iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Церковь
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  26 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского

26 декабря 2010 года, в неделю 31-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Вулпе) во епископа Единецкого и Бричанского.

 

Из слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Никодиму, епископу Единецскому и Бричанскому

Преосвященный владыка Никодим!
Силою, действием и наитием Святого Духа, через возложение рук архипастырей, их сугубые молитвы и братскую любовь принят ты ныне в соработничество на ниве Христовой в епископском достоинстве. С сего дня тебе указуется определенный Божий удел.
Ты призываешься к архипастырскому служению на своей родине, своему народу в непростой политической ситуации, требующей приложения больших усилий по противодействию раскольническим настроениям.

Пребывай непрестанно в послушании священноначалию и в солидарном соработничестве с собратьями архипастырями. Храни верность архиерейской присяге. Всегда помни о необходимости твердо следовать каноническим правилам, сохранять церковное единство, которое не зависит ни от каких политических изменений и стихий мира сего (ср.: Кол. 2, 8).

Тебе предстоит нести свое служение в Православной Церкви Молдовы, которая составляет органическую и неотделимую часть Московского Патриархата, на земле с многовековой историей христианства. Благочестие и твердость веры молдавского народа не может не вызывать радости. Этот народ традиционно укоренен в православии, издавна славится сочетанием духовной стойкости, любви к Отечеству и радушного отношения к своим соседям.

Православный народ независимой Молдовы сохраняет свое единство с братскими народами Белоруссии, России, Украины и других стран, причастных к духовному наследию Святой Руси, осуществляя это единство через принадлежность к одной Церкви-Матери.
Наша общая церковная традиция складывалась одновременно с формированием национального самосознания наших народов. Со временем она процвела подвижническими трудами таких выдающихся церковных светильников, как преподобный Паисий (Величковский), митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), митрополит Киевский и Галицкий, а впоследствии Кишиневский и Хотинский Гавриил (Банулеску-Бодони). Она обогатила наши самобытные национальные культуры, питаясь благодатью, которую мы черпали от одного источника, от единой Чаши Христовой.

Ныне Молдавская Церковь имеет свой Синод, обладает необходимой ей степенью самоуправления, реализуя его в рамках многонационального, включающего в себя разные государства, Московского Патриархата. Она использует новые возможности для всестороннего и масштабного осуществления своей высокой миссии.
Развивая сотрудничество с государственной властью, поддерживая диалог с общественными организациями, внося свой вклад в созидание межнационального и межрелигиозного мира и согласия, противодействуя экстремистским и сепаратистским течениям в обществе, Молдавская Православная Церковь непременно и непрестанно свидетельствует о Том, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

В послушании Высокопреосвященнейшему Митрополиту Кишиневскому и всея Молдавии Владимиру тебе совместно с твоими собратьями-архиереями предстоит трудиться и ради того, чтобы никакой раздор и несогласие, тем более возникающие в церковной среде, не нарушали мира на земле Молдовы. На тебя возлагается ответственность за то, чтобы клир и паства хранили верность Христовой Церкви, соединяя строгое следование церковно-каноническим нормам с началами христианского братолюбия.

Заботься о духовном благополучии народа, ревностно хранящего веру и верность православным традициям, народа, быть может, наиболее религиозного на всем постсоветском пространстве.
Очевидно: в наше время много делается враждебными силами для того, чтобы подорвать авторитет Церкви в обществе и ослабить ее влияние. К сожалению, иногда образ жизни и поведение священнослужителей дают повод для осуждения и дискредитации Церкви. Противостань этому собственным примером, научая клириков также быть образцом в вере, благочестии и чистоте.

Возвещая Евангелие, ты вместе с тем должен иметь попечение и о насущных потребностях жителей страны, многие из которых оказались в нелегком экономическом положении. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных трудностей, помочь ободряющим словом и добрым делом — одна из актуальных задач Церкви, призванной благовествовать миру о Христе через дела милосердия и социального служения.

Но особое, сугубое внимание необходимо уделять вопросам воспитания молодого поколения в соответствии с православной традицией. В наше время духовного оскудения, размывания христианских ценностей, нравственного релятивизма необходима стойкость и твердость в вере, чтобы противостоять всякого рода искушениям и лжеучениям, пропаганде соблазняющего и растлевающего образа жизни. И тебе надлежит со всяким тщанием вместе со своими собратьями охранять чистоту православия, неукоснительно следовать священным канонам, неослабным
попечением воодушевлять труды священнослужителей.

Будь архипастырем добрым, приветливым ко всем, учительным, незлобивым, по слову апостола Павла (2 Тим. 2, 24), служащим для паствы правилом веры, учителем воздержания и благочестия. Но помни и о том, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл.

Стремись подражать святым апостолам в проповеди слова Божия, неси евангельский свет миру, свидетельствуя о красоте и истинности православной веры.
Пусть в твоем архипастырском служении тебя вдохновляет пример ревности о славе Божией всех праотцев, память которых ныне совершает Святая Церковь.

Нести крест епископского служения невозможно без всесильной помощи свыше. Посему весь сонм архипастырей вкупе с духовенством и здесь присутствующим народом Божиим усердно молился о ниспослании тебе всего благого и потребного для непреткновенного шествия по предначертанному пути.

Итак, прими сей жезл, вручаемый тебе ныне, и гряди с ним к пастве твоей, стараясь, по слову апостола, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), чтобы на Страшном суде Господнем ты мог бы дать добрый отчет Богу (ср.: Рим. 14, 12) о вверенном тебе славном служении духа (ср.: 2 Кор. 3, 8). Аминь.

 

Епископ Никодим (Иоанн Васильевич Вулпе) родился 4 сентября 1956 г. в с. Киперчень Оргеевского района Республики Молдовы в крестьянской семье.
В 1973 г. окончил среднюю школу. В 1974–1976 гг. служил в армии.
В 1977–1980 гг. обучался в Ленинградской духовной семинарии, затем — в Ленинградской духовной академии.
18 марта 1981 г. рукоположен во диакона, а 1 мая 1981 г. — во пресвитера.
8 июня 1981 г. направлен в распоряжение архиепископа Кишиневского и Молдавского Ионафана.
14 августа 1981 г. назначен настоятелем церкви св. прп. Параскевы в г. Кутузове, 12 мая 1982 г. — настоятелем Свято-Михайловской церкви с. Киперчень Оргеевского района, 7 декабря 1987 г. — помощником благочинного церквей Кишиневского округа.
8 января 1988 г. возведен в сан протоиерея.
8 февраля 1990 г. назначен благочинным церквей Кишинева, Тирасполя, Бендер, Новоаненского и Яловенского районов, 24 августа 1990 г. — настоятелем Свято-Никольского собора г. Оргеева, 24 августа 1993 г. — духовником и администратором монастыря Рождества Богородицы с. Курки Оргеевского района.
13 октября 1993 г. принял послушание председателя издательского совета Православной Церкви в Молдове. 28 мая 1997 г. стал членом Синода Православной Церкви в Молдове.
10 сентября 1999 г. назначен благочинным Оргеевского округа.
В 2006 г. стал членом исполнительного комитета Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств.
23 января 2009 г. принял монашеский постриг с именем Никодим в честь прав. Никодима, тайного ученика Спасителя.
19 февраля 2009 г. возведен в сан игумена, 7 апреля 2009 г. — в сан архимандрита.
10 октября 2009 г. Священным Синодом (журнал № 93) утвержден членом Издательского совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 г. (журнал № 123) избран епископом Единецким и Бричанским.

26 декабря 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи