iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Церковь
ЦВ № 22 (443) ноябрь 2010 /  16 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Церковь не занимается прозелитизмом

В чем заключается сущность миссионерского служения священников и мирян, чем отличается миссионерство от прозелитизма? Своим мнением по этим вопросам делится делегат съезда, декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Лев Семенов.

— Отец Лев, в каких формах, на ваш взгляд, может выражаться миссионерское служение священнослужителей и мирян?
— На мой взгляд, миссионерское делание каждого священника, помимо собственно пастырской деятельности, которая органично включает огласительную и катехизаторскую, реализуется уже самим его присутствием в нашей повседневной жизни. Когда священник в рясе, с крестом идет по улице, он уже одним своим видом напоминает людям о Боге, необходимости спасения души. Но если пастырское служение и проповедь с амвона — это дело духовенства, то каждый мирянин как носитель царственного священства должен в идеале также свидетельствовать, но уже самой своей жизнью во Христе, собственным примером следования заповедям Господним. Такое солидарное, соработническое свидетельство всей церковной полноты — клириков и мирян — о Христе и вере Христовой действительно принесет плоды.
— А какова вообще цель миссии?
— Цель миссии сформулирована Господом в Евангелии. Она состоит в том, чтобы донести до как можно большего числа людей Слово Божие. Христос сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19–20).
— Но в этом случае Церковь могут обвинить в прозелитизме… В чем отличие прозелитизма от миссионерства?
— Прозелитизм принципиально свойственен не Церкви, а различным сектантским организациям, которые заинтересованы в вербовке новых членов. При этом они используют обманные приемы и методы, скрывают свои истинные цели, стараются заманить в секту, пока человек еще мало знает о ней. Тогда как православный священник, когда к нему обращается взрослый человек, желающий принять святое крещение, первым делом постарается как можно больше рассказать ему о вере, Христе, Церкви, провести хотя бы минимальное оглашение. Это необходимо для того, чтобы человек сознательно принял таинство. Мне известны случаи, когда в экстренных ситуациях, при отсутствии у человека возможности пройти полный огласительный курс, священник по ходу чинопоследования таинства поясняет те или иные моменты. Например, когда дело доходит до Символа веры, батюшка раскрывает и поясняет его содержание. Таким образом, со стороны Церкви делается всё возможное, чтобы дать человеку, желающему оказаться в церковной ограде, хотя бы азы понимания христианства, подвести его к сознательному вхождению в новую для него жизнь в Церкви. А это ярчайший показатель, что здесь, в отличие от мира сектантства, нет никакого прозелитизма, стремления затащить к себе любой ценой.
— Как вам кажется, миряне готовы взять на себе миссионерскую ответственность?
— Если речь идет о подлинно воцерковленных, верующих мирянах, однозначно отвечу «да». При этом я имею в виду не некую проповедническую деятельность и даже не преподавание в воскресной школе, а то, с чего мы начали разговор: свидетельствование о Христе своей жизнью в соответствии с заповедями Божиими. А это величайшая ответственность. И взять ее на себя должен каждый православный христианин.

Беседовал Артем Погосов

16 ноября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00