iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Аналитика
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  13 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Шестак: религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах

Уважаемая редакция! В последние недели в прессе появились публикации, авторы которых критикуют ряд церковно-государственных инициатив. В частности, недовольство вызывает возрождение в Вооруженных силах института военного духовенства. Так, в газете «Вечерние ведомости» музыкант Владимир Бегунов заявил, что трудовая деятельность священников в армии противоречит Конституции РФ и нарушает его права как атеиста и налогоплательщика. В другой публикации, в еженедельнике «Военно-промышленный курьер», Сергей Иванеев, профессор Академии военных наук пишет, что духовная поддержка ведет к разделению людей, несущих службу в Вооруженных силах по религиозному признаку. Всё это вызывает недоумение. Неужели Минобороны действительно нарушает Конституцию, а его специалисты сквозь пальцы смотрят на такие угрозы, как возникновение религиозного разделения среди военнослужащих, нарушение проверенных принципов воспитания?
Алексей Сильвестров,

Москва

Отвечает заведующий сектором МВД Синодального отдела  по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук:

Уважаемый Алексей! Во всем мире только три страны не имеют в армии священнослужителей: Китай, Северная Корея и Россия. Слава Богу, в России ситуация наконец меняется: священнослужители традиционных для нашей страны религий постепенно начинают работать в Вооруженных силах на штатной основе, то есть получать жалование за свою деятельность. Очень странно, что во всех странах, светский характер которых также зафиксирован в их конституциях, и правительство, и народ признают важность духовной поддержки военнослужащих и только в России возрождение ранее существовавшего института военного духовенства вызывает протесты. Весь мир тратит деньги на оплату труда капелланов и не считает это пустой блажью, и только некоторые налогоплательщики в России возмущаются тем, что три копейки из их налогов будет истрачено на зарплату военному священнику.

То, что религиозный фактор играет важную роль в жизни человека в погонах, подтверждалось неоднократно. Об этом говорили как прославленные полководцы нашего прошлого, так и современные военачальники. В качестве примера хотел бы указать на книгу А.В. Суворова «Наука побеждать», в которой генералиссимус, основываясь на своей военной практике, подтверждает, что без помощи Божией никаких побед он бы не одержал. Другое свидетельство принадлежит нашему современнику, командующему ВДВ генерал-майору Владимиру Шаманову, который в канун празднования Дня десантника положительно оценил сотрудничество Минобороны с Русской Православной Церковью и отметил, что «взаимодействие с Церковью, осуществляемое под личным руководством министра обороны, имеет огромное значение для Вооруженных сил РФ».

Таких свидетельств можно привести много. Это слова практиков, а не теоретиков, пишущих статьи в тиши университетских кабинетов. Это слова боевых офицеров, не раз смотревших в лицо смерти, а не музыкантов, поющих про войну. Говорить при этом о дополнительной нагрузке на налогоплательщиков просто смешно. Сегодня, если священнослужителям где-то и выплачивается жалование, то оно составляет 7000–15 000 рублей в месяц. Можно ли прожить священнику с семьей на эти деньги? Ответ очевиден. Проще всего назвать этот эксперимент идиотизмом, вместо того чтобы понять одну очень важную вещь: верующим военнослужащим (а священники в армии работают только с верующими) необходима духовная поддержка, особенно перед боем и после боевого сражения. Одних психологов тут недостаточно.

Конечно, не все военные чины рады военным священникам. Есть те, кто придерживаются атеистических взглядов. Однако уже сегодня в ходе нескольких масштабных военных учений было доказано, что при правильной организации правовых и социально бытовых вопросов подразделение, где будет находиться этот полковой священник, выполнит любую боевую задачу, и при минимальных боевых потерях.

Если говорить о Конституции, то  в нашем основном законе действительно существует статья, которая гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (гл. 1, ст. 14). Но эта формулировка применительно к рассматриваемому случаю означает лишь одно: нельзя создавать религиозных объединений на территории воинских частей и подразделений. Но одновременно, согласно ст. 28 Конституции, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Более того, в соответствии с пунктом 4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», «командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях». Это положение подтверждается и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно ст. 8 которого военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

Что касается статьи Сергея Иванеева, то его слова о возможности разделений по религиозному признаку свидетельствуют об отсутствии у автора хоть сколько-нибудь серьезных знаний как из отечественной истории, так и из современного зарубежного опыта. Словно не было никакой истории Российского государства, когда все традиционные религии и конфессии чувствовали себя комфортно и никаких напряженностей в процессе духовного окормления военных никогда не было. Словно не существует сегодня иностранных армий, где каждый военнослужащий может обратиться за духовной поддержкой к священнослужителю той религии, которую он исповедует. Даже сравнительно небольшой опыт современной России, опыт взаимодействия различных религий в Вооруженных силах, не дает никаких оснований к такому скептическому восприятию деятельности военного духовенства.

13 октября 2011 г.
Ключевые слова: армия, духовенство
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59