выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Аналитика
18 июня 2006 г. 15:30
версия для печати версия для печати

Слово протоиерея Александра Марченкова на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Пастырский семинар: «Подготовка ко Святому Причащению:
историческая практика и современные подходы к решению вопроса».

Протоиерей Александр Марченков,
настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех

     Мне хочется сказать в защиту, что несмотря на то, что мы были в России необразованы многие столетья, несмотря на то, что и причащались всего лишь четыре раза в год, но то, что Россия называлась Святой, есть тоже свидетельство того, что евхаристическая жизнь является одной из важных частей нашей жизни, но она должна сопрягаться и с другой нашей жизнью, с той, которую мы называем духовной жизнью или внутренним деланьем. 

     И когда мы пытаемся только ограничить - мы говорим о правилах или ещё о чем-то, мы забываем, что цель христианской жизни есть святость. К святости люди идут по благодати Божьей, используя те средства, которые нам подаются. И Евхаристия является этим самым главным и важным средством. Но не единственным. И поэтому не будет этого духовного деланья - всё остальное может остаться бессмысленным и бесполезным. 

     То что касается исповеди. Мы говорим о том сейчас, что слишком много разных людей приходят в церковь. Но мы должны помнить, что прийдя в церковь, каждый христианин переживает разные этапы жизни. И что в эти разные периоды он наверное должен испытывать желание пройти ещё раз генеральную исповедь. Вот он пришел в церковь, он готовится, насколько он может, к подробной исповеди. Но потом периоды могут быть разные. Мне вообще кажется, что раз в году, у христианина должна быть возможность подробной исповеди за год. Да, потребности в частной исповеди разные. Но если человек живёт внутренней жизнью, то есть желание очистить себя и дать возможность вот так поисповедоваться - это непременное условие церковной жизни. 

     На протяжении небольшого пастырского служения могу сказать, что у священника тоже могут быть разные периоды. Одно дело, когда небольшая община, другое - когда община разрастается. И тогда приходится снижать уровень. Потому что ты уже не можешь поговорить с человеком в той мере, в которой ты мог раньше. И если те люди, которые пришли с самого начала раньше имели возможность общаться со священником, то у вновь приходящих такой возможности не будет. Потому что есть масса людей, которые давно исповедуются и им отказать в исповеди почти невозможно, а вновь приходящим остаётся не так много. И это очень жалко. Наверное не хватает священнослужителей. Было бы больше опытных священников - появилась бы возможность у людей поисповедоваться, пообщаться со священнослужителем, более активно регулировать свою внутреннюю жизнь. 

     Вспоминая традиции Оптиной пустыни. Тот же Гоголь свидетельствует, с одной стороны, каковы были монахи и послушники, когда они причащались только постами, ну и может быть почаще. А когда человек приступал чаще, то его спрашивали - а почему ты причащаешься? "А я видел нечистую силу в явном виде". И это понятно, старец благословил. Но уровень внутренней жизни там был настолько высокий. Там было откровение помыслов, было внутреннее деланье, была Иисусова молитва. Это давало людям вот так вот живя - достигать вот таких высот внутренней жизни. 

     Мне кажется, наша жизнь гораздо глубже и гораздо шире. Потому что одно дело, например, московский приход, другое - сельский. 

     Жизнь наша настолько многообразна и, если не забывается главная цель достижения спасения, евхаристическая и общинная жизнь, конечно, важна. Но мы настолько в разных сейчас условиях, что наверное Господь ставит нас в те или иные условия, чтобы совместно и духовенство и архиереи должны определять какие-то инструкции, рекомендации в помощь, например, как когда-то выходили специальные пособия типа "недоуменные вопросы".

 

18 июня 2006 г. 15:30
Ключевые слова: богословие, исповедь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00