iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского

25 декабря 2010 года в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Никодима (Вулпе), благочинного церквей Оргеевского благочиния Кишиневской митрополии, во епископа Единецкого и Бричанского.

Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Кишиневский и всея Молдавии Владимир; Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва; Кагульский и Комратский Анатолий; Унгенский и Ниспоренский Петр; Бельцкий и Фэлештский Маркелл.

 

Из Слова архимандрита Никодима (Вулпе) при наречении во епископа Единецского и Бричанского

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри, святители Божии!
Представ пред вами, как пред судом любвеобильного, но требовательного Бога, обычаем и сердцем я понуждаюсь вознести свой глас пред вашей святыней. Из всех предметов, о которых стоит говорить в храме пред лицом Освященного Собора, наименее достойным я вижу свою жизнь. Но о силе Божией, совершающейся даже в моей немощи, не постыжусь сказать ныне.

В годы, когда так много людей по воле безбожной власти, яко овцы погибшия, рассеяны были по горам и долам многомятежного мира, Господь дал мне пастыря, на плечах которого я нашел спасение. Приснопамятный митрополит Никодим, для многих ставший тем искренним и истинным пастухом, за которым в полной безопасности идут овцы, стал и для меня первым учителем и наставником, от которого были услышаны словеса Господня, словеса чиста (Пс. 11, 7).

Та духовная зрелость, которая не в числе лет исчитается (Прем. 4, 8), была для меня, студента, показана жизнью нашего Преосвященного ректора архиепископа Выборгского Кирилла. Перед ним, уже украшающим кафедру Московских святителей, я, как и много лет назад, сдаю экзамен, самый важный в моей жизни.

В страхе и трепете взираю я на свою душу, которую должен буду открыть навстречу живому дыханию Всесовершенного и Божественного Духа. Вижу худость и недостаточность моих человеческих сил. Не жалею немощных моих усилий, чтобы подражать тем великим примерам церковного служения, которые являли блаженнопочившие митрополит Никодим (Ротов) и митрополит Серапион (Фадеев).

Начиная священническое служение в Молдавии, я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего (Пс. 151, 1), но Господь послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего (Пс. 151, 4). Этим вестником в моей жизни стал владыка Серапион.

Благодарю я и Высокопреосвященнейшего Митрополита Кишиневского и всея Молдавии Владимира, под чьим омофором протекало мое окончательное становление.

Теперь же я перешел середину жизни, отмеренной, по свидетельству царя Давида, человеку. Поставляя себя перед ревностью служения почивших святителей, обличаемый апостольским подвигом и здравствующих архипастырей, понимаю, что жить, «никакоже постыждая о себе избрание» (Архиер. чиновник), я смогу только подкрепляемый молитвами своих наставников — как предстоящих у Престола Божия в Церкви Торжествующей, так и совершающих свое архипастырское служение в Церкви Странствующей.

Прошу молитв Ваших, Ваше Святейшество, как и я всегда искренне поминаю Вашу любовь ко мне недостойному. Эта молитва о Вашем долгоденствии и непоколебимости Вашего Престола всегда будет возноситься в моем сердце, станет жизнью и в той епархии, в которой Дух Святой позволит мне быть епископом.
У вас, предстоящих архипастырей, прошу молитв, дабы Божественная благодать, «всегда немощная врачующи и оскудевающия восполняющи» (Архиер. чиновник), помогла моему смирению не бросить тень на ваш доблестный строй, да не како иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27).

Как и всякое служение епископа, и мое избрание не сулит легкого пути. Трудно изнемогать за всех, кто изнемогает, иногда невыносимо трудно сохранить чистоту души при многоразличных искушениях, ожидающих епископа: в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2 Кор. 6, 8), влекущих пастыря то в огонь гордости, то в воду отчаяния.
Но сердце мое одновременно чает утешения от того служения любви, которое хочу принести своему благочестивому народу. Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей (2 Кор. 7, 4).

Мои мысли обращены к моей прекрасной родине, без малого 200 лет спасающейся вместе со множеством народов, составляющих собой ту Святую Русь, которой нет на карте, но гражданство которой мы с гордостью носим. На это прекрасное единство покушается отец всякого разделения и лжи, враг рода человеческого, который хочет вовлечь в пропасть раздора и саму Церковь.

С чувством священного трепета продолжая служение церковному единству, находя в столь ответственный для меня час успокоение во всецелой преданности Божественной воле, я недоумеваю, откуда мне взять мудрости для сего превосходящего мои силы подвига? Нахожу же ответ в Священном Писании, через которое Дух Святый вещает: Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32, 7).

Надеясь на благословения Вашего Святейшества, мудрость собора епископов, составляющего красоту нашего Патриархата, с трепетом ожидаю пришествия моей Пятидесятницы и говорю с Псалмопевцем:
Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю…
Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими (Пс. 100, 2–5, 7).

В чем да поможет мне Пастыреначальник Христос и благожелательные молитвы Освященного Собора.

26 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00