iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  13 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Шестак: религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах

Уважаемая редакция! В последние недели в прессе появились публикации, авторы которых критикуют ряд церковно-государственных инициатив. В частности, недовольство вызывает возрождение в Вооруженных силах института военного духовенства. Так, в газете «Вечерние ведомости» музыкант Владимир Бегунов заявил, что трудовая деятельность священников в армии противоречит Конституции РФ и нарушает его права как атеиста и налогоплательщика. В другой публикации, в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», Сергей Иванеев, профессор Академии военных наук пишет, что духовная поддержка ведет к разделению людей, несущих службу в Вооруженных силах по религиозному признаку. Всё это вызывает недоумение. Неужели Минобороны действительно нарушает Конституцию, а его специалисты сквозь пальцы смотрят на такие угрозы, как возникновение религиозного разделения среди военнослужащих, нарушение проверенных принципов воспитания?
Алексей Сильвестров,

Москва

Отвечает заведующий сектором МВД Синодального отдела  по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук:

Уважаемый Алексей! Во всем мире только три страны не имеют в армии священнослужителей: Китай, Северная Корея и Россия. Слава Богу, в России ситуация наконец меняется: священнослужители традиционных для нашей страны религий постепенно начинают работать в Вооруженных силах на штатной основе, то есть получать жалование за свою деятельность. Очень странно, что во всех странах, светский характер которых также зафиксирован в их конституциях, и правительство, и народ признают важность духовной поддержки военнослужащих и только в России возрождение ранее существовавшего института военного духовенства вызывает протесты. Весь мир тратит деньги на оплату труда капелланов и не считает это пустой блажью, и только некоторые налогоплательщики в России возмущаются тем, что три копейки из их налогов будет истрачено на зарплату военному священнику.

То, что религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах, подтверждалось неоднократно. Об этом говорили как прославленные полководцы нашего прошлого, так и современные военачальники. В качестве примера хотел бы указать на книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», в которой генералиссимус, основываясь на своей военной практике, подтверждает, что без помощи Божией никаких побед он бы не одержал. Другое свидетельство принадлежит нашему современнику, командующему ВДВ генерал-майору Владимиру Шаманову, который в канун празднования Дня десантника положительно оценил сотрудничество Минобороны с Русской Православной Церковью и отметил, что «взаимодействие с Церковью, осуществляемое под личным руководством министра обороны, имеет огромное значение для Вооруженных сил РФ».

Таких свидетельств можно привести много. Это слова практиков, а не теоретиков, пишущих статьи в тиши университетских кабинетов. Это слова боевых офицеров, не раз смотревших в лицо смерти, а не музыкантов, поющих про войну. Говорить при этом о дополнительной нагрузке на налогоплательщиков просто смешно. Сегодня, если священнослужителям где-то и выплачивается жалование, то оно составляет 7000–15 000 рублей в месяц. Можно ли прожить священнику с семьей на эти деньги? Ответ очевиден. Проще всего назвать этот эксперимент идиотизмом, вместо того чтобы понять одну очень важную вещь: верующим военнослужащим (а священники в армии работают только с верующими) необходима духовная поддержка, особенно перед боем и после боевого сражения. Одних психологов тут недостаточно.

Конечно, не все военные чины рады военным священникам. Есть те, кто придерживаются атеистических взглядов. Однако уже сегодня в ходе нескольких масштабных военных учений было доказано, что при правильной организации правовых и социально бытовых вопросов подразделение, где будет находиться этот полковой священник, выполнит любую боевую задачу, и при минимальных боевых потерях.

Если говорить о Конституции, то  в нашем основном законе действительно существует статья, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (гл. 1, ст. 14). Но эта формулировка применительно к рассматриваемому случаю означает лишь одно: нельзя создавать религиозных объединений на территории воинских частей и подразделений. Но одновременно, согласно ст. 28 Конституции, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Более того, в соответствии с пунктом 4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Это положение подтверждается и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно ст. 8 которого военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

Что касается статьи Сергея Иванеева, то его слова о возможности разделений по религиозному признаку свидетельствуют об отсутствии у автора хоть сколько-нибудь серьезных знаний как из отечественной истории, так и из современного зарубежного опыта. Словно не было никакой истории Российского государства, когда все традиционные религии и конфессии чувствовали себя комфортно и никаких напряженностей в процессе духовного окормления военных никогда не было. Словно не существует сегодня иностранных армий, где каждый военнослужащий может обратиться за духовной поддержкой к священнослужителю той религии, которую он исповедует. Даже сравнительно небольшой опыт современной России, опыт взаимодействия различных религий в Вооруженных силах, не дает никаких оснований к такому скептическому восприятию деятельности военного духовенства.

13 октября 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Чувствуешь страх — начинай молиться
За плечами у руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского Железногорской епархии протоиерея Святослава Чурканова богатый опыт пастырского служения на передовой. Он исполнял свой священнический долг в боевых подразделениях Российской армии во время операции по восстановлению конституционного порядка в Чечне в 1994 году, с 2016 года не раз бывал в Донецке с гуманитарной помощью, духовно поддерживая ополчение. С началом спецоперации на Украине регулярно совершает командировки в зону СВО, окормляя российских военнослужащих. Седьмого января 2023 года за мужественное несение пастырского служения в военных условиях протоиерей Святослав Чурканов был награжден медалью ордена святого благоверного князя Димитрия Донского. О служении в боевых условиях, мерах безопасности и о том, как священнику завоевать авторитет у бойцов и командования, отец Святослав рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2023 г. 16:00
Алтарное послушание – по силам ли детям?
«Журнал Московской Патриархии» продолжает рубрику статьей, знакомящей читателей с ответами известных и уважаемых духовников на острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Палитра мнений, отражающих разные аспекты темы алтарного служения, позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.    
3 февраля 2023 г. 13:00