iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Почивать на лаврах некогда
Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  7 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

О переписи населения, монахах и напрасных страхах

В октябре этого года в России пройдет очередная перепись населения. Это вполне стандартное для всех государств мира мероприятие: формирование статистической базы о численности и структуре населения для определения перспектив социально-экономического развития страны.

В труднодоступные области России переписчики постарались добраться досрочно. К таким областям были отнесены Ямал, Забайкалье, Магадан и некоторые другие регионы. Труднодоступным был признан и Валаам — архипелаг Ладожского озера, включающий около 50 островов общей площадью 36 квадратных километров. Здесь расположена одна из величайших православных святынь, «жемчужина русского Севера» — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, куда ежегодно притекает множество паломников и туристов.
Чтобы успеть до окончания навигации, сотрудники Федеральной службы статистики прибыли на Валаам в последней декаде августа 2010 года. Дело в том, что с поздней осени и до весны Валаам практически отрезан от «большой земли», и добраться до него можно только на особых кораблях на воздушной подушке или на автомобилях по льду Ладожского озера. Но это очень рискованно из-за проталин и трещин. Поэтому зимнее время для насельников монастыря — это время уединения, отдохновения и молитвы. А летом здесь всегда много людей, так что приезд переписчиков и журналистов никоим образом не нарушил монастырского жития.

Некоторые верующие опасаются, что их личные данные получат нежелательную огласку, или связывают появление новых систем учета с прямым отступлением от веры Христовой. Этим людям просто не хватает полной информации. По утверждению сотрудников Росстата все сведения, собранные в ходе переписи, являются информацией с ограниченным доступом и анонимны — в переписном листе не указывается фамилия, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Опросные листы не содержат никаких вопросов, которые могли бы смутить христианскую совесть.

На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в начале августа этого года затрагивался и вопрос о переписи населения и участии в ней верующих. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Очень важно, чтобы в ходе подготовки к переписи ответственные за нее лица максимально четко разъяснили гражданам, как будет храниться и использоваться информация и как она будет защищена от использования неблагонамеренными людьми». Он добавил, что на имя Патриарха поступает множество писем с критикой некоторых форм идентификации граждан, сбора, хранения и использования информации о них, символики, которую содержат государственные документы. Некоторые из существующих опасений оправданы, некоторые — нет. Глава Синодального отдела рассказал также, что обсудил существующие больные вопросы с руководителем Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суриновым, и глава Росстата заверил его: в переписном листе не будет использоваться символика, вызывающая озабоченность верующих. В частности, на бланке не будет штрих-кода.

По благословению епископа Панкратия, перепись в Валаамском монастыре прошла организованно и просто. Сам владыка первым пришел на переписной участок и ответил на вопросы монастырского переписчика, управляющей имуществом обители Веры Скобелевой. Монахи заполняли только один переписной лист: отвечали на 10 из 13 заявленных вопросов (были исключены пункты о миграции и занятости). Нет в опросном листе и пункта о вероисповедании.

«Принадлежность к той или иной конфессии — очень серьезный идентификатор населения, — сказала начальник управления Федеральной службы статистики Ирина Збарская, — однако по конвенции Совета Европы эти сведения относятся к категории защищаемых персональных данных. Поэтому сколько у нас последователей той или иной религии, вы в результате нашей переписи не узнаете».

За всю историю переписи вопрос о вероисповедании включался в опросные листы только два раза: в 1897-м и 1937 годах. Во время первой российской переписи вероисповедание определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В 1937 году гражданам предлагалось определить свое отношение к религии, а в том случае, если человек отвечал, что осознает себя верующим, надо было назвать свое вероисповедание.

Как сообщает Росстат, к 25 августа в Валаамском мужском монастыре было переписано более 100 человек и 163 человека из числа мирского населения острова. Переписчик Светлана Попкова и уполномоченный Внештатной службы Карелиястата по Сортавальскому району Лидия Смирнова отметили высокий уровень образования среди принявших участие в досрочной переписи: зафиксировано знание нескольких языков, наличие ученых степеней. В то же время есть и неграмотные, не умеющие ни читать, ни писать.

Конечно, всероссийская перепись проводится на основах добровольности. Принимать в ней участие или отказываться, каждый решает самостоятельно. Однако не стоит оправдывать свой отказ от исполнения этой гражданской обязанности тем, что участие в переписи «вредит душе» и лишает вечного спасения. Вспомним, что и святой страстотерпец царь Николай II принимал участие во всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году. Он заполнил переписной лист, ответив на вопрос о роде занятий фразой «хозяин земли русской». И наши благочестивые предки не опасались участвовать в переписи ни в годы монголо-татарского ига, ни даже в 1937 году. Тогда православные люди, не уклоняясь, отвечали на вопросы переписчиков, хотя понимали, что их исповедание веры может повлечь за собой репрессии. Сегодня нам известен результат: в 1937 году 63% населения СССР называли себя православными. По сути, благодаря той переписи мы ныне можем сделать обобщающий вывод, что даже 20 лет террора богоборческой власти не способны уничтожить народную веру.
 

Ирина Судникова
7 сентября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30