выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Аналитика
ЖМП № 1 январь 2012 /  17 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа

Эксперимент по введению в школах Основ религиозной культуры и светской этики выходит на новый уровень. Курс стал важной областью взаимодействия преподавателей, родителей, чиновников и представителей Церкви. И это пример эффективного сотрудничества в решении задач нравственного возрождения общества. Опасения, связанные с изучением религиозной культуры в средней школе, не оправдались.

Апробация курса Основы религиозной культуры и светской этики была начата в третьей четверти 2009–2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010–2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте Российской Федерации в 9980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей.

Модуль Основы светской этики выбрали для своих детей 42% родителей, 30% — Основы православной культуры, 18% — Основы мировых религиозных культур, 9% — Основы исламской культуры, 1% — Основы буддийской культуры и менее 1% — Основы иудейской культуры. Более 90% родителей положительно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим.

По итогам первого этапа апробации значительная часть родителей, первоначально выбравших для своих детей модули Основы мировых религий и Основы светской этики, предпочли модуль Основы православной культуры, и это объективно свидетельствует о том, что родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценило главную задачу эксперимента — воспитание свободной личности, укорененной в религиозных традициях своей семьи и народа.

Наиболее значимым результатом апробации можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам религиозного образования в школе.

В регионах были созданы органы содействия апробации нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы.

Интересен опыт регионов. Так, в Ярославской области для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников.

Активную позицию занимает руководство Томской епархии и священнослужители, ответственные за апробацию в регионе. Для педагогов, преподающих ОПК, организуются познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям епархии, проводятся регулярные консультации с духовенством.

Особо следует отметить проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Этот проект был реализован силами епархии, а затем на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль основ православной культуры. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать об устройстве и убранстве православного храма, о таинствах, о деятельности священнослужителей Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора города Томска.

Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества между Русской Православной Церковью и государством в области образования имеет работа межведомственного координационного совета (МКС) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. При непосредственном участии министра образования Андрея Фурсенко за период апробации прошло семь заседаний МКС, в ходе которых были приняты решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, были найдены пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере подтвердить доброжелательный и конструктивный характер дискуссий, предшествовавших принятию тех или иных решений в ходе апробации.

Эксперимент завершен, но это только начало широкомасштабного развития инициативы Президента Российской Федерации по повсеместному, начиная с 2012 года, преподаванию религиозной культуры в школе. В настоящее время идея распространения практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования, находит всё больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием. Принципиальная позиция руководства отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте использования позитивного опыта апробации курса Основ религиозных культур и светской этики.

Сейчас очевидно, что преподавание религиозной культуры по выбору в школе встретило общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, если бы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования была предусмотрена возможность сравнительного изучения различных модулей курса. Это, впрочем, совершенно не значит, что подобное знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном счете привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода.

Перспективы и направления дальнейшего развития опыта апробации являются сейчас предметом активного общественного обсуждения, в результате которого преподавание религиозных культур в школе должно превратиться в повседневную, обычную практику. Тогда дети и их родители смогут свободно и осознанно делать свой выбор и без искажений получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов.

На основании мониторинга хода и результатов апробации можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе.

Отсутствие в ходе апробации негативного опыта разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования.

Взаимодействие органов управления образованием, педагогического и родительского сообществ, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач и нравственного возрождения российского общества и поэтому нуждается в активной государственной поддержке и развитии.

Деятельное участие родителей в выборе модулей по религиозной культуре свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс.

Опыт участия епархий в апробации говорит о продуктивности сотрудничества и важности привлечения представителей традиционных религиозных конфессий к подготовке педагогов и методическому обеспечению курса.

17 января 2012 г. 01:00
Ключевые слова: ОПК, школа, дети
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00