iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
Митрополит всей Америки и Канады Иона
ЦВ № 23 (420) декабрь 2009 /  10 декабря 2009 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит всей Америки и Канады Иона: Церковь существует для всех людей

Митрополит Иона прибыл в Москву для участия в торжествах, посвященных 15-летию открытия московского подворья Православной Церкви в Америке. Он рассказал нашим корреспондентам о том, как живет Церковь в Америке сегодня.

— Ваше Блаженство, не могли бы Вы рассказать о том, что волнует сегодня православных в Америке, какие вопросы общественной и церковной жизни стоят в центре дискуссий?
— В Америке наиболее острые вопросы на пересечении общественной и церковной жизни возникают тогда, когда человек пытается построить всю свою жизнь как христианин, — это вопросы святости и ценности человеческой жизни, чистоты брака, взаимоотношений между плюралистическим секулярным обществом и религией.
Учение Церкви о человеке ясно говорит о том, что с момента зачатия и до последнего вздоха человеческая жизнь священна и имеет высокую ценность. Смертный грех прерывать жизнь ребенка во чреве матери, совершая аборт, — такой же грех, как и убийство уже рожденного младенца. Смертный грех — лишать человека жизни или соглашаться на эвтаназию, вместо того, чтобы дать Богу определить, когда наступит конец нашей жизни, в соответствии с Его волей. Секулярное общество этого не понимает и отстаивает противоположное, одобряя и аборты и эвтаназию. В этом обществе человек сводится к ценности того, что он — мужчина или женщина — может произвести или потратить, то есть к чисто экономическим расчетам. Такая дегуманизация и деперсонализация особенно губительны и для общества, и для человеческой жизни. Церковь выступает за семью: за сохранение семейных обязательств любви и верности, за значение домашнего воспитания и присутствие обоих родителей в жизни детей. И еще — за важность участия бабушек и дедушек в жизни внуков. Это тот «клей», который поддерживает единство общества: семейные узы и связи значат гораздо больше, чем экономика. Православная Церковь запрещает гомосексуальные браки, но не из ненависти к геям, а исходя из верности библейскому учению о том, что брак между мужчиной и женщиной — дар Божий. Также мы учим, что гомосексуальность разрушительна для души и является одним из видов духовного самоубийства. Она приводит человека в крайне плачевное состояние, когда он замыкается в чувстве вины и стыда.

— В последнее время в Европе активно обсуждался вопрос о запрете на размещение религиозных символов в общественных местах, в частности в школе. Как решают в Америке проблему сосуществования символов и обрядов разных религий в общественном пространстве?
— Американский религиозный плюрализм позволяет сосуществовать множеству форм выражения религиозных чувств. Ситуация обостряется, когда кто-то отказывается терпимо относиться к тем или иным традиционным символам. Люди вольны выбирать. Запрещать религиозные символы в публичных местах или пытаться заставить замолчать голос религиозного сообщества — большая ошибка. Это приведет к дальнейшей дезинтеграции, разобщению общества, как это уже случилось в Западной Европе.

— Каков сегодня портрет среднестатистического прихожанина Православной Церкви в Америке? Православные американцы — кто они? Какое они занимают общественное положение, сколько детей в семьях, за какую партию голосуют? Это в основном люди с русскими корнями или больше стало этнических американцев?
— Невозможно нарисовать портрет «типичного» прихожанина Православной Церкви в Америке. Несмотря на то что есть много людей со славянскими корнями — русскими, украинскими, карпатскими, румынскими и другими, немало обратились в веру из самых разных культур, — от германской (как я) до афроамериканской, китайской, японской и коренных народностей Америки. Большинство из них назвали бы себя просто «американцами», однако у нас есть также канадцы и мексиканцы. Среди них есть богатые и бедные. Многие — высокообразованные специалисты. Есть демократы, республиканцы и немало беспартийных. Некоторые, особенно принявшие православие представители других христианских конфессий, имеют много детей, другие — одного или двух. Все очень разнообразно.

— В Америке много православных юрисдикций: греки, Русская Православная Церковь Заграницей, Православная Церковь в Америке. Какие у них сейчас взаимоотношения, есть ли какие-то мероприятия или организации, которые их объединяют?
— В Америке около 15 православных юрисдикций, объединенных в Постоянную конференцию епископов Америки. Это своего рода ориентир в решении канонических вопросов и совместной деятельности во многих сферах. На местном уровне сотрудничество между приходскими общинами всех юрисдикций просто превосходное, и оно продолжает развиваться.

— У истоков Православной Церкви в Америке и Свято-Владимирской семинарии стояли знаменитые богословы и проповедники XX века — протоиерей Александр Шмеман, протоиерей Иоанн Мейендорф и другие. Какие из заложенных ими традиций остались в ПЦА неизменными? Как их наследие преломляется в современной жизни ПЦА?
— Наследие великих отцов Православной Церкви в Америке XX века высоко оценено во всей Церкви. Свято-Владимирская академия — богословское учебное заведение мирового уровня, и она продолжает занимать ведущие позиции как в богословских исследованиях, так и в обучении студентов. У отцов Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа было очень глубокое соборное видение, которое, несмотря на то что некоторые находили его сложным для понимания, стало источником вдохновения для многих церковных людей. Евхаристическое возрождение, которое особо подчеркивает роль соборности и местной общины, — область, в которой их вклад остается основополагающим. Видение Американской Церкви как автокефальной исходило от них. Часто их взгляды истолковываются как модернистские или обновленческие, но это неправильно. Скорее, их видение охватывало всю полноту Церкви поверх этнических и национальных границ, и именно пастырский подход подсказывал им, что нужно для укрепления веры среди простых американцев. Уверен, это привело к благоприятным результатам.

— 7 декабря исполняется 15 лет со дня создания московского подворья Православной Церкви в Америке. Община храма св. Екатерины в разные годы (и при отце Данииле Губяке, и при отце Закхее) была одной из самых деятельных и заметных в Москве. Каким Вы видите дальнейшее развитие этого прихода? Какие задачи перед ним ставите?
— Я очень доволен служением отца Закхея как представителя Православной Церкви в Америке при Русской Церкви и развитием прихода храма святой Екатерины на протяжении последних лет. Я присутствовал при самом начале формирования прихода, когда служба совершалась в одном из храмов Данилова монастыря. Надеюсь, что приход будет продолжать развиваться и станет примером того опыта, который может предложить Американская Православная Церковь: образа жизни общины, литургической верности и богословской грамотности. Я надеюсь, что подлинное соборное видение Церкви, включающее в себя представление о том, что Церковь существует для всех людей, станет для прихожан храма великомученицы Екатерины путеводным светом. Надеюсь и молюсь, чтобы Господь и в дальнейшем благословлял эту прекрасную общину и вдохновлял многих людей на участие в ее служении.
 

Ольга Богданова
Ксения Лученко
10 декабря 2009 г.
Ключевые слова: митрополит Иона
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи