выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Аналитика
Официальная эмблема съезда
23 октября 2019 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Услышьте клирошан

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР АГЕЙКИН: "ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД РЕГЕНТОВ И ПЕВЧИХ БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ВОПРОСАМИ ПРАКТИЧЕСКОГО УСТРОЕНИЯ КЛИРОСА, РАБОТЫ И СЛУЖЕНИЯ РЕГЕНТА"

Сегодня, 24 октября, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открывается Второй Международный съезд регентов и певчих Русской Православной Церкви, работа которого по благословению Святейшего Патриарха Кирилла пройдет в российской столице по 26 октября. О его повестке и о способах регистрации в качестве делегата и вольного слушателя «Церковному Вестнику» рассказывает председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения при Патриархе Московском и всея Руси (далее – Совет) настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

- Ваше Высокопреподобие, с Первого Международного съезда регентов и певчих, о котором мы подробно рассказывали, минуло три года. Профессиональной корпорации клирошан удалось выдержать заявленную трехлетнюю периодичность глобальных общецерковных форумов, традиция проведения которых складывается на наших глазах. С чем организаторы подходят ко второму съезду?

- Прежде всего хотел бы сказать, что второй съезд мы готовим заметно демократичнее по сравнению с первым. При непосредственном участии членов Совета мы провели экспресс-опрос в профессиональной среде, чтобы выявить самые актуальные темы, назревшие для обсуждения на пленарных заседаниях. Кроме того, члены Совета помогли нам подобрать наставников для серии мастер-классов в программе съезда и определить их тематику. На основе этой колоссальной организационной работы уже готов предварительный план заседаний. Могу сказать, что на этот раз нам удалось найти общий язык с представителями старообрядческой певческой традиции – энтузиастами старинного церковного пения с единоверческих приходов. Это сообщество оказалось весьма сложным, восприимчивым, трепетно и чутко реагирующим на свои и чужие клиросные практики, имеющие дело со знаменным распевом во всем его богатстве и полноте. Тем не менее, набираются доклады для целой секции, посвященной древнему русскому церковному пению. Как мы рассчитываем, она пройдет во второй день работы съезда 25 октября.

Помимо пленарных и секционных заседаний, в программе съезда запланирован также концерт духовной музыки, в котором примут участие три коллектива: Синодальный хор, правый праздничный хор нашего Богоявленского кафедрального собора и правый хор солнцевского храма во имя Преподобного Сергия Радонежского под управлением ответственного секретаря Совета Варвары Волковой. Как и три года назад, завершить работу съезда предполагается Божественной литургией в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, петь за которой будет сводный хор делегатов под управлением заместителя председателя Совета регента Синодального хора Алексея Пузакова и Варвары Волковой.

- Смогут ли желающие попасть на концерт 24 октября «с улицы»?

- Только если они зарегистрируются в качестве вольных слушателей съезда: Зал церковных соборов Храма Христа Спасителя не резиновый и всех москвичей – ценителей хоровой духовной музыки – вместить не сможет. Но мы приняли весьма либеральный порядок регистрации участников съезда, не претендующих на звание и права официальных делегатов. В настоящий момент любой желающий (неважно, гражданин России или другой страны) может пройти электронную регистрацию по интернет-ссылке, после чего получит на свою почту пригласительный билет. Его нужно распечатать и предъявить на входе в залы заседаний съезда – этого будет достаточно, чтобы попасть внутрь.

Заинтересованные лица также могут самостоятельно зарегистрироваться и как официальные делегаты с правом решающего голоса. На первом съезде такая возможность тоже была. Правда, поскольку тогда многое делалось «с колес», а опыт по организации подобных масштабных мероприятий у нас имелся скромный, соответствующие алгоритмы были прописаны плохо. Теперь все четко: регистрируетесь по той же ссылке, высылаете на указанный там электронный адрес заявку, получаете приглашение и прибываете на съезд, где на месте вносите регистрационный взнос и получаете делегатский бейдж. Это дает право не только участвовать абсолютно во всех мероприятиях деловой программы, но и разделять с делегатами трапезу, а также увезти домой нотный сборник с песнопениями Божественной литургии, которые прозвучат 26 октября.

- А сколько будет делегатов от епархий?

- Около трех сотен. Их регистрация уже прекращена: в настоящий момент превышен лимит гостиничных мест, который мы первоначально зарезервировали. Корпус делегатов от епархий тоже формировался весьма свободно. Откуда-то просили принять пять, шесть человек – мы шли навстречу. Где-то, наоборот, заявили, что на их клиросах проблем нет и на съезд им приезжать незачем – ну зачем же приглашать людей, у которых и так все прекрасно?! Москву в работе Съезда представят по десять делегатов от каждого из столичных викариатств. По предварительным данным, с учетом вольных слушателей и самостоятельно зарегистрировавшихся делегатов в Съезде примет участие свыше семи сотен человек.

- Рабочая программа сверстана полностью?

- Нет, пока еще не совсем. Но уже известно: откроет работу съезда Святейший Патриарх Кирилл. В целом наш форум, как и концерт в его программе, посвящен 75-летию со дня кончины великого русского композитора Павла Чеснокова, чьи сочинения прекрасно знакомы всем поклонникам духовной музыки. Кстати, недавно мы совершили панихиду на его могиле на московском Ваганьковском кладбище и были удручены внешним видом надгробного памятника. Надо бы привести его в порядок. Но, к сожалению, пока ни администрация ГБУ «Ритуал», ни клир кладбищенского храма не могут выяснить, кто конкретно владеет правами на это захоронение и несет за его состояние ответственность.

