iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  26 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоирей Михаил Клочков

После тяжелой продолжительной болезни 26 августа скончался старейший сверхштатный клирик храма Свт. Николая в Хамовниках протоиерей Михаил Клочков.

Отца Михаила можно отнести к той плеяде священников, про которых принято говорить: народный батюшка. Он воистину пользовался всенародной любовью. Шли к нему представители всех сословий и возрастов: и простые люди, совсем некнижные, и интеллигенты, и подростки. И со всеми он находил общий язык, для каждого у него обреталось слово назидания и утешения, хотя при этом отец Михаил был очень немногословен, он был всегда точен в выборе нужных слов, а это, зачастую, важнее любого красноречия. Его слово всегда запоминали, и оно начинало действовать в человеке, меняя его. Когда отца Михаила спрашивали: «Батюшка, как это у вас так получается? Вроде ничего особенного не сказали, а человек отходит от вас в благой задумчивости или с радостным лицом?». Отец Михаил на подобные вопросы всегда с улыбкой отвечал одной и той же фразой, похожей на афоризм: «Большой жизненный опыт».
А опыт у него действительно был большой.

Протоиерей Михаил Клочков родился 24 января 1928 года в Москве. Учился в самом центре на Большой Грузинской, в одной из старейших школ столицы. Во время Великой Отечественной войны подросток Миша Клочков тушил зажигательные бомбы на московских крышах и однажды чуть не погиб. Его взрывной волной перебросило с крыши одного дома на крышу другого.

С 1 сентября 1947 года по 20 июня 1952 года Михаил обучался в Московской духовной семинарии. После окончания семинарии был рукоположен в диакона и направлен на служение в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. В декабре 1952 года был рукоположен во пресвитера и продолжил служение в этом храме до 1966 года. Затем служил несколько лет в храме Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне и в храме Воскресения Христова в Сокольниках. С 1974 года служил в храме Свт. Николая Чудотворца в Хамовниках.

Большая часть его служения прошла в тяжелое и неоднозначное советское время, но он всегда оставался верен данным у Престола Божьего обетам, не разменял, как говорится, «миллион по рублю», сохранив самое главное — верность Богу, Церкви и Родине. Всегда батюшка был горячим патриотом, никогда не позволял в своем присутствии хулить Отечество и мог очень жестко пресечь неправильный разговор.

Он никогда не считал себя старцем, никогда не заносился и, что самое главное, он никогда никого не осуждал.

Нам, молодым священнослужителям, всегда было хорошо рядом с ним, тепло, уютно. Для нас он — образ эпохи, дорогой и уже почти ушедшей.

Светлый был пастырь. Порукой тому — его отпевание. Все мы, и прихожане, и священники, сошлись во мнении — во время отпевания всех посетило ощущение пасхальной радости. Какой отрадный признак!
Вечная память, нашему дорогому отцу Михаилу!

26 августа 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00