выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Аналитика
Крестный ход с мощами святителя Луки вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора. 11 июня 1997 года. Фото Александра Кадникова.
ЖМП № 3 март 2021 /  5 апреля 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Врачеватель душ и тел

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД В СИМФЕРОПОЛЕ БЫЛИ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ КРЫМСКОГО ЛУКИ

Случилось это в ночь с 17 на 18 марта на Крестопоклонной седмице Великого поста, и вот уже 25 лет мощи небесного заступника Крымской земли пребывают в соборном храме Троицкого женского монастыря в столице полуострова. Тогда, впрочем, церковь на Одесской улице в центре города была приходским храмом, хотя и в ранге кафедрального собора. PDF-верия.

После извлечения останков святителя из захо­ронения на Первом гражданском кладбище Симферополя раку с мощами поместили в левом Константино-Еленинском приделе Троицкого собора. С тех пор сюда буквально не зарастает народная тропа. В этом году местоположение раки немного изменилось. В Севастопольском благочинии освящен новый храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, престол с антиминсом и иконостас перенесли туда. Мощи же угодника Божия теперь почивают на месте алтаря бывшего придела.

Поздним утром обычного буднего дня в соборе тихо, в высокие окна пробивается рассеянный свет зимнего сумрака. Впрочем, у раки с мощами святителя Луки все время люди. Очереди нет, но череда желающих приложиться ко святым мощам не прерывается. «Карантинные ограничения на передвижения и массовые мероприятия, конечно, снизили поток паломников, но не сильно, — говорит старший священник Троицкого монастыря протоиерей Павел Морозенко. — Только на днях в течение суток прибыли несколько групп на автобусах. А вообще на пике паломнического сезона очередь к мощам иногда выходит за святые ­врата».

По словам отца Павла, в последнее время паломников здесь стало больше. Если прежде из России прилетали в основном на самолетах (причем популярны были однодневные визиты), после сооружения Крымского моста у монастыря стали парковаться автобусы с ростовскими, кубанскими, московскими номерами. «На своих же автомобилях приезжают и из Сургута, и с Дальнего Востока, — продолжает собеседник. — Украинцев на границе пропускают свободно, для них препятствий нет. Бывают группы паломников из США, Австралии, недавно заходил католический пастор из Западной Европы».

Рядом, на монастырской территории, открыт музей святителя Луки, где бережно собирают и систематизируют случаи его чудотворений. «Сколько их в точности, сказать не можем, но собраны уже тома свидетельств, — рассказывает гид Людмила Белеско. — Недавно начали новую книгу — за 2021 год. В последнее время регистрируем множество сообщений о прямом участии святителя Луки в операциях: люди видят, как он подает инструменты ­хирургу, а иногда и явным образом присутствует в операционной и дает советы врачам». Вот одна из ­записанных историй.

Двадцать лет назад десятилетний ­пианист Назар Стадниченко из Североморска гостил у бабушки в Феодосии. Во время отдыха с ребенком произошла настоящая трагедия: хлопнувшая дверь обрубила первые фаланги третьего и четвертого (среднего и безы­мянного) пальцев на левой руке. Дверной замок полностью размозжил кости. Казалось, следовало смириться с тем, что Назар больше не подойдет к инструменту. Но оставалась боль — физическая и душевная, требовалось время для заживления ран. Свои молитвы мать мальчика обратила к святителю Луке. Ребенка возили к мощам, к больной руке прикладывали иконку с частицей гроба святителя, помазывали пальцы освященным маслом. И кость начала расти, появился ноготь. На протяжении трех недель пальцы восстановились полностью! Меньше чем через год на фортепианном конкурсе «Североморские затеи» мальчик занял второе место. Мать Назара поехала в Симферополь и заказала благодарственный молебен у мощей святителя Луки. Она привезла копии диплома и медицинских документов, фотографию, на которой ее сын держит чудотворную иконку святого врача совершенно здоровой рукой. Сегодня эти материалы хранятся в музее. Рядом — благодарность католического священника из Франции, полностью исцелившегося от серьезной травмы в результате несчастного случая. Есть в числе прочих и свидетельство о чудесном исцелении греческого мальчика, которому небесная помощь святителя помогла без операции избавиться от опухоли, сдавившей горло и не позволявшей само­стоятельно дышать.

Зарубежные известность и почитание святителя Луки начались именно с Греции. В 1990-е годы, когда святой был прославлен как местночтимый, по Крыму паломничал возглавлявший Преображенский монастырь (Сагмата) архимандрит Нектарий (Антонопулос). Услышав историю архиепископа Луки (Войно-Ясенец­кого), отец Нектарий заинтересовался его личностью и много сил уделил обработке сведений о прижизненных и посмертных чудесах святителя. Известна пословица «расскажи что эллину — разнесет по всему белу свету», и тут она как нельзя лучше оправдалась! Теперь уже митрополит Арголидский, владыка Нектарий — автор нескольких книг, посвященных святителю Луке, после издания которых храмы во имя этого угодника Божия стали освящаться не только в Греции, но и в Сербии, и в Румынии... А до недавнего времени на день памяти святителя Луки, 11 июня, вспоминает отец Павел, из Греции прилетали целые чартеры с паломниками.

В полдень в соборе начинается богослужение — акафист нараспев перед мощами святителя Луки. Поют не церковные певчие и не монастырский хор, а простые молящиеся, которых к этому моменту набирается достаточно. «Приход у нас большой, имеющий предысторию еще с советских десятилетий, когда этот храм был одним из двух открытых в Симферополе. Только я знаю несколько тысяч симферопольцев — наших прихожан, — говорит старший священник. — Но, конечно, все мы осознаем: верующий люд приходит молиться в наш монастырь к главной святыне — к владыке Луке». Что же касается насельниц, их тут немного — дюжина, в основном горожанки-крымчанки. Они трудятся в золотошвейной мастерской и на подворье в Симферопольском районе, встречают паломников. И конечно, молятся своему небесному заступнику — святителю Крымскому Луке...

 

Также читайте на нашем сайте интервью с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем и епископом Ялтинским Нестором.

5 апреля 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи