iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Аналитика
Занятия по катехизации слабослышащих в Клину
ЖМП № 8 август 2016 /  17 августа 2016 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Голос веры в мире тишины

Как правило, воцерковление людей с нарушениями слуха представляет собой комплексный процесс, рассчитанный на несколько лет. И нередко священнослужители не знают, как правильно выстроить катехизаторскую работу с такими прихожанами. Своим опытом создания общины глухих и слабослышащих делится Дмитрий Балашов, катехизатор воскресной школы храма во имя Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в городе Клину.

Казалось бы, что раздумывать: найди переводчика жестового языка и собери неслышащих на богослужение. Конечно, они придут, но что будут ожидать от участия в богослужении? Возможно, одним захочется удовлетворить любознательность, а другим — решить житейские проблемы.

Чего боятся слабослышащие?

Как показали исследования, проведенные по поручению Общественной палаты РФ студенческим коллективом МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством ассистента кафедры социальной психологии кандидата психологических наук Александра Рикеля, глухие и слабослышащие люди — интересный пример замкнутого, но при этом готового к переменам в своей жизни и занимающего активную жизненную позицию сообщества1. В составленном по итогам исследования аналитическом отчете отмечается: эти люди излишне боятся окружающих, их нетерпимости, агрессии и непонимания. Замкнутость в рамках своего сообщества заставляет многих глухих отказаться от активных поисков новой интересной работы, а в некоторых случаях, как утверждают эксперты, и в целом отказаться от работы, поскольку размер предоставляемой пенсии позволяет им жить без особых ограничений. При общей активной жизненной позиции многие опрошенные страдают «синдромом иждивенчества», то есть ощущением, что окружающее их общество находится в постоянном долгу перед ними. Большая доля глухих и слабослышащих признавалась интервьюерам, что они в душе верят в Бога, но ходят в православный храм только по необходимости: ставят свечки и молятся о разрешении житейских проблем. Некоторые прямо говорили, что регулярно посещают Евангельскую церковь2.

Сейчас практически у всех лиц с нарушениями слуха за плечами есть образование, достаточное, чтобы обрести себя в социуме. Однако реализовать эту возможность им не позволяет равнодушие, столь часто преобладающее по отношению к людям с ограниченными возможностями. В этом вопросе Церковь способна серьезно помочь обществу. На практике выяснилось, что задачи церковной миссии невозможно отделить от решения социальных вопросов неслышащих жителей с одной стороны и клинского отделения ВОГ (Всероссийского общества глухих) — с другой. Только достигнув этой цели в комплексе, можно было завоевать доверие глухих и слабослышащих прихожан и собрать их в общину.

Занятия в нашей воскресной школе проводятся (с различной интенсивностью) в течение десяти последних лет. На них могут присутствовать все желающие слабослышащие и глухие, независимо от их личного отношения к вере. С некрещеными и неподготовленными людьми ведутся ознакомительные собеседования по основам православной культуры. Подготовленные слушатели еженедельно занимаются уже по курсу Закона Божия. Обычно на этих занятиях слушатели знакомятся с Новым Заветом, со святыми Православной Церкви, церковными праздниками, смотрят фильмы с субтитрами на библейскую тему и т.д. Традицией стали совместные чаепития после занятий, на которых мы обсуждаем житейские вопросы и происходящие в городе, в стране и во всем мире события.

Как выручил монитор

Разумеется, формы преподавания зависят от численности неслышащих слушателей. При этом в небольшом городе неслышащим часто не хватает переводчика жестового языка, и владеющий русским жестовым языком (РЖЯ) священнослужитель может стать незаменимым помощником в решении их житейских вопросов. И хорошо, когда среди священников или диаконов находятся добровольцы, готовые изучить РЖЯ.

Божественные литургии в общине вначале проводились в облегченном переводе на жестовый язык (не слово в слово, а в сокращенном виде и с пояснениями). Литургии с переводом на жестовый язык (ЖЯ) совершал настоятель Тихоновского храма протоиерей Анатолий Фролов в сопровождении переводчика ЖЯ протодиакона Павла Трошинкина. Затем община участвовала в совместной трапезе. Мы часто ездили в паломнические поездки и на познавательные экскурсии. И только несколько лет спустя мы заметили, что наша община готова к приходской жизни наравне и вместе с полностью здоровыми прихожанами: глухие и слабослышащие почувствовали себя уверенно! Сыграла роль и симпатия, которой другие прихожане прониклись к неслышащим.

В Клину, как, впрочем, и по всей России, остро не хватает переводчиков ЖЯ. Но мы придумали замечательный вариант: транслировать текст богослужения по-славянски и по-русски на монитор. Это решение мы подсмотрели на веб-ресурсе одной из североамериканских православных общин. Благословленное отцом Анатолием новшество пришлось по душе не только глухим прихожанам, но и слышащим. Экран с текстом помогал всем лучше понять смысл богослужебных текстов, внимательнее вникнуть в сам ход богослужения. Таким образом, оказалась решена традиционно болезненная для России проблема с переводчиками ЖЯ. Теперь члены общины могут присутствовать на любой Божественной литургии без переводчика, предварительно подготовив презентацию к конкретной дате и службе и согласовав ее с настоятелем.

Три главных этапа

Прошлым летом была организована поездка на Байкал. Группа состояла не только из членов нашей общины, но и из далеких от Церкви людей. В поездке они впервые познакомились с Православием. Мы молились на Божественной литургии в одном из иркутских храмов вместе с местными неслышащими жителями, делились с ними своим опытом жизни в православной вере.

Деятельность общины оказывает благотворное воздействие и на город в целом. Теперь местное отделение ВОГ пользуется авторитетом у городских властей, да и к самим неслышащим администрация относится гораздо внимательнее. Они перестают быть «невыездными жителями страны глухих» и обретают собственный голос.

Если осмыслить пройденный нами путь в становлении общины глухих и слабослышащих, можно выделить три принципиально значимых этапа. Начальный характеризуется знакомством невоцерковленных людей с миром Православия и занимает два года3. Во время второго периода неслышащие прихожане постепенно воцерковляются, вера у них становится осознанной. Наконец, во время третьего периода глухие и слабослышащие, уже будучи воцерковленными, продолжают знакомство с Православием на более высоком уровне. В воскресной школе они занимаются реже, зато гораздо активнее участвуют в богослужениях и в приходской жизни.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фонд исследования проблем демократии. Проект «Страна глухих». Аналитический отчет. М., 2015 (машинопись).

2 Там же.

3 Подробнее о начальном периоде деятельности с людьми с недостатками слуха см.: Катехизаторская работа с не слышащими людьми // Московские епархиальные ведомости. 2006. № 7–8.

 

17 августа 2016 г. 10:50
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00