iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00
Ковчег для Заступницы усердной
Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника. PDF-версия.
6 сентября 2021 г. 13:45
Православие как судьба
Традиция получения образования в российских духовных школах иностранными студентами имеет давние корни. В XIX веке Россия оказалась не только оплотом Православия в мире, но и центром церковного образования. Начиная с 1850-х годов в российских духовных академиях и семинариях получали образование греки, болгары, сербы, черногорцы, а также сирийцы. Одни из них после учебы возвращались на родину, другие оставались в России. Среди иностранцев-выпускников были будущие архиереи, богословы, церковные деятели. Сегодня среди иностранцев по-прежнему популярна идея получения богословского образования в России. Какое применение они планируют найти знаниям, полученным в российской духовной школе, легко ли дается изучение предметов, о чем они мечтают и планируют ли служить на родине, отправился выяснять корреспондент «Журнала Московской Патриархии» в Санкт-Петербургскую духовную академию. PDF-версия.  
31 августа 2021 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского

25 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе), благочинного церквей Оргеевского благочиния Кишиневской митрополии, во епископа Единецкого и Бричанского.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва; Кагульский и Комратский Анатолий; Унгенский и Ниспоренский Петр; Бельцкий и Фэлештский Маркелл.

 

Из Слова архимандрита Никодима (Вулпе) при наречении во епископа Единецского и Бричанского

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри, святители Божии!
Представ пред вами, как пред судом любвеобильного, но требовательного Бога, обычаем и сердцем я понуждаюсь вознести свой глас пред вашей святыней. Из всех предметов, о которых стоит говорить в храме пред лицом Освященного Собора, наименее достойным я вижу свою жизнь. Но о силе Божией, совершающейся даже в моей немощи, не постыжусь сказать ныне.

В годы, когда так много людей по воле безбожной власти, яко овцы погибшия, рассеяны были по горам и долам многомятежного мира, Господь дал мне пастыря, на плечах которого я нашел спасение. Приснопамятный митрополит Никодим, для многих ставший тем искренним и истинным пастухом, за которым в полной безопасности идут овцы, стал и для меня первым учителем и наставником, от которого были услышаны словеса Господня, словеса чиста (Пс. 11, 7).

Та духовная зрелость, которая не в числе лет исчитается (Прем. 4, 8), была для меня, студента, показана жизнью нашего Преосвященного ректора архиепископа Выборгского Кирилла. Перед ним, уже украшающим кафедру Московских святителей, я, как и много лет назад, сдаю экзамен, самый важный в моей жизни.

В страхе и трепете взираю я на свою душу, которую должен буду открыть навстречу живому дыханию Всесовершенного и Божественного Духа. Вижу худость и недостаточность моих человеческих сил. Не жалею немощных моих усилий, чтобы подражать тем великим примерам церковного служения, которые являли блаженнопочившие митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Серапион (Фадеев).

Начиная священническое служение в Молдавии, я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего (Пс. 151, 1), но Господь послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего (Пс. 151, 4). Этим вестником в моей жизни стал владыка Серапион.

Благодарю я и Высокопреосвященнейшего Митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, под чьим омофором протекало мое окончательное становление.

Теперь же я перешел середину жизни, отмеренной, по свидетельству царя Давида, человеку. Поставляя себя перед ревностью служения почивших святителей, обличаемый апостольским подвигом и здравствующих архипастырей, понимаю, что жить, «никакоже постыждая о себе избрание» (Архиер. чиновник), я смогу только подкрепляемый молитвами своих наставников — как предстоящих у Престола Божия в Церкви Торжествующей, так и совершающих свое архипастырское служение в Церкви Странствующей.

Прошу молитв Ваших, Ваше Святейшество, как и я всегда искренне поминаю Вашу любовь ко мне недостойному. Эта молитва о Вашем долгоденствии и непоколебимости Вашего Престола всегда будет возноситься в моем сердце, станет жизнью и в той епархии, в которой Дух Святой позволит мне быть епископом.
У вас, предстоящих архипастырей, прошу молитв, дабы Божественная благодать, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи» (Архиер. чиновник), помогла моему смирению не бросить тень на ваш доблестный строй, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27).

Как и всякое служение епископа, и мое избрание не сулит легкого пути. Трудно изнемогать за всех, кто изнемогает, иногда невыносимо трудно сохранить чистоту души при многоразличных искушениях, ожидающих епископа: в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 8), влекущих пастыря то в огонь гордости, то в воду отчаяния.
Но сердце мое одновременно чает утешения от того служения любви, которое хочу принести своему благочестивому народу. Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей (2 Кор. 7, 4).

Мои мысли обращены к моей прекрасной родине, без малого 200 лет спасающейся вместе со множеством народов, составляющих собой ту Святую Русь, которой нет на карте, но гражданство которой мы с гордостью носим. На это прекрасное единство покушается отец всякого разделения и лжи, враг рода человеческого, который хочет вовлечь в пропасть раздора и саму Церковь.

С чувством священного трепета продолжая служение церковному единству, находя в столь ответственный для меня час успокоение во всецелой преданности Божественной воле, я недоумеваю, откуда мне взять мудрости для сего превосходящего мои силы подвига? Нахожу же ответ в Священном Писании, через которое Дух Святый вещает: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7).

Надеясь на благословения Вашего Святейшества, мудрость собора епископов, составляющего красоту нашего Патриархата, с трепетом ожидаю пришествия моей Пятидесятницы и говорю с Псалмопевцем:
Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю…
Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100, 2–5, 7).

В чем да поможет мне Пастыреначальник Христос и благожелательные молитвы Освященного Собора.

26 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00