iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Плачьте с плачущими
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
30 мая 2022 г. 16:00
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
Золотая середина в исповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 марта 2022 г. 15:00
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Укрепить и утешить
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» открывает новый цикл статей, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом  духовенства Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 декабря 2021 г. 19:00
Аналитика
ЖМП № 4 апрель 2021 /  20 мая 2021 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Современная предкрещальная практика

В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПЫТНЫЕ ЕПИСКОПЫ И СВЯЩЕННИКИ РАЗМЫШЛЯЮТ О ФОРМАХ ОГЛАШЕНИЯ В РУССКОЙ ЦЕРКВИ, ПОКАЗЫВАЯ, В ЧЕМ ИХ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ, А ЧТО ТРЕБУЕТ ПЕРЕСМОТРА

 Уже несколько лет портал «Пастырь» публикует ответы опытных священнослужителей, епископов и священников на вопросы, возникающие по самым разным направлениям пастырского служения. Команда портала проводит в очном и онлайн-форматах пастырские семинары по важным для священнослужителей проблемам. «Журнал Московской Патриархии» будет знакомить читателей с темами, которые затрагиваются на страницах портала. PDF-версия.

Пасха — праздник, с которым исторически связано вступление новых членов в лоно Церкви. В Древней Церкви Великий пост был периодом подготовки к принятию крещения, но и сейчас, несмотря на видимое отсутствие института катехумената, можно говорить о заметном увеличении людей, приходящих в храм именно в дни Великого поста. На вопрос, каковы сейчас формы оглашения в Русской Церкви, отвечают опытные епископы и священники в рамках совместного проекта с порталом «Пастырь».

В последние годы общеобязательной нормой подготовки к таинству Крещения стали огласительные беседы. Принятое в 2011 году решение1 оказалось для Русской Церкви важным, давно ожидаемым событием. Каждому священнику, совершающему таинство Крещения, принимающему в лоно Церкви новых членов, была очевидна необходимость сознательной и системной подготовки к этому шагу со стороны самого крещаемого, а в случае крещения младенцев и детей — их родителей и восприемников.

Проведение огласительных бесед принято как общая норма, но еще не выработано жестких форм и обязательного ее наполнения. Каждый епископ или даже настоятель храма определяет как количество бесед перед крещением, так и их содержание — исходя из тех условий, в которых существует конкретная община. К примеру, в Узбе­кистане проводится десять бесед перед крещением, фактически целый системный курс, и это оправдано в связи с понятным религиозным контекстом существования Церкви в инорелигиозной стране. В московских храмах стандартно проводят две беседы, но есть храмы, где проходит три и даже четыре встречи.

По оценкам священнослужителей Русской Церкви, читателей портала «Пастырь», большинство восприемников и родителей крещаемых детей не остаются в конкретном храме в качестве постоянных прихожан. Проведение нескольких предкрещальных бесед для многих не становится стимулом для дальнейшего личного вхождения в церковную жизнь. Поэтому возникают принципиальные вопросы о допустимости крещения детей невоцерковленных родителей и, в связи с этим, о необходимости более длительной предкрещальной подготовки с возможным частичным возвращением к практике катехумената Древней Церкви. 

Лонгин, митрополит Симбирский и Новоспасский:

- Если мы крестим детей неверующих родителей, то совершаем беззаконие. Почему мы их крестим? Получается, только потому, что они заплатили. В этом случае мы в прямом смысле слова торгуем благодатью. Когда мы получаем деньги от людей церковных, это их пожертвование. Они осознанно воспринимают все, что происходит в Церкви, в том числе осознают и необходимость жертвовать средства на ее содержание. Когда мы за деньги «отпускаем» таинство тому, кто не разделяет нашей веры, — мы торгуем благодатью и подпадаем под все существующие по этому поводу прещения.

 

Пантелеимон, епископ Верейский: 

- Конечно, правильнее было бы не крестить детей невоцерковленных родителей. Но мы живем в такое время, когда эти правила при их строгости не могут объять всех сложностей жизни. И иногда крещение детей помогает воцерковлению их родителей.

Если говорить про возвращение к практике Древней Церкви, когда крещение происходило после длительной подготовки, необходимо прежде всего самим себе ответить на вопрос: кто будет вести эту длительную подготовку? Сейчас для желающих креститься некий мирянин-катехизатор просто читает одну-две лекции, и хорошо, когда это происходит не очень скучно. Если сделать такую подготовку более длительной, то это только оттолкнет от Церкви людей, которые к ней тянутся. Самое главное для человека — вхождение в жизнь церковной общины. Это лучше всего и готовит ко крещению, и воцерковляет уже крещеных людей.

