выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского

26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.

 

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Никодиму, епископу Единецскому и Бричанскому

Преосвященный владыка Никодим!
Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел.
Ты призываешься к архипастырскому служению на своей родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям.

Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8).

Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям.

Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери.
Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.

Ныне Молдавская Церковь имеет свой Синод, обладает необходимой ей степенью самоуправления, реализуя его в рамках многонационального, включающего в себя разные государства, Московского Патриархата. Она использует новые возможности для всестороннего и масштабного осуществления своей высокой миссии.
Развивая сотрудничество с государственной властью, поддерживая диалог с общественными организациями, внося свой вклад в созидание межнационального и межрелигиозного мира и согласия, противодействуя экстремистским и сепаратистским течениям в обществе, Молдавская Православная Церковь непременно и непрестанно свидетельствует о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

В послушании Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру тебе совместно с твоими собратьями-архиереями предстоит трудиться и ради того, чтобы никакой раздор и несогласие, тем более возникающие в церковной среде, не нарушали мира на земле Молдовы. На тебя возлагается ответственность за то, чтобы клир и паства хранили верность Христовой Церкви, соединяя строгое следование церковно-каноническим нормам с началами христианского братолюбия.

Заботься о духовном благополучии народа, ревностно хранящего веру и верность православным традициям, народа, быть может, наиболее религиозного на всем постсоветском пространстве.
Очевидно: в наше время много делается враждебными силами для того, чтобы подорвать авторитет Церкви в обществе и ослабить ее влияние. К сожалению, иногда образ жизни и поведение священнослужителей дают повод для осуждения и дискредитации Церкви. Противостань этому собственным примером, научая клириков также быть образцом в вере, благочестии и чистоте.

Возвещая Евангелие, ты вместе с тем должен иметь попечение и о насущных потребностях жителей страны, многие из которых оказались в нелегком экономическом положении. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных трудностей, помочь ободряющим словом и добрым делом — одна из актуальных задач Церкви, призванной благовествовать миру о Христе через дела милосердия и социального служения.

Но особое, сугубое внимание необходимо уделять вопросам воспитания молодого поколения в соответствии с православной традицией. В наше время духовного оскудения, размывания христианских ценностей, нравственного релятивизма необходима стойкость и твердость в вере, чтобы противостоять всякого рода искушениям и лжеучениям, пропаганде соблазняющего и растлевающего образа жизни. И тебе надлежит со всяким тщанием вместе со своими собратьями охранять чистоту православия, неукоснительно следовать священным канонам, неослабным
попечением воодушевлять труды священнослужителей.

Будь архипастырем добрым, приветливым ко всем, учительным, незлобивым, по слову апостола Павла (2 Тим. 2, 24), служащим для паствы правилом веры, учителем воздержания и благочестия. Но помни и о том, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл.

Стремись подражать святым апостолам в проповеди слова Божия, неси евангельский свет миру, свидетельствуя о красоте и истинности православной веры.
Пусть в твоем архипастырском служении тебя вдохновляет пример ревности о славе Божией всех праотцев, память которых ныне совершает Святая Церковь.

Нести крест епископского служения невозможно без всесильной помощи свыше. Посему весь сонм архипастырей вкупе с духовенством и здесь присутствующим народом Божиим усердно молился о ниспослании тебе всего благого и потребного для непреткновенного шествия по предначертанному пути.

Итак, прими сей жезл, вручаемый тебе ныне, и гряди с ним к пастве твоей, стараясь, по слову апостола, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), чтобы на Страшном суде Господнем ты мог бы дать добрый отчет Богу (ср.: Рим. 14, 12) о вверенном тебе славном служении духа (ср.: 2 Кор. 3, 8). Аминь.

 

Епископ Никодим (Иоанн Васильевич Вулпе) родился 4 сентября 1956 г. в с. Киперчень Оргеевского района Республики Молдовы в крестьянской семье.
В 1973 г. окончил среднюю школу. В 1974–1976 гг. служил в армии.
В 1977–1980 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии, затем — в Ленинградской духовной академии.
18 марта 1981 г. рукоположен во диакона, а 1 мая 1981 г. — во пресвитера.
8 июня 1981 г. направлен в распоряжение архиепископа Кишиневского и Молдавского Ионафана.
14 августа 1981 г. назначен настоятелем церкви св. прп. Параскевы в г. Кутузове, 12 мая 1982 г. — настоятелем Свято-Михайловской церкви с. Киперчень Оргеевского района, 7 декабря 1987 г. — помощником благочинного церквей Кишиневского округа.
8 января 1988 г. возведен в сан протоиерея.
8 февраля 1990 г. назначен благочинным церквей Кишинева, Тирасполя, Бендер, Новоаненского и Яловенского районов, 24 августа 1990 г. — настоятелем Свято-Никольского собора г. Оргеева, 24 августа 1993 г. — духовником и администратором монастыря Рождества Богородицы с. Курки Оргеевского района.
13 октября 1993 г. принял послушание председателя издательского совета Православной Церкви в Молдове. 28 мая 1997 г. стал членом Синода Православной Церкви в Молдове.
10 сентября 1999 г. назначен благочинным Оргеевского округа.
В 2006 г. стал членом исполнительного комитета Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств.
23 января 2009 г. принял монашеский постриг с именем Никодим в честь прав. Никодима, тайного ученика Спасителя.
19 февраля 2009 г. возведен в сан игумена, 7 апреля 2009 г. — в сан архимандрита.
10 октября 2009 г. Священным Синодом (журнал № 93) утвержден членом Издательского совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 123) избран епископом Единецким и Бричанским.

26 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00