Блаженнейший Митрополит Владимир: Спаситель наш настолько любвеобильный, что все, что делается во имя Его для бедных, беспризорных и страждущих больных, Он принимает как то, что делается непосредственно для Него Самого. Помня об этом, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчить страдания Господа посредством помощи Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ею в дни Страстной седмицы
Смерть... Каким страхом овеяна она и какой таинственностью! Смерть уравнивала все возрасты и ранги, сильных мира сего и простых одинаково заключала в свои холодные объятия. Смерть страшна потому, и прежде всего потому, что она неизбежна. Надлежит всем человекам однажды умереть (Евр. 9, 27).
В Страстную Пятницу мы прикасаемся к смерти нашего Спасителя. Понятна ли она нам? Нет. И это предвидело Божественное Откровение, когда устами Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме о Христе говорила Божественная истина: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2, 34), а апостол Павел в свое время добавил, что как слово о Кресте, так и все дело Христово для иудеев — соблазн, а для еллинов — безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христос — Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 23-24).
Смерть — злейший враг человека. Она — результат греха, нарушения человеком Божественной гармонии. Велика была вина человека и, следовательно, страшен результат вины — смерть. До пришествия в мир Христа Спасителя смерть была страшной, потому что за ней следовали вечный мрак и отчаяние. Победить это могла только сверхъестественная сила. И вот «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Христос стал Человеком, Своею смертью Он победил смерть. С тех пор, хотя на земле по-прежнему люди умирают, на смерть мы смотрим по-иному. После смерти Спасовой смерть стала для нас рождением, переходом в новую жизнь. Первое наше рождение — через утробу матери, второе рождение — через утробу смерти. В первом рождении мы получаем жизнь, во втором рождении мы тоже получаем жизнь. Первое рождение совершается в болезни, и второе рождение — в болезни. В первом рождении человек встречается с действительностью этого мира, со слезами, с криком беспомощности, и во втором рождении — те же слезы, нередко отчаянные вопли, старческая беспомощность. Но таков закон: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24).
Как само Боговоплощение, так и крайнее уничижение и смерть Христа Спасителя остаются для нас тайною, но мы знаем одно, совершенно точно и определенно, что Божественная любовь к миру и человеку низвела на землю Сына Божия, второе Лицо Живоначальной Троицы. Христос претерпел предательство, поношение, избиение, оплевание, крест, смерть и погребение для того, чтобы освободить нас, людей, от диавольского рабства, от греха и от вечной смерти. Он дал нам свободу и вечную жизнь в Нем, с Ним и через Него, нашего Бога и Спасителя.
Что же мы можем принести в дар Богу, человеколюбно строящему наше спасение? Одно, и только одно — сердце, сердце, исполненное преданности и любви к Нему, сердце, исполненное любви ко всем людям. Примером этой преданности служат для нас два тайных ученика Христа Спасителя — Иосиф и Никодим, которые предали честному погребению тело Христово. Иосиф предоставил Ему новый гроб в своем саду и плащаницу. Никодим принес драгоценное помазание. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа, в момент Его позорного уничижения и суда пред всеми открывает себя как истинный друг Христов. Он дерзнул просить у Пилата тело Христово. Само собой разумеется, что так мог поступить только тот человек, сердце которого было исполнено глубокой любви к Божественному Учителю. Другой ученик — Никодим, который в поисках истины ночью приходил ко Христу слушать Его Божественное учение. Сегодня он средь бела дня оказывает почести Христу, не боясь последствий. Только настоящая любовь могла изгнать из его сердца человеческий страх.
Распят Спаситель. Божественная Любовь отдана на поругание, Божественное Милосердие пригвождено к Древу, Божественная Кротость истекает Кровью. Какая живая душа не затрепещет, с ужасом глядя на это? В тот страшный день затемнялось солнце, дрожала земля, распадались камни, и мертвецы, не выдерживая происходящего, оставляли свои могилы. Страшно и представить себе подобное, но еще страшнее осознать, что каждый из нас виноват в страданиях и смерти Сына Божиего. Распятый страдал за злодеяния и грехи всех поколений людей, которые были и будут до конца мира. Иисус Христос распят за нас, увязших в грехах...
В те бесконечные мгновения пречистое тело Богочеловека раздирали все истязания, придуманные человеческой злобой... Господь пережил душевные скорби всех тех, что жили, и тех, что живут сейчас, выплакал слезы всех отцов и матерей, вобрал в Свое сердце гибель всех человеческих сыновей и дочерей. Терпя Крестные муки, Господь проливал свою кровь и отдавал Свою жизнь за грехи всего человечества, но прежде всего — во искупление первородного греха, совершенного на заре истории.
Своими страданиями и Своей смертью Иисус Христос взял на Себя все человеческие страдания и придал им новое значение. Он призвал больных и всех страждущих к сотрудничеству с Ним ради спасения мира.
И хоть до сих пор нам тяжело постичь необходимость страдания, Иисус Христос ясно сказал, что его значение было связано с Его собственным страданием и Его собственной смертью, с Его собственной жертвой. Иными словами, нашими страданиями мы помогаем Христу в Его деле спасения. Апостол Павел говорит так: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1, 24).
Вот главное и возможное для каждого, с чем православный христианин может наследовать Господа, идущего на добровольные страдания.
Дело нашего спасения
9 апреля 2012 г. 16:50
Ключевые слова:
духовенство
Также читайте: