iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 24 (445) декабрь 2010 /  14 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Пимен и его время. К 100-летию со дня рождения четырнадцатого московского Патриарха

В текущем году исполнилось сто лет со дня рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). К юбилею московского Первосвятителя вышла в свет книга настоятеля храма Святителя Николая в Покровском архимандрита Дионисия (Шишигина) «Былое пролетает…»

Название книги взято из первой строфы автобиографического стихотворения почившего Патриарха «Духовная родина». Это поэтическое упражнение, опубликованное в начале повествования о жизненном пути Предстоятеля, с первых же страниц раскрывает одну из граней личности Патриарха как духовного писателя, человека глубокой внутренней культуры. Стихотворное наследие Патриарха представлено в книге достаточно широко. Это и неудивительно, поскольку в стихах отражены все основные вехи жизни Предстоятеля, его личное отношение к происходившему, душевные переживания и эмоции.

Примечательно, что автор этой книги был не только лично знаком с Патриархом Пименом, но и являлся в течение многих лет одним из самых близких ему людей. Вот как сам архимандрит Дионисий вспоминает об этом: «В шестнадцать лет дрожащими руками за архиерейским богослужением владыки Пимена я первый раз держал рипиду. А с 1970 года почти пятнадцать лет был патриаршим книгодержцем». Близкое общение со Святейшим Пименом продолжилось и после рукоположения автора в священный сан, когда отец Дионисий стал сотрудником Московской Патриархии. По его словам, Патриарх Пимен сам принимал участие в подготовке текста, раскрывая те или иные подробности жизни, предоставляя фотографии из личного архива, внося правку. Так что перед нами не просто книга о выдающемся церковном деятеле новейшего времени, но отчасти автобиографическое произведение, проникнутое духом и мироощущением главного героя.

Структура книги выстроена в соответствии с жизненными вехами Патриарха: подмосковное детство, монашеский постриг, ссылка, военные годы, монастырский период, архипастырское служение, избрание на Патриарший престол и интронизация, наконец, первосвятительские труды и блаженная кончина. Книгу дополняет раздел, в котором собрано проповедническое наследие Патриарха Пимена и приложения, где содержится подробная хроника служения Предстоятеля, а также его статьи, обращения и интервью. Здесь же приводится список литературы о Патриархе Пимене.

Автор представляет жизнь Святейшего Патриарха на широком историческом фоне. Подробно описываются первые постреволюционные годы в подмосковном Богородске (ныне — Ногинск), малой родине Предстоятеля. В событиях маленького городка как в капле воды отражается весь скорбный путь Русской Православной Церкви в годину испытаний: закрытие храмов, аресты духовенства, кощунства представителей новой власти и другие тяготы этого времени.

Книга богата иллюстрациями, которые не хуже чем слова воссоздают дух и колорит обстоятельств и эпизодов жизни Патриарха в контексте исторического времени. Вот с фотографии начала 30-х годов на нас смотрит молодой иеромонах Пимен (Извеков), регент церковного хора одного из московских храмов, а рядом, уже с другого фото, относящегося к 1939 году, — ссыльный доктор С.М. Извеков, помощник санинспектора Андижанского горздравотдела. И это один и тот же человек, одна судьба, один крест, который российский Первоиерарх с помощью Божией терпеливо нес всю свою жизнь.
Без сомнения, книга архимандрита Дионисия является значимым событием церковного книгоиздательства. Она заслуживает  особого внимания всех тех, кто интересуется личностью Святейшего Патриарха Пимена и историей Русской Православной Церкви в советский период.

14 декабря 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Пимен
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00