаю, столь высокая оценка черно-белых работ – в определенной степени дело случая, - считает Александр Василюк. – По крайней мере, если посмотреть весь список призеров, они отнюдь не преобладают. Следует еще учитывать, что, к примеру, в архивной категории цветных фотографий вообще оказалось мало (в прошлом веке на цвет снимали редко, а уцелевшие негативы сильно пострадали от старости). Хотя наблюдается тенденция: на современных фотоконкурсах с цветной работой победить, конечно, сложнее. Черно-белые фотографии выразительнее, ими легче акцентировать внимание на теме. Обладатель Гран-при Владимир Орлов вообще всю дюжину своих работ в четырех категориях на конкурсный сайт загрузил в черно-белом варианте. «Изначально все они были цветными, - объясняет фрилансер из Москвы, несколько лет назад порвавший со своей IT-профессией и переквалифицировавшийся в фоторепортера. – Но в сложных сюжетах – например, церковных – не должен мешать визуальный «дребезг», а с использованием цвета очень легко скатиться в открыточный лубок. Но это довольно тонкие настройки современного фотоискусства, они работают на уровне внутренних ощущений». Гран-при Орлову присудили, что называется, по совокупности: члены жюри выбирали победителя из трех финалистов, каждый из которых оказался в шорт-листе сразу в нескольких номинациях. Конечно, и среди цветных работ оказалось множество достойных. Так, Андрей Смольников снискал лавры в категории «Люди» с фотоснимком кельи схимонаха Михайло-Афонской пустыни (Адыгея) с колоссальным количеством икон, которые освещает свисающая с потолка голая лампочка. «Я провел три дня в паломничестве в этом монастыре, много общался с насельниками, и последний кадр старец разрешил мне сделать в своем жилище. Конечно, меня потрясло множество икон, буквально заполнивших все помещение, - вспоминает военный пенсионер из Ставрополя. «Духовные чада, да и просто прихожане, мне дарят – вот я их тут и размещаю», - объяснил мне монах». А профессиональный фотограф с 11-летним стажем москвичка Маргарита Ивлева оказалась лучшей в категории Covid-19. «Это не постановочный кадр: я запечатлела мужа и детей перед телеэкраном во время трансляции пасхального богослужения из Храма Христа Спасителя в прошлом году, - рассказывает автор. – Тот самый случай, когда придумывать ничего не пришлось: в какие-то моменты богослужения домашние вставали для молитвы, и одно из таких мгновений я запечатлела на камеру». Лучшие конкурсные работы организаторы представили на выставке в Свято-Николаевском кафедральном соборе в польском Белостоке. А в конце года Польская Православная Церковь выпустит альбом, куда войдут фотографии всех призеров.
ПРИЗЕРЫ КОНКУРСА Гран-при Владимир Орлов, Россия
«Места» 1. Георгита Епуряну, Румыния 2. Томаш Мосцицкий, Польша 3. Флорин Кристеску, Румыния
«Репортаж» 1. Томаш Лачек, Польша 2. Борис Мушич, Черногория 3. Владимир Васильев, Россия
«Люди» 1. Андрей Смольников, Россия 2. Томаш Мосцицкий, Польша 3. Сергей Алексеев, Россия
«Детали» 1. Павел Тадейко, Польша 2. Вячеслав Воробьев, Украина 3. Марина Станцевич, Сербия
«Covid-19» 1. Маргарита Ивлева, Россия 2. Александр Колесник, Россия 3. Татьяна Рутковская, Россия
«Из архива» 1. Хаджи Миодраг Миладинович, Сербия 2. Георгита Епуряну, Румыния 3. Алекса Стойкович, Сербия
«Истории» 1. Гали Тиббон, Израиль 2. Светлана Тарасова, Россия 3. Андрей Шапран, Россия
Лучший юный фотограф: Филипп Харченко, Россия
OrthPhoto Users: Леван Габечава, Грузия
24 марта 2022 г. 18:00
Ключевые слова:
фотография, фотоконкурс Orthphoto Awards, Поместные Церкви, COVID-19, фотограф Владимир Орлов, гран-при, Польша
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Алтарное послушание – по силам ли детям? «Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
3 февраля 2023 г. 13:00
Вышел в свет №2 «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год Дорогие отцы, братья и сестры! Мы вновь вступаем в Великий пост, когда на призыв к покаянию, прозвучавший в дни Богоявления, христиане откликаются своими поступками.
2 февраля 2023 г. 13:00
Архидиакон Ювеналий (Крук) 10.05.1947 – 09.11.2022 9 ноября 2022 года на 76-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу один из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры архидиакон Ювеналий (Крук).
26 января 2023 г. 16:20
Протоиерей Виктор Григоренко 24.07.1961–23.10.2022 23 октября 2022 года на 62-м году жизни отошел ко Господу настоятель Сергиевского храма города Сергиева Посада (Сергиево-Посадская епархия) в микрорайоне Семхоз протоиерей Виктор Григоренко.
26 января 2023 г. 16:00
Протоиерей Иоанн Монаршек 04.07.1953–20.10.2022 20 октября 2022 года после тяжелой и продолжительной болезни на 70-м году жизни отошел ко Господу клирик Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери города Ивантеевки протоиерей Иоанн Монаршек.
26 января 2023 г. 15:30
|