выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  26 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоирей Михаил Клочков

После тяжелой продолжительной болезни 26 августа скончался старейший сверхштатный клирик храма Свт. Николая в Хамовниках протоиерей Михаил Клочков.

Отца Михаила можно отнести к той плеяде священников, про которых принято говорить: народный батюшка. Он воистину пользовался всенародной любовью. Шли к нему представители всех сословий и возрастов: и простые люди, совсем некнижные, и интеллигенты, и подростки. И со всеми он находил общий язык, для каждого у него обреталось слово назидания и утешения, хотя при этом отец Михаил был очень немногословен, он был всегда точен в выборе нужных слов, а это, зачастую, важнее любого красноречия. Его слово всегда запоминали, и оно начинало действовать в человеке, меняя его. Когда отца Михаила спрашивали: «Батюшка, как это у вас так получается? Вроде ничего особенного не сказали, а человек отходит от вас в благой задумчивости или с радостным лицом?». Отец Михаил на подобные вопросы всегда с улыбкой отвечал одной и той же фразой, похожей на афоризм: «Большой жизненный опыт».
А опыт у него действительно был большой.

Протоиерей Михаил Клочков родился 24 января 1928 года в Москве. Учился в самом центре на Большой Грузинской, в одной из старейших школ столицы. Во время Великой Отечественной войны подросток Миша Клочков тушил зажигательные бомбы на московских крышах и однажды чуть не погиб. Его взрывной волной перебросило с крыши одного дома на крышу другого.

С 1 сентября 1947 года по 20 июня 1952 года Михаил обучался в Московской духовной семинарии. После окончания семинарии был рукоположен в диакона и направлен на служение в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. В декабре 1952 года был рукоположен во пресвитера и продолжил служение в этом храме до 1966 года. Затем служил несколько лет в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне и в храме Воскресения Христова в Сокольниках. С 1974 года служил в храме Свт. Николая Чудотворца в Хамовниках.

Большая часть его служения прошла в тяжелое и неоднозначное советское время, но он всегда оставался верен данным у Престола Божьего обетам, не разменял, как говорится, «миллион по рублю», сохранив самое главное — верность Богу, Церкви и Родине. Всегда батюшка был горячим патриотом, никогда не позволял в своем присутствии хулить Отечество и мог очень жестко пресечь неправильный разговор.

Он никогда не считал себя старцем, никогда не заносился и, что самое главное, он никогда никого не осуждал.

Нам, молодым священнослужителям, всегда было хорошо рядом с ним, тепло, уютно. Для нас он — образ эпохи, дорогой и уже почти ушедшей.

Светлый был пастырь. Порукой тому — его отпевание. Все мы, и прихожане, и священники, сошлись во мнении — во время отпевания всех посетило ощущение пасхальной радости. Какой отрадный признак!
Вечная память, нашему дорогому отцу Михаилу!

26 августа 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи