iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Аналитика
Семья Правдолюбовых (отец Анатолий - в нижнем ряду второй слева), . Спасск-Рязанский, 1947 год
ЖМП № 2 февраль 2012 /  22 февраля 2012 г. 01:19
версия для печати версия для печати

Прощения день

Протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов (1914-1981) – приходской священник Рязанской епархии, опытный духовник, наследник священнического рода. Отец Анатолий пережил сталинские репрессии 30-х годов, Соловки, Великую Отечественную и хрущевские гонения на Церковь.

"Прощения день" - одно из поучений отца Анатолия, произнесенное им в Прощеное Воскресение 23 февраля 1969 года

Наставление на пост содержатся в Евангелии. Это слова Самого Спасителя. "Когда поститесь, — говорит Он, — не уподобляйтесь лицемерам, которые посыпают пеплом главу свою, раздирают одежды свои и принимают на себя унылые лица, сетующе, чтобы прославляли их люди. Нет, а ты, когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (см. Мф. 6, 16-18).

Это не значит, чтобы обязательно всякий постом помадил себе волосы на голове, как это было принято в древности. "Помажь голову твою и умой лице твое" — означает следующее: как ты обычно умываешься, причесываешься, одеваешься в приличное чистое платье, так поступай и постом. Не подражай лицемерам, находящим способ выхвалиться и неряшливым видом показать народу: "Вот мол я какой: сокрушение о грехах всего меня захватило, я так каюсь пред Богом, что и умыться забыл, и нечесаный и грязный хожу, не до того мне, я весь в сокрушении о грехах". Будь всегда опрятным, приличным, а говение твое пусть будет втайне пред Богом.

Надо здесь добавить еще и то, что неправильно делают некоторые наши прихожане, когда не с батюшкой и всеми молящимися кладут поклоны, а, словно выхваляясь, начинают сами усиленно все это совершать, вздыхать на всю церковь, говоря: "Ох, Господи!", плакать при всех... Удержите себя, помните, что "все должно у нас происходить благообразно и по чину" (см. 1 Кор. 14, 40), и такие вещи, как покаяние, пост, усиленные великопостные подвиги — должны быть тоже втайне пред Господом.

Дома и поплачь, не удерживаясь, и "Ох, Господи!" скажи вслух жалобным голосом, если этого требует душа, а в церкви будь скромен, скрытен, ничем не выдавай своего особенного благоговения, решительно ничем не выделяйся из окружающей тебя молящейся толпы, и, самое главное, — без чего никак нельзя в постном подвиге обойтись — это не начинай его в состоянии вражды с кем-нибудь, но в состоянии полной примиренности со всеми.

Спаситель сказал: "Если ты принесешь дар твой ко олтарю и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя, то оставь дар твой пред олтарем, и, шед, примирись с бpaтoм твоим, и тогда прииди и принеси дар твой" (см. Мф. 23-24).

Иногда бывает трудно и очень трудно это сделать, тем более, если кажется, что тебя обидели, а ты якобы ничем не виноват, и все равно — пойди и попроси прощения, так как вполне невиноватых никогда не бывает. И невинных на свете нет вообще, всякая наша правда пред Господом — как нечистая, рваная, брошенная тряпка — и мы всячески неправы даже пред своими обидчиками. Отцы святые сказали: "Будьте готовы на всякое неудовольствие ближнего сказать: прости! Ибо этим сокрушаются все стрелы врага и сопротивника".

Вслушайтесь в провозглашаемые ныне страшные слова Христа: "Если будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш небесный простит вам согрешения ваши, а если не будете прощать людям согрешений их, то и отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших" (см. Мф. 6, 14-15). Итак, примиримся ныне же со всеми. Ко всякому ближнему или тому, о ком знаешь, что обижается на тебя, подойди и скажи: "Прости меня Христа ради!"

Сегодня в начале поста скажи, а также, когда к исповеди святой пойдешь, тоже так попроси прощения у ближних твоих. В церкви священник даже и в мясоед всегда много раз кланяется прихожанам, и, когда вслух, а когда несколько про себя, говорит: "Простите меня, отцы и братия, и помолитеся о мне грешнем". И надо отвечать: "Господь простит тя, честный отче. И нас ты прости и благослови".

Почему так постоянно бывает, неужели священник так часто становится виноватым перед вами, что ему необходимо несколько раз в день кланяться перед вами и просить прощения? По-видимому так. Ибо чем выше сан, тем больше носящему его бывает искушений, чем святее место, тем больше стараются демоны злодействовать там и около. Так что иной раз придет мысль какая в голову, навеянная врагом, мысль, осуждающая или поносящая того или иного прихожанина. Не постарался сразу отогнать ее, вот уж и виноват батюшка, и рад тому, что немного погодя, по уставу службы, он повернется к народу и снова и снова попросит у него прощения.

Вы, думаете, не обижаете батюшку никогда? Даже те, которые очень любят батюшку, и они по немощи человеческой не удержатся от того, чтобы в чем-нибудь его не осудить или не посетовать на него. Значит и вам потребно частое испрашивание у него прощения.

Много есть прихожан, хвалящихся так: "Мы батюшку во всем прощаем". А не замечают того, что это неправильно. Надо бы добавить: да ведь мы и сами пред ним постоянно провиняемся, так что и нам приходится часто у него прощения просить.

Вот мы подошли к самому Великому посту, времени благоприятному, благодатному, вечером уже ризы священника обычные сменятся на черные, и начнется постовский напев. Будем друг у друга нарочито просить прощения. В этот день нашему взаимному примирению радуется все небо. Кто из вас не может вечером прийти, попросите у ближних прощения теперь. И я, пастырь ваш, как человек грешник, не раз обижавший или чем-либо смущавший вас, прошу вас, возлюбленных чад моих духовных, братий и сестер о Господе: простите меня Христа ради в моих согрешениях пред вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. И вас всемилостивый Господь простит и благословит. Аминь.

 

22 февраля 2012 г. 01:19
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30