выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Аналитика
Занятия по катехизации слабослышащих в Клину
ЖМП № 8 август 2016 /  17 августа 2016 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Голос веры в мире тишины

Как правило, воцерковление людей с нарушениями слуха представляет собой комплексный процесс, рассчитанный на несколько лет. И нередко священнослужители не знают, как правильно выстроить катехизаторскую работу с такими прихожанами. Своим опытом создания общины глухих и слабослышащих делится Дмитрий Балашов, катехизатор воскресной школы храма во имя Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в городе Клину.

Казалось бы, что раздумывать: найди переводчика жестового языка и собери неслышащих на богослужение. Конечно, они придут, но что будут ожидать от участия в богослужении? Возможно, одним захочется удовлетворить любознательность, а другим — решить житейские проблемы.

Чего боятся слабослышащие?

Как показали исследования, проведенные по поручению Общественной палаты РФ студенческим коллективом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством ассистента кафедры социальной психологии кандидата психологических наук Александра Рикеля, глухие и слабослышащие люди — интересный пример замкнутого, но при этом готового к переменам в своей жизни и занимающего активную жизненную позицию сообщества1. В составленном по итогам исследования аналитическом отчете отмечается: эти люди излишне боятся окружающих, их нетерпимости, агрессии и непонимания. Замкнутость в рамках своего сообщества заставляет многих глухих отказаться от активных поисков новой интересной работы, а в некоторых случаях, как утверждают эксперты, и в целом отказаться от работы, поскольку размер предоставляемой пенсии позволяет им жить без особых ограничений. При общей активной жизненной позиции многие опрошенные страдают «синдромом иждивенчества», то есть ощущением, что окружающее их общество находится в постоянном долгу перед ними. Большая доля глухих и слабослышащих признавалась интервьюерам, что они в душе верят в Бога, но ходят в православный храм только по необходимости: ставят свечки и молятся о разрешении житейских проблем. Некоторые прямо говорили, что регулярно посещают Евангельскую церковь2.

Сейчас практически у всех лиц с нарушениями слуха за плечами есть образование, достаточное, чтобы обрести себя в социуме. Однако реализовать эту возможность им не позволяет равнодушие, столь часто преобладающее по отношению к людям с ограниченными возможностями. В этом вопросе Церковь способна серьезно помочь обществу. На практике выяснилось, что задачи церковной миссии невозможно отделить от решения социальных вопросов неслышащих жителей с одной стороны и клинского отделения ВОГ (Всероссийского общества глухих) — с другой. Только достигнув этой цели в комплексе, можно было завоевать доверие глухих и слабослышащих прихожан и собрать их в общину.

Занятия в нашей воскресной школе проводятся (с различной интенсивностью) в течение десяти последних лет. На них могут присутствовать все желающие слабослышащие и глухие, независимо от их личного отношения к вере. С некрещеными и неподготовленными людьми ведутся ознакомительные собеседования по основам православной культуры. Подготовленные слушатели еженедельно занимаются уже по курсу Закона Божия. Обычно на этих занятиях слушатели знакомятся с Новым Заветом, со святыми Православной Церкви, церковными праздниками, смотрят фильмы с субтитрами на библейскую тему и т.д. Традицией стали совместные чаепития после занятий, на которых мы обсуждаем житейские вопросы и происходящие в городе, в стране и во всем мире события.

Как выручил монитор

Разумеется, формы преподавания зависят от численности неслышащих слушателей. При этом в небольшом городе неслышащим часто не хватает переводчика жестового языка, и владеющий русским жестовым языком (РЖЯ) священнослужитель может стать незаменимым помощником в решении их житейских вопросов. И хорошо, когда среди священников или диаконов находятся добровольцы, готовые изучить РЖЯ.

Божественные литургии в общине вначале проводились в облегченном переводе на жестовый язык (не слово в слово, а в сокращенном виде и с пояснениями). Литургии с переводом на жестовый язык (ЖЯ) совершал настоятель Тихоновского храма протоиерей Анатолий Фролов в сопровождении переводчика ЖЯ протодиакона Павла Трошинкина. Затем община участвовала в совместной трапезе. Мы часто ездили в паломнические поездки и на познавательные экскурсии. И только несколько лет спустя мы заметили, что наша община готова к приходской жизни наравне и вместе с полностью здоровыми прихожанами: глухие и слабослышащие почувствовали себя уверенно! Сыграла роль и симпатия, которой другие прихожане прониклись к неслышащим.

В Клину, как, впрочем, и по всей России, остро не хватает переводчиков ЖЯ. Но мы придумали замечательный вариант: транслировать текст богослужения по-славянски и по-русски на монитор. Это решение мы подсмотрели на веб-ресурсе одной из североамериканских православных общин. Благословленное отцом Анатолием новшество пришлось по душе не только глухим прихожанам, но и слышащим. Экран с текстом помогал всем лучше понять смысл богослужебных текстов, внимательнее вникнуть в сам ход богослужения. Таким образом, оказалась решена традиционно болезненная для России проблема с переводчиками ЖЯ. Теперь члены общины могут присутствовать на любой Божественной литургии без переводчика, предварительно подготовив презентацию к конкретной дате и службе и согласовав ее с настоятелем.

Три главных этапа

Прошлым летом была организована поездка на Байкал. Группа состояла не только из членов нашей общины, но и из далеких от Церкви людей. В поездке они впервые познакомились с Православием. Мы молились на Божественной литургии в одном из иркутских храмов вместе с местными неслышащими жителями, делились с ними своим опытом жизни в православной вере.

Деятельность общины оказывает благотворное воздействие и на город в целом. Теперь местное отделение ВОГ пользуется авторитетом у городских властей, да и к самим неслышащим администрация относится гораздо внимательнее. Они перестают быть «невыездными жителями страны глухих» и обретают собственный голос.

Если осмыслить пройденный нами путь в становлении общины глухих и слабослышащих, можно выделить три принципиально значимых этапа. Начальный характеризуется знакомством невоцерковленных людей с миром Православия и занимает два года3. Во время второго периода неслышащие прихожане постепенно воцерковляются, вера у них становится осознанной. Наконец, во время третьего периода глухие и слабослышащие, уже будучи воцерковленными, продолжают знакомство с Православием на более высоком уровне. В воскресной школе они занимаются реже, зато гораздо активнее участвуют в богослужениях и в приходской жизни.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фонд исследования проблем демократии. Проект «Страна глухих». Аналитический отчет. М., 2015 (машинопись).

2 Там же.

3 Подробнее о начальном периоде деятельности с людьми с недостатками слуха см.: Катехизаторская работа с не слышащими людьми // Московские епархиальные ведомости. 2006. № 7–8.

 

17 августа 2016 г. 10:50
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи