iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  7 сентября 2010 г.
версия для печати версия для печати

О переписи населения, монахах и напрасных страхах

В октябре этого года в России пройдет очередная перепись населения. Это вполне стандартное для всех государств мира мероприятие: формирование статистической базы о численности и структуре населения для определения перспектив социально-экономического развития страны.

В труднодоступные области России переписчики постарались добраться досрочно. К таким областям были отнесены Ямал, Забайкалье, Магадан и некоторые другие регионы. Труднодоступным был признан и Валаам — архипелаг Ладожского озера, включающий около 50 островов общей площадью 36 квадратных километров. Здесь расположена одна из величайших православных святынь, «жемчужина русского Севера» — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, куда ежегодно притекает множество паломников и туристов.
Чтобы успеть до окончания навигации, сотрудники Федеральной службы статистики прибыли на Валаам в последней декаде августа 2010 года. Дело в том, что с поздней осени и до весны Валаам практически отрезан от «большой земли», и добраться до него можно только на особых кораблях на воздушной подушке или на автомобилях по льду Ладожского озера. Но это очень рискованно из-за проталин и трещин. Поэтому зимнее время для насельников монастыря — это время уединения, отдохновения и молитвы. А летом здесь всегда много людей, так что приезд переписчиков и журналистов никоим образом не нарушил монастырского жития.

Некоторые верующие опасаются, что их личные данные получат нежелательную огласку, или связывают появление новых систем учета с прямым отступлением от веры Христовой. Этим людям просто не хватает полной информации. По утверждению сотрудников Росстата все сведения, собранные в ходе переписи, являются информацией с ограниченным доступом и анонимны — в переписном листе не указывается фамилия, имя и адрес респондента. Перепись обезличена, и найти какие-то данные в привязке к конкретным лицам невозможно. Опросные листы не содержат никаких вопросов, которые могли бы смутить христианскую совесть.

На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ в начале августа этого года затрагивался и вопрос о переписи населения и участии в ней верующих. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сказал: «Очень важно, чтобы в ходе подготовки к переписи ответственные за нее лица максимально четко разъяснили гражданам, как будет храниться и использоваться информация и как она будет защищена от использования неблагонамеренными людьми». Он добавил, что на имя Патриарха поступает множество писем с критикой некоторых форм идентификации граждан, сбора, хранения и использования информации о них, символики, которую содержат государственные документы. Некоторые из существующих опасений оправданы, некоторые — нет. Глава Синодального отдела рассказал также, что обсудил существующие больные вопросы с руководителем Федеральной службы государственной статистики А.Е. Суриновым, и глава Росстата заверил его: в переписном листе не будет использоваться символика, вызывающая озабоченность верующих. В частности, на бланке не будет штрих-кода.

По благословению епископа Панкратия, перепись в Валаамском монастыре прошла организованно и просто. Сам владыка первым пришел на переписной участок и ответил на вопросы монастырского переписчика, управляющей имуществом обители Веры Скобелевой. Монахи заполняли только один переписной лист: отвечали на 10 из 13 заявленных вопросов (были исключены пункты о миграции и занятости). Нет в опросном листе и пункта о вероисповедании.

«Принадлежность к той или иной конфессии — очень серьезный идентификатор населения, — сказала начальник управления Федеральной службы статистики Ирина Збарская, — однако по конвенции Совета Европы эти сведения относятся к категории защищаемых персональных данных. Поэтому сколько у нас последователей той или иной религии, вы в результате нашей переписи не узнаете».

За всю историю переписи вопрос о вероисповедании включался в опросные листы только два раза: в 1897-м и 1937 годах. Во время первой российской переписи вероисповедание определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В 1937 году гражданам предлагалось определить свое отношение к религии, а в том случае, если человек отвечал, что осознает себя верующим, надо было назвать свое вероисповедание.

Как сообщает Росстат, к 25 августа в Валаамском мужском монастыре было переписано более 100 человек и 163 человека из числа мирского населения острова. Переписчик Светлана Попкова и уполномоченный Внештатной службы Карелиястата по Сортавальскому району Лидия Смирнова отметили высокий уровень образования среди принявших участие в досрочной переписи: зафиксировано знание нескольких языков, наличие ученых степеней. В то же время есть и неграмотные, не умеющие ни читать, ни писать.

Конечно, всероссийская перепись проводится на основах добровольности. Принимать в ней участие или отказываться, каждый решает самостоятельно. Однако не стоит оправдывать свой отказ от исполнения этой гражданской обязанности тем, что участие в переписи «вредит душе» и лишает вечного спасения. Вспомним, что и святой страстотерпец царь Николай II принимал участие во всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году. Он заполнил переписной лист, ответив на вопрос о роде занятий фразой «хозяин земли русской». И наши благочестивые предки не опасались участвовать в переписи ни в годы монголо-татарского ига, ни даже в 1937 году. Тогда православные люди, не уклоняясь, отвечали на вопросы переписчиков, хотя понимали, что их исповедание веры может повлечь за собой репрессии. Сегодня нам известен результат: в 1937 году 63% населения СССР называли себя православными. По сути, благодаря той переписи мы ныне можем сделать обобщающий вывод, что даже 20 лет террора богоборческой власти не способны уничтожить народную веру.
 

Ирина Судникова
7 сентября 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи