![]()
Наследники Александра Невского Сегодня на территории России действует более 230 православных приходов во имя святого благоверного князя Александра Невского. Среди них — всеми любимая и почитаемая Александро-Невская лавра в Петербурге, где покоятся мощи святого воина; величественные соборы в Челябинске, Новосибирске, Старом Осколе, Краснодаре; небольшие сельские храмы и домовые церкви в воинских частях. В год 800-летия со дня рождения Александра Невского мы будем рассказывать о самых известных храмах, посвященных благоверному князю. PDF-версия.
17 марта 2021 г. 16:00
Кредо консерватора В Издательстве Московской Патриархии вышла книга Александра Щипкова «Дискурс ортодоксии». Издание адресовано как церковному, так и светскому читателю: епископату и духовенству, депутатскому корпусу, педагогическому и гуманитарному сообществам. Его цель — описать актуальный мир современного русского общества с точки зрения его культурно-исторических констант, так или иначе связанных с Православием. Говорит автор и о вызовах, возникающих сегодня перед русской национальной общностью и Русской Православной Церковью, а также о том, как сообща отвечать на эти вызовы, преодолевая застарелые отголоски социальных и национальных расколов. «Дискурс ортодоксии» трудно назвать легким чтением. Но каждая из четырех частей книги, по-своему вполне самодостаточных («Русская тема», «Церковные вопросы», «Проблемы консерватизма», «Гражданское большинство»), написана убедительным и точным языком, понятным церковной и светской аудиториям. Александр Щипков приглашает читателя к совместному размышлению, в результате которого вопросы у свободно и критически мыслящего, думающего читателя могут и, наверное, должны остаться. На некоторые из них Александр Щипков ответил «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
10 марта 2021 г. 16:00
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Эра милосердия Пандемия коронавируса перевернула налаженную жизнь. По данным социологических исследований1, у более половины населения сократились доходы, каждый третий испытывал угрозу потери или же потерял работу, две трети отметили повышение цен на товары и услуги. С введенными ограничениями передвижения практически каждый пятый испытал сложности с оказанием помощи родным и близким. Это сильнее всего отразилось на наименее защищенных: инвалидах, одиноких пожилых людях, малообеспеченных и многодетных семьях, бездомных. Эпидемия стала временем испытаний не только для государственной системы социального обеспечения и экзаменом на эффективность благотворительных организаций, но и для Церкви. PDF-версия.
28 января 2021 г. 16:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
|
![]()
10 декабря 2010 г.
Правила передачи: концепция законаЗакон «О передаче имущества религиозного назначения» не предусматривает реституцию церковного имущества. Реституция (от лат. restitutio — восстановление) представляет собой восстановление собственника в правах. По смыслу ст. 168 ГК РФ реституция предполагает возврат собственнику полученного в натуре. Если такой возврат невозможен, выплачивается компенсация. Для осуществления реституции в отношении незаконно изъятого имущества собственник должен доказать факт принадлежности ему такого имущества на праве собственности, а также факт изъятия; и дополнительно — обосновать незаконность изъятия. Закон подобного механизма не предусматривает. Согласно закону, имущество религиозного назначения может быть безвозмездно передано религиозным организациям не только в собственность, но и в безвозмездное пользование. Компенсация в случае невозможности возврата имущества в натуре не выплачивается. Сам термин «возврат имущества» в тексте закона не употребляется; о факте незаконного изъятия имущества в годы гонений на Церковь также не сказано ни слова. Соответственно, и доказывать этот факт не требуется. Имущество, таким образом, не «возвращается» законному владельцу, а «передается» для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций. Такой подход не вполне соответствует международному обязательству России, предусмотренному пп. xii п. 10 Заключения ПАСЕ № 193 по заявке России на вступление в Совет Европы (Страсбург, 25 января 1996 г.). Разработчики закона не предусмотрели в нем механизма реституции, хотя такие предложения высказывались. В частности, представители некоторых субъектов Российской Федерации предлагали распространить действие закона исключительно на имущество религиозного назначения, национализированное на основании Декрета СНК от 23.01.1918 «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Однако данный Декрет СНК, утративший силу с принятием постановления Верховного совета РСФСР от 25.10.1990 г. № 268-1, не предусматривал национализации имущества религиозных общин. В п. 13 Декрета говорилось, что «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Однако, с правовой точки зрения, объявление имущества «народным достоянием» и «национализация имущества» — неравнозначные понятия. Национализация — это передача в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности. В декрете такая передача не предусмотрена. В других документах — Декрете Наркомата юстиции от 24 августа 1918 года «О порядке проведения в жизнь Декрета “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”» и в Инструкции по вопросам, связанным с проведением Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, утвержденной постановлением НКВД РСФСР 19 июня 1923 года, — говорится о передаче имущества церковных и религиозных общин в ведение местных советов народных депутатов, то есть о муниципализации (а не национализации). Муниципализация оформлялась в те годы актами местных советов об изъятии. Однако в подавляющем большинстве случаев акты об изъятии церковного имущества в государственных архивах отсутствуют. Таким образом, многие объекты церковной недвижимости (особенно те храмы, которые в годы безбожных гонений продолжали действовать), по существу, относятся к категории «бесхозяйного имущества» (то есть не перешедшего ни в государственную, ни в муниципальную собственность). Важно отметить также следующее: в ряде циркуляров (в частности, в циркуляре НКВД РСФСР от 7.07.1922 г.) даются разъяснения о том, какие объекты недвижимости следует признавать муниципализированными. Здания церковных и религиозных общин в соответствующих перечнях отсутствуют. К этому следует прибавить, что было немало случаев конфискации монастырского имущества (в качестве уголовного наказания за контрреволюционные выступления насельников). В целом же неясность и сложность описания в «классических» правовых терминах всех разновидностей правоотношений, связанных с изъятием у частных собственников (владельцев) богатств, оказавшихся в руках Советского государства, служат одной из главных причин отклонения предложений об урегулировании в нормах законопроекта механизма реституции. Согласно п. 2 положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты компенсации» от 12.08.1994 г. № 926, не подлежит возврату, возмещению или компенсации имущество, в том числе жилые дома, национализированное (муниципализированное) или подлежащее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем. В этой связи законодательное закрепление реституции церковного имущества может повлечь закономерный вопрос о том, почему же государство отказало гражданам в возврате незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества? Несмотря на существование отдельных нормативно-правовых актов в данной сфере, порядок безвозмездной передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям на уровне федерального закона до сих пор не урегулирован. Первым нормативным правовым актом в этой области было Распоряжение Президента Российской Федерации от 23.04. 1993 г. № 281-рп, которым Правительству Российской Федерации предписывалось «осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий». На сегодняшний день возможность безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозным организациям предусмотрена стт. 21–22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым передача в собственность либо пользование культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, религиозным организациям для использования в функциональных целях осуществляется безвозмездно. Но данные нормы не определяют порядка безвозмездной передачи религиозным организациям соответствующего имущества. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ, «по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц». Однако Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» содержит нормы, устанавливающие порядок возмездного отчуждения имущества из государственной или муниципальной собственности. Согласно ч. 2 ст. 3 данного закона, он не распространяет свое действие на случаи безвозмездной передачи имущества религиозного назначения в собственность религиозных организаций. В силу данной статьи отчуждение такого имущества из государственной или муниципальной собственности регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Существует подзаконный акт — постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 г. № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», которое определяет порядок безвозмездной передачи в собственность либо в безвозмездное пользование религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данное постановление носит рекомендательный характер, о чем сказано в п. 2 постановления. Неудивительно, что большинство субъектов Российской Федерации (прежде всего, Москва) игнорируют данный нормативный правовой акт, а в некоторых регионах имеются собственные законы и подзаконные акты, определяющие порядок передачи религиозным организациям имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации. К сожалению, нормативные правовые акты, принятые регионами, несовершенны и, как правило, существенно ограничивают права религиозных организаций. В частности, согласно ст. 1 закона Санкт-Петербурга от 9.03.2006 № 59-12 «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга», в собственность религиозных организаций может быть передано только то имущество религиозного назначения, которое используется ими на основании заключенных с уполномоченным органом государственной власти договоров безвозмездного пользования. Таким образом, объекты, закрепленные на праве оперативного управления за городскими музеями и не находящиеся в безвозмездном пользовании религиозных организаций, не могут быть переданы в собственность последних. Главной задачей закона является определение единого (универсального) порядка безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Без определения на уровне федерального закона единых правил передачи имущества религиозного назначения процесс передачи такого имущества будет постоянно сталкиваться с массой бюрократических злоупотреблений. Согласно закону, передаче подлежит: - государственное или муниципальное имущество религиозного назначения (ст. 2 закона); - не имеющее религиозного назначения государственное