iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Епископ Зеленоградский Савва: «Механизм Межсоборного присутствия позволяет понять, что люди думают на ту или иную тему»
В мае в Москве будет проходить пленум Межсоборного присутствия, совещательного органа, в задачи которого входит подготовка решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Межсоборное присутствие обсуждает в ходе своей работы актуальные вопросы церковного бытия, относящиеся в том числе к сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения и многим другим. Главная задача Межсоборного присутствия — открытое обсуждение вопросов, а также подготовка проектов решений по этим вопросам перед тем, как предложить их в повестку дня Поместного и Архиерейского Соборов.О том, как строится работа по подготовке предстоящего пленума, какие документы планируется вынести на рассмотрение и какое значение при принятии документов имеют епархиальные отзывы, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Зеленоградский Савва, викарий Пат­риарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами Московской Патриархии. PDF-версия.
24 мая 2021 г. 14:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Аналитика
Семья Правдолюбовых (отец Анатолий - в нижнем ряду второй слева), . Спасск-Рязанский, 1947 год
ЖМП № 2 февраль 2012 /  22 февраля 2012 г. 01:19
версия для печати версия для печати

Прощения день

Протоиерей Анатолий Сергиевич Правдолюбов (1914-1981) – приходской священник Рязанской епархии, опытный духовник, наследник священнического рода. Отец Анатолий пережил сталинские репрессии 30-х годов, Соловки, Великую Отечественную и хрущевские гонения на Церковь.

"Прощения день" - одно из поучений отца Анатолия, произнесенное им в Прощеное Воскресение 23 февраля 1969 года

Наставление на пост содержатся в Евангелии. Это слова Самого Спасителя. "Когда поститесь, — говорит Он, — не уподобляйтесь лицемерам, которые посыпают пеплом главу свою, раздирают одежды свои и принимают на себя унылые лица, сетующе, чтобы прославляли их люди. Нет, а ты, когда постишься, помажь голову твою, и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (см. Мф. 6, 16-18).

Это не значит, чтобы обязательно всякий постом помадил себе волосы на голове, как это было принято в древности. "Помажь голову твою и умой лице твое" — означает следующее: как ты обычно умываешься, причесываешься, одеваешься в приличное чистое платье, так поступай и постом. Не подражай лицемерам, находящим способ выхвалиться и неряшливым видом показать народу: "Вот мол я какой: сокрушение о грехах всего меня захватило, я так каюсь пред Богом, что и умыться забыл, и нечесаный и грязный хожу, не до того мне, я весь в сокрушении о грехах". Будь всегда опрятным, приличным, а говение твое пусть будет втайне пред Богом.

Надо здесь добавить еще и то, что неправильно делают некоторые наши прихожане, когда не с батюшкой и всеми молящимися кладут поклоны, а, словно выхваляясь, начинают сами усиленно все это совершать, вздыхать на всю церковь, говоря: "Ох, Господи!", плакать при всех... Удержите себя, помните, что "все должно у нас происходить благообразно и по чину" (см. 1 Кор. 14, 40), и такие вещи, как покаяние, пост, усиленные великопостные подвиги — должны быть тоже втайне пред Господом.

Дома и поплачь, не удерживаясь, и "Ох, Господи!" скажи вслух жалобным голосом, если этого требует душа, а в церкви будь скромен, скрытен, ничем не выдавай своего особенного благоговения, решительно ничем не выделяйся из окружающей тебя молящейся толпы, и, самое главное, — без чего никак нельзя в постном подвиге обойтись — это не начинай его в состоянии вражды с кем-нибудь, но в состоянии полной примиренности со всеми.

Спаситель сказал: "Если ты принесешь дар твой ко олтарю и тут вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тя, то оставь дар твой пред олтарем, и, шед, примирись с бpaтoм твоим, и тогда прииди и принеси дар твой" (см. Мф. 23-24).

Иногда бывает трудно и очень трудно это сделать, тем более, если кажется, что тебя обидели, а ты якобы ничем не виноват, и все равно — пойди и попроси прощения, так как вполне невиноватых никогда не бывает. И невинных на свете нет вообще, всякая наша правда пред Господом — как нечистая, рваная, брошенная тряпка — и мы всячески неправы даже пред своими обидчиками. Отцы святые сказали: "Будьте готовы на всякое неудовольствие ближнего сказать: прости! Ибо этим сокрушаются все стрелы врага и сопротивника".

Вслушайтесь в провозглашаемые ныне страшные слова Христа: "Если будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш небесный простит вам согрешения ваши, а если не будете прощать людям согрешений их, то и отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших" (см. Мф. 6, 14-15). Итак, примиримся ныне же со всеми. Ко всякому ближнему или тому, о ком знаешь, что обижается на тебя, подойди и скажи: "Прости меня Христа ради!"

Сегодня в начале поста скажи, а также, когда к исповеди святой пойдешь, тоже так попроси прощения у ближних твоих. В церкви священник даже и в мясоед всегда много раз кланяется прихожанам, и, когда вслух, а когда несколько про себя, говорит: "Простите меня, отцы и братия, и помолитеся о мне грешнем". И надо отвечать: "Господь простит тя, честный отче. И нас ты прости и благослови".

Почему так постоянно бывает, неужели священник так часто становится виноватым перед вами, что ему необходимо несколько раз в день кланяться перед вами и просить прощения? По-видимому так. Ибо чем выше сан, тем больше носящему его бывает искушений, чем святее место, тем больше стараются демоны злодействовать там и около. Так что иной раз придет мысль какая в голову, навеянная врагом, мысль, осуждающая или поносящая того или иного прихожанина. Не постарался сразу отогнать ее, вот уж и виноват батюшка, и рад тому, что немного погодя, по уставу службы, он повернется к народу и снова и снова попросит у него прощения.

Вы, думаете, не обижаете батюшку никогда? Даже те, которые очень любят батюшку, и они по немощи человеческой не удержатся от того, чтобы в чем-нибудь его не осудить или не посетовать на него. Значит и вам потребно частое испрашивание у него прощения.

Много есть прихожан, хвалящихся так: "Мы батюшку во всем прощаем". А не замечают того, что это неправильно. Надо бы добавить: да ведь мы и сами пред ним постоянно провиняемся, так что и нам приходится часто у него прощения просить.

Вот мы подошли к самому Великому посту, времени благоприятному, благодатному, вечером уже ризы священника обычные сменятся на черные, и начнется постовский напев. Будем друг у друга нарочито просить прощения. В этот день нашему взаимному примирению радуется все небо. Кто из вас не может вечером прийти, попросите у ближних прощения теперь. И я, пастырь ваш, как человек грешник, не раз обижавший или чем-либо смущавший вас, прошу вас, возлюбленных чад моих духовных, братий и сестер о Господе: простите меня Христа ради в моих согрешениях пред вами словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. И вас всемилостивый Господь простит и благословит. Аминь.

 

22 февраля 2012 г. 01:19
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00