выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  13 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Шестак: религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах

Уважаемая редакция! В последние недели в прессе появились публикации, авторы которых критикуют ряд церковно-государственных инициатив. В частности, недовольство вызывает возрождение в Вооруженных силах института военного духовенства. Так, в газете «Вечерние ведомости» музыкант Владимир Бегунов заявил, что трудовая деятельность священников в армии противоречит Конституции РФ и нарушает его права как атеиста и налогоплательщика. В другой публикации, в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», Сергей Иванеев, профессор Академии военных наук пишет, что духовная поддержка ведет к разделению людей, несущих службу в Вооруженных силах по религиозному признаку. Всё это вызывает недоумение. Неужели Минобороны действительно нарушает Конституцию, а его специалисты сквозь пальцы смотрят на такие угрозы, как возникновение религиозного разделения среди военнослужащих, нарушение проверенных принципов воспитания?
Алексей Сильвестров,

Москва

Отвечает заведующий сектором МВД Синодального отдела  по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук:

Уважаемый Алексей! Во всем мире только три страны не имеют в армии священнослужителей: Китай, Северная Корея и Россия. Слава Богу, в России ситуация наконец меняется: священнослужители традиционных для нашей страны религий постепенно начинают работать в Вооруженных силах на штатной основе, то есть получать жалование за свою деятельность. Очень странно, что во всех странах, светский характер которых также зафиксирован в их конституциях, и правительство, и народ признают важность духовной поддержки военнослужащих и только в России возрождение ранее существовавшего института военного духовенства вызывает протесты. Весь мир тратит деньги на оплату труда капелланов и не считает это пустой блажью, и только некоторые налогоплательщики в России возмущаются тем, что три копейки из их налогов будет истрачено на зарплату военному священнику.

То, что религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах, подтверждалось неоднократно. Об этом говорили как прославленные полководцы нашего прошлого, так и современные военачальники. В качестве примера хотел бы указать на книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», в которой генералиссимус, основываясь на своей военной практике, подтверждает, что без помощи Божией никаких побед он бы не одержал. Другое свидетельство принадлежит нашему современнику, командующему ВДВ генерал-майору Владимиру Шаманову, который в канун празднования Дня десантника положительно оценил сотрудничество Минобороны с Русской Православной Церковью и отметил, что «взаимодействие с Церковью, осуществляемое под личным руководством министра обороны, имеет огромное значение для Вооруженных сил РФ».

Таких свидетельств можно привести много. Это слова практиков, а не теоретиков, пишущих статьи в тиши университетских кабинетов. Это слова боевых офицеров, не раз смотревших в лицо смерти, а не музыкантов, поющих про войну. Говорить при этом о дополнительной нагрузке на налогоплательщиков просто смешно. Сегодня, если священнослужителям где-то и выплачивается жалование, то оно составляет 7000–15 000 рублей в месяц. Можно ли прожить священнику с семьей на эти деньги? Ответ очевиден. Проще всего назвать этот эксперимент идиотизмом, вместо того чтобы понять одну очень важную вещь: верующим военнослужащим (а священники в армии работают только с верующими) необходима духовная поддержка, особенно перед боем и после боевого сражения. Одних психологов тут недостаточно.

Конечно, не все военные чины рады военным священникам. Есть те, кто придерживаются атеистических взглядов. Однако уже сегодня в ходе нескольких масштабных военных учений было доказано, что при правильной организации правовых и социально бытовых вопросов подразделение, где будет находиться этот полковой священник, выполнит любую боевую задачу, и при минимальных боевых потерях.

Если говорить о Конституции, то  в нашем основном законе действительно существует статья, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (гл. 1, ст. 14). Но эта формулировка применительно к рассматриваемому случаю означает лишь одно: нельзя создавать религиозных объединений на территории воинских частей и подразделений. Но одновременно, согласно ст. 28 Конституции, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Более того, в соответствии с пунктом 4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Это положение подтверждается и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно ст. 8 которого военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

Что касается статьи Сергея Иванеева, то его слова о возможности разделений по религиозному признаку свидетельствуют об отсутствии у автора хоть сколько-нибудь серьезных знаний как из отечественной истории, так и из современного зарубежного опыта. Словно не было никакой истории Российского государства, когда все традиционные религии и конфессии чувствовали себя комфортно и никаких напряженностей в процессе духовного окормления военных никогда не было. Словно не существует сегодня иностранных армий, где каждый военнослужащий может обратиться за духовной поддержкой к священнослужителю той религии, которую он исповедует. Даже сравнительно небольшой опыт современной России, опыт взаимодействия различных религий в Вооруженных силах, не дает никаких оснований к такому скептическому восприятию деятельности военного духовенства.

13 октября 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00