При этом мы хотели бы, чтобы главной темой всех заседаний стали актуальные задачи по практическому устроению клироса, работе и служению регента. Надеюсь, круг обсуждаемых вопросов получится широким — от этических моментов до социальной защиты регентов и певчих.

- У вас нет ощущения, что буквально на наших глазах заметно ухудшилась ситуация с трудовыми правами и обязанностями певчих?

- У меня такого ощущения нет. Возможно, присутствуют определенные пробелы законодательного, этического, иногда даже канонического плана. Но церковно-певческая традиция здорова и, главное, жизнеспособна. Наверное, ее повседневное применение и трактовку отдельными лицами следует корректировать, исправлять.

- Тогда разрешите поделиться недоумением, истоки которого в личном клиросном опыте наших дней. Сегодня обычным делом стали увольнения певчих по SMS, а уж телефонный звонок с уведомлением, что на следующую службу можешь не выходить — едва ли не пример хорошего тона. Естественно, это приводит к снижению рабочей и творческой самодисциплины, текучести кадров и т. д. Падает уровень профессионализма, а невежества, напротив, все больше. Произведения высочайшей музыкальной культуры, еще на нашей памяти считавшиеся признаком хорошего вкуса, постепенно перекочевывают на условную полку с ярлыком «невостребованное».

- Любой церковный хор — вещь штучная. Шаблонные рецепты при его формировании не применимы. Конечно, на клиросе стоят живые люди. Каждый из них имеет право на отдых, отпуск, достойную оплату труда. На нормальное человеческое отношение, в конце концов, не предусматривающее, разумеется, увольнение посредством SMS, сколь бы острой конфликтной ситуацией в реальности соответствующее решение ни предварялось. На приходе все это зависит от настоятеля. Именно поэтому мы сейчас разворачиваем работу с расположенными в столичном регионе семинариями – организовываем летние школы на базе Сергиева Посада и Сретенской духовной семинарии. Будущим священникам уже в молодости надо прививать верные взгляды на выстраивание всей приходской жизни. Чтобы они ясно понимали разницу между господином и хозяином с одной стороны и душепопечителем общинной семьи, куда полноправно входят и регент с певчими и псаломщиками — с другой. Времена, когда настоятель на приходе и швец, и жнец, и на клиросе игрец, давно прошли. И сам Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу качественного пения весьма недвусмысленно. Если кое-где его еще не поняли или не услышали — это следует поправить.

Не хочу хвалиться, но все же практическая деятельность дает основание надеяться на позитивное решение проблем. Опыт сводного хора Московской (городской) епархии показывает: профессиональное сообщество способно добиваться значительных результатов даже при весьма скромных ресурсах и в условиях цейтнота. А ведь возникновение этого коллектива под руководством Алексея Пузакова и Варвары Волковой предоставило церковным музыкантам дополнительную возможность общаться, обмениваться контактами, поддерживать друг друга, в конце концов!

- Сайт вашего Совета работает, но далеко не все его разделы задействованы на полную мощность...

- Да, это поистине многострадальный проект. Сейчас обкатывается уже третья по счету версия сайта. Мы уже уяснили, что для этого веб-ресурса важны не столько дизайнерские решения, сколько функциональное удобство. Что пока хочу сказать: сейчас тестируем разработку на пользователях — собираем замечания и предложения, после чего приступим собственно к наполнению разделов. Надо понимать: отдельного бюджета на эти задачи у нас нет. Совет — организация общественная, на отдельные важные проекты — и разработка сайта не исключение — средства каждый раз надо где-то изыскивать самостоятельно.

- На что руководство Совета потратило три года, прошедших с момента проведения Первого съезда?

- В первую очередь на выстраивание работоспособной структуры органа. Было важно добиться, чтобы географически в нем были представлены как различные российские регионы, так и зарубежные приходы. Это, в свою очередь, дает возможность членам Совета делегировать определенные полномочия, чтобы они представляли и олицетворяли наши инициативы на своих территориях.

- Видимо, еще и поэтому на первом заседании Совета преобладали иностранные участники?

- Сама жизнь доказывает важность внимания к вопросам церковного пения на зарубежных территориях. За три года между Первым и Вторым съездами в Церкви появились два новых экзархата: в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии. Мы постоянно анализируем ситуацию в них и убеждаемся: одна из самых болезненных проблем при устройстве и развитии прихода — клирос и пение за богослужением. Недавно встречался с настоятелем православного храма на Брайтон-Бич. Там тоже ломаются традиции: испокон века певчие пели бесплатно, но теперь поднимают вопрос оплаты своего труда. Не так давно в Москве принимали церковную делегацию из Северной Кореи. Самый насущная просьба к Святейшему Патриарху Кириллу — помогите нам подготовить регентов и церковных певчих! Так что нива огромна...

- За три года, прошедшие с Первого съезда, удалось провести только одно заседание Совета, хотя ранее в интервью нашему изданию вы обещали, что этот орган будет собираться не реже чем дважды в год...

- Целый год ушел собственно на формирование Совета. Затем следовало определить круг интересов каждого из членов, чтобы, с одной стороны, они не дублировали друг друга и, с другой, — более-менее закрывали все важные вопросы церковного пения на современном этапе. Да, в прошлом году нам удалось собраться лишь однажды. Но теперь накануне съезда, 23 октября, состоится второе заседание Совета.

23 октября 2019 г. 15:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00