или муниципальное имущество, предназначенное для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующее с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс (п. 3 ст. 5 закона); - не имеющее религиозного назначения государственное или муниципальное имущество, которое на день вступления в силу будущего закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в ст. 2 данного закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 12 закона). В законе недостаточно четко определены критерии отнесения имущества к той или иной категории. Мы надеемся, что такие критерии постепенно будут выработаны практикой. Однако уже сейчас можно сказать, что под не имеющим религиозного назначения имуществом, предназначенным для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующим с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, подразумеваются здания, построенные в советский период на территории монастырских и иных культовых комплексов; под имуществом, не имеющим религиозного назначения, которое на день вступления в силу закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в ст. 2 данного закона, следует понимать, к примеру, здания кинотеатров, перепрофилированные на день вступления в силу закона в храмы. Что касается «имущества религиозного назначения», то к таковому закон относит, во-первых, недвижимость религиозного назначения, включая здания, строения, сооружения и помещения; во-вторых, движимое имущество религиозного назначения. Понятие недвижимого имущества религиозного назначения существенно расширено по сравнению с тем понятием, которое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 г. № 490. Данное постановление относит к недвижимому имуществу религиозного назначения «здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования». Закон включает в этот перечень также объекты, построенные для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как обучение религии, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), включая здания для временного проживания паломников. К недвижимости религиозного назначения отнесены объекты, построенные для осуществления или обеспечения определенных видов деятельности. К объектам обеспечительного характера могут относиться, в частности, дома причта, хозяйственные корпуса монастырей. Факт постройки объекта для тех или иных целей будет предположительно по-прежнему подтверждаться архивными документами либо исторической справкой, выданной государственным органом охраны объектов культурного наследия по месту нахождения объекта. Что касается движимого имущества религиозного назначения, то его правовое определение практически не отличается от предусмотренного постановлением правительства РФ от 30.06.2001 г. № 490. Закон не допускает приватизацию частными лицами невостребованных Церковью объектов. Нельзя допускать повторного процесса перепрофилирования храмов, в том числе в склады, свинарники, казино и т.д. Такое профилирование — неизбежное следствие приватизации храма третьими лицами. Уже сейчас действует норма п. 2 ст. 50, согласно которой «объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Закон распространяет это требование на любое имущество религиозного назначения, включая те объекты, которые не относятся к памятникам истории и культуры. Так, согласно п. 2 ст. 3 закона, «государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций». Закон предусматривает новые правила передачи имущества религиозного назначения. В нем сохраняется заявительный порядок передачи имущества религиозным организациям со стороны государственных органов. Инициатором передачи по-прежнему будет являться религиозная организация. Однако заявление о передаче имущества будет публиковаться на сайте органа, уполномоченного принять решение о передаче. Инокиня Ксения (Чернега) — руководитель юридической службы Московской Патриархии, руководитель юридической службы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, преподаватель МДАиС. Приняла монашеский постриг в 2009 году. Кандидат юридических наук.
10 декабря 2010 г.
Ключевые слова:
имущество
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом» Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
От вас учения не приемлем Святому благоверному князю Александру Невскому не случайно отводится ключевая роль в русской истории. Его военные заслуги, талант дипломата и мудрость правителя на многие века определили вектор развития нашего государства. Пример святого князя и сегодня живет в наших душах и руководит нашими поступками. Это засвидетельствовал и немецкий историк Ф.Б. Шенк, на шестистах страницах описавший феномен исторической памяти о князе как краеугольном камне российского национального самосознания1. Раздроби этот камень — и пошатнется Россия. Вот и выискивают некоторые историки «неудобные факты» из жизни князя Александра, которые заставили бы усомниться в твердости его веры. PDF-версия.
14 апреля 2021 г. 16:30
Пустите детей приходить ко Мне Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Епископ Ялтинский Нестор: «Святитель Лука шел навстречу своим страхам» На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает церковный историк, соавтор-составитель сборника «Крымская епархия в документах святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и надзирающих органов. 1946–1961». PDF-версия.
12 апреля 2021 г. 17:30
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов» Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове. PDF-версия.
9 апреля 2021 г. 16:00
|