***

Предкрещальная подготовка, состоящая из нескольких встреч, с одной стороны, является необходимой и достаточной с точки зрения решения главной задачи — донесения до готовящихся ко крещению основ Православия и содержания таинства. Но, с другой стороны, такой формат часто становится не более чем возможным импульсом для человека, который дальше может им и не воспользоваться, относясь формально к общепринятому церковному требованию. В этом смысле предкрещальная подготовка, по мысли многих священнослужителей, не является чем-то самодостаточным в деле церковной миссии, но является только одной из возможных форм проповеди веры. Большое значение здесь имеют личностные качества и навыки общения катехизатора или лектора, а также заинтересованность настоятеля прихода в деле предкрещальной катехизации.

При том что по многим причинам механический возврат к древней предкрещальной практике невозможен, в любой период жизни Церкви необходимо иметь в виду первоначальный смысл, который вкладывался в то или иное действие. Крещение изначально было не просто таинством вхождения в Церковь, но вступлением новообращенного в конкретную христианскую общину. И такая задача вполне может быть поставлена и сейчас как в процессе предкрещальной подготовки, так и непосредственно во время общения священника с родителями и восприемниками крещаемого. Здесь могут исполь­зоваться простые, но действенные средства: подготовленная заранее информация о жизни прихода, визитка священника с прямым мобильным номером, приглашение людей в приходские группы в социальных сетях. 

Еще один серьезный вопрос, который возникает при крещении детей в современных условиях, — изначальное духовное состояние восприемников. Выбор восприемников из числа людей воцерковленных и имеющих свой личный духовный опыт, который можно было бы передать ребенку, в настоящее время сильно затруднен, особенно для родителей, которые сами не являются практикующими христианами. И в этом случае выбор определяется зачастую не степенью воцерковленности будущих восприемников, а просто добрыми взаимоотношениями между людьми. Таким образом, эта сторона таинства часто приобретает весьма формальный характер. И потому возникает вопрос о создании института восприемничества как важной составляющей введения человека в Церковь. В этом смысле восприемник может быть необходим не только исключительно для ребенка, по имеющейся традиции, но и для взрослого крещаемого, для которого он мог бы стать духовным другом, поддерживающим человека на путях его воцерковления.

 

Мефодий, епископ Каменский и Камышловский:

- Мы потеряли смысл института восприемников. Восприемник — это не тот, кто катехизирует, кто на­учает азам веры, а тот, кто помогает правильно идти по жизни. То есть восприемник — это по сути духовник, старец. Когда совершается монашеский постриг, новопостриженному монаху обязательно дается старец-духовник, который будет его вести.  

Так и наставником новокрещеного мирянина является восприемник. Он воспринимает его от купели крещения и ведет по жизни. Это человек, который гораздо более опытен, благочестив, праведен, — только тогда он может правильно повести человека по жизни: подсказать, как поступить в том или ином случае, как решить ту или иную проблему. Восприемник — это в первую очередь наставник. Он является членом какой-то церковной общины и он вводит в эту общину крещаемого, как бы знакомит его с приходом, вводит в круг духовной семьи. И второе: он руководит им постоянно по жизни, помогает ему решать самые разные проблемы в рамках благочестия. Потому что взрослый человек, который прожил бо́льшую часть жизни вне Церкви, несомненно, и алгоритмы поведения взял из своей прежней жизни. «А как это будет по-новому?», «Как это будет по-христиански?», «Как правильно поступить?» — в решении этих вопросов должен помогать восприемник. Ну и просто поддержать в трудную минуту, дать правильное направление в мыслях, в переживаниях. У нас часто бывает так, что сам крещаемый приводит с собой будущего крестного, но на самом деле надо, чтобы община дала крещаемому восприемника.

*** 

Как видно из приведенных мнений, вопрос вхождения новокрещеного человека в жизнь Церкви в конкретной общине связан не только с задачами огласительных бесед, но и с идеей восстановления института восприемничества. Согласно данным социологических исследований Свято-Тихоновского университета, человеку намного проще войти в общину, если у него есть друг или хороший знакомый среди прихожан («Партнерский приход». Сотрудничество священников и мирян в развитии социальной деятельности в приходах РПЦ в начале XXI века / Орешина Д., Батанова П., Забаев И., Павлюткина Е. М.: ПСТГУ, 2018). Как бы ни был хорош батюшка и приветлива община, человеку, испытывающему понятное смущение от своего незнания, будет сложно преодолеть первоначальный барьер. Если бы община действительно поручала новокрещеного одному из постоянных прихожан, это могло бы помочь в решении проблемы слабого воцерковления после крещения.

(Материал подготовлен на основании комментариев и ответов на портале «Пастырь»)

 

Примечание

1 Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 32) и утвержденный в том же году документ Священного Синода (журнал № 152 от 27–28 декабря 2011 г.).

 

 

20 мая 2021 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00