iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковь не занимается прозелитизмом

В чем заключается сущность миссионерского служения священников и мирян, чем отличается миссионерство от прозелитизма? Своим мнением по этим вопросам делится делегат съезда, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Лев Семенов.

— Отец Лев, в каких формах, на ваш взгляд, может выражаться миссионерское служение священнослужителей и мирян?
— На мой взгляд, миссионерское делание каждого священника, помимо собственно пастырской деятельности, которая органично включает огласительную и катехизаторскую, реализуется уже самим его присутствием в нашей повседневной жизни. Когда священник в рясе, с крестом идет по улице, он уже одним своим видом напоминает людям о Боге, необходимости спасения души. Но если пастырское служение и проповедь с амвона — это дело духовенства, то каждый мирянин как носитель царственного священства должен в идеале также свидетельствовать, но уже самой своей жизнью во Христе, собственным примером следования заповедям Господним. Такое солидарное, соработническое свидетельство всей церковной полноты — клириков и мирян — о Христе и вере Христовой действительно принесет плоды.
— А какова вообще цель миссии?
— Цель миссии сформулирована Господом в Евангелии. Она состоит в том, чтобы донести до как можно большего числа людей Слово Божие. Христос сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).
— Но в этом случае Церковь могут обвинить в прозелитизме… В чем отличие прозелитизма от миссионерства?
— Прозелитизм принципиально свойственен не Церкви, а различным сектантским организациям, которые заинтересованы в вербовке новых членов. При этом они используют обманные приемы и методы, скрывают свои истинные цели, стараются заманить в секту, пока человек еще мало знает о ней. Тогда как православный священник, когда к нему обращается взрослый человек, желающий принять святое крещение, первым делом постарается как можно больше рассказать ему о вере, Христе, Церкви, провести хотя бы минимальное оглашение. Это необходимо для того, чтобы человек сознательно принял таинство. Мне известны случаи, когда в экстренных ситуациях, при отсутствии у человека возможности пройти полный огласительный курс, священник по ходу чинопоследования таинства поясняет те или иные моменты. Например, когда дело доходит до Символа веры, батюшка раскрывает и поясняет его содержание. Таким образом, со стороны Церкви делается всё возможное, чтобы дать человеку, желающему оказаться в церковной ограде, хотя бы азы понимания христианства, подвести его к сознательному вхождению в новую для него жизнь в Церкви. А это ярчайший показатель, что здесь, в отличие от мира сектантства, нет никакого прозелитизма, стремления затащить к себе любой ценой.
— Как вам кажется, миряне готовы взять на себе миссионерскую ответственность?
— Если речь идет о подлинно воцерковленных, верующих мирянах, однозначно отвечу «да». При этом я имею в виду не некую проповедническую деятельность и даже не преподавание в воскресной школе, а то, с чего мы начали разговор: свидетельствование о Христе своей жизнью в соответствии с заповедями Божиими. А это величайшая ответственность. И взять ее на себя должен каждый православный христианин.

Беседовал Артем Погосов

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59