iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Аналитика
Фото Анны Гальпериной
ЖМП № 5 май 2016 /  26 апреля 2016 г. 17:18
версия для печати версия для печати

Отдали образу пообразное

В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря, целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!» // ЖМП. 2012. № 7). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо.

Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний.

Сейчас в соборе завершаются последние приготовления к великому освящению, которое планирует совершить Святейший Патриарх Кирилл. Но храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе». PDF-версия.

 

26 апреля 2016 г. 17:18
Ключевые слова: культура, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи