![]()
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Миссия заботы, добра и любви Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Дождик на паузе Приход Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Свердловской области, несмотря на пандемию, сумел реализовать миссионерский проект «Стопами апостолов по Каменской епархии», благодаря которому около 200 человек в удаленных селах приняли участие в Божественной литургии, пообщались со священником и получили небольшие подарки. Это стало возможным благодаря гранту конкурса «Православная инициатива». PDF-версия.
30 ноября 2020 г. 13:20
Протоиерей Владимир Вигилянский: Священники должны учиться языку интернет-проповеди Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храмов святой мученицы Татианы при МГУ и Святителя Василия Великого в селе Зайцево, заместитель председателя Информационной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы написал новую книгу «Русский крест». И она скоро выйдет в свет. В основу книги легли заметки, которые священник в течение многих лет писал на своей странице в социальной сети «Фейсбук». В интервью «Журналу Московской Патриархии» отец Владимир рассказал о том, как он осваивал интернет-пространство, в чем схожи и в чем отличаются традиционные средства массовой информации и социальные сети и дал практические советы священнослужителям, как вести проповедь в интернете.
12 мая 2020 г. 13:35
Священник Павел Островский: «Сегодня для миссионерства самое благоприятное время» Настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Красногорского района иерей Павел Островский одним из первых среди священников вышел с миссией в интернет. Сегодня он в числе лидеров среди православных блогеров в российском интернете по количеству подписчиков на его страницы. Отец Павел рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», как начиналась христианская миссия в интернете, какие существуют правила проповеди онлайн и кто ею может заниматься. PDF-версия.
10 февраля 2020 г. 09:10
Когда не обойтись без суфлера Уникальный проект перевода текста Святого Благовествования на русский жестовый язык в виде программы для мобильных устройств увенчался успехом. В Международный день глухих, 30 сентября, Институт перевода Библии представил новое Android-приложение для российских пользователей смартфонов, доступное для скачивания на ресурсе GooglePlay. Оно содержит полный комментированный перевод Евангелия от Марка на русский жестовый язык. PDF-версия
30 ноября 2018 г. 13:50
Малахов плюс Мочалов Сегодня, в день святой мученицы Татианы, победитель четвертого сезона телепроекта «Голос» насельник Пафнутьев-Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов) дал большой концерт перед студенческой аудиторией в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Поскольку священноначалие не благословило участие отца Фотия в гастрольном туре финалистов «Голоса», организованное молодежным отделом Московской (городской) епархии выступление стало первым после его успеха в телешоу. И пусть исполнитель пел под «минусовую» фонограмму, заполнившие зал слушатели встречали его восторженно.
25 января 2016 г. 22:10
Новые информационные материалы о святых Северной Америки доступны для скачивания Новые информационные материалы о святых, подвизавшихся на территории Северной Америки, теперь доступны в интернете для всех желающих основательнее познакомиться с подробностями их жизни.
7 октября 2015 г. 13:00
Маяки памяти. Краеведы восстанавливают местные святыни Православное краеведение всё больше приобретает черты миссионерской деятельности. Последовательно изучая исторические события, участвуя в археологических и архивных исследованиях, человек приобщается не только к истории родного края, но и к своей традиционной культуре. Недаром среди победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива» таких проектов становится всё больше. «Журнал Московской Патриархии» продолжает знакомить своих читателей с наиболее яркими из них — «Ладьей» и «Неисчезающей памятью».
20 августа 2015 г. 16:31
|
ЦВ № 22 (371) ноябрь 2007 /
23 ноября 2007 г.
Диалог со старообрядцами должен быть открытым и свободнымВпервые после нескольких веков гонений на старообрядцев и последующего преследования Русской Православной Церкви при советской власти сегодня возникли благоприятные условия для богословского, исторического и культурного диалога между Церквями древнего и нового обрядов. Постепенно намечаются пути к взаимному узнаванию, но обеим сторонам необходимо обсудить ряд вопросов о взаимных расхождениях в догматике и мировоззрении, церковно-исторические и практические проблемы. — Отец Георгий, как в Санкт-Петербургской епархии развивается диалог со старообрядчеством? Можно ли говорить о том, что в перспективе будет сформирована программа такого взаимодействия? — Сегодня официально утвержденной программы сотрудничества со старообрядческими согласиями нет. Но есть ряд проблем, которые требуют двустороннего обсуждения, например, вопросы о соотношении догмата и обряда, о различии мировоззрений XVII и XXI веков. Прошедшая в апреле 2007 года конференция стала первым шагом на пути к диалогу. Постепенно появляются новые идеи и предложения, которые касаются как культурной программы, так и церковно-исторических и практических вопросов. — Кто сегодня участвует в этом диалоге? — Контакты со старообрядческими согласиями Санкт-Петербурга начались с приглашения священников различных согласий выступить перед слушателями миссионерских курсов Санкт-Петербургской епархии. Откликнулись священники Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) и единоверческий (Русской Православной Церкви) священник. Каждый из выступавших высказывал точку зрения старообрядцев своего согласия на реформы XVII века, описывал историю своего согласия, говорил о современном положении дел в общинах. Слушатели курсов активно задавали вопросы, выясняя для себя многие неясные, мифологизированные и спорные мнения о старообрядчестве. Затем все они были приглашены участвовать в конференции, задача которой состояла в первом публичном знакомстве друг с другом и в осмыслении прошлого с точки зрения современных позиций. — Какие основные темы были затронуты на апрельской конференции? — Как вы знаете, 19 апреля 2007 в Святодуховском корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира прошла конференция «История и современное положение старообрядчества в Санкт-Петербурге». С докладами выступили представители РПЦ (в том числе единоверия), РПСЦ, академической науки в лице ученых из Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), Русского музея и Санкт-Петербургской консерватории. Основная задача конференции состояла в том, чтобы дать возможность увидеть и услышать друг друга представителям древнего и нового обряда русского Православия. Приветственное слово к участникам и слушателям конференции произнес председатель Миссионерского отдела протоиерей Александр Будников, а основной доклад сделал священник Геннадий Чунин, настоятель Покровской старообрядческой общины Санкт-Петербурга (РПСЦ, Белокриницкое согласие). Он кратко обрисовал старообрядческую точку зрения на историю разделения Церкви и привел наиболее характерные примеры ошибок, совершенных в процессе реформ и уже исправленных в новообрядных богослужебных книгах. Отец Геннадий процитировал постановления Поместного Собора РПЦ 1971 года об отмене клятв на старый обряд и лиц его исповедующих. Он с сожалением отметил, что данные постановления, а также ряд других, принятых в последнее время Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом РПЦ, не только не исполняются, но и вообще неизвестны широкому кругу прихожан и священнослужителей, что приводит к повторению ошибок миссионерства XVIII–XX веков и усугублению взаимной неприязни и непонимания. В своем докладе о. Геннадий также рассказал об истории старообрядческих белокриницких общин Санкт-Петербурга, о начале восстановления храма в Транспортном переулке, недавно переданного городскими властями РПСЦ. Он выразил надежду, что данная конференция улучшит осведомленность рядовых верующих о древних корнях русской Церкви. Историческое и культурное богатство старообрядчества раскрыли в своих докладах ученые из различных академических заведений города. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Библиотеки Академии наук Н.Ю. Бубнов рассказал о богатстве книжной культуры старообрядчества, сохранению которого он посвятил свою жизнь. Эту тему продолжило выступление старшего научного сотрудника Пушкинского Дома Г.В. Маркелова — «Старообрядцы-поморцы: три портрета». Он поделился личными воспоминаниями о встречах с поморцами, из которых одним из самых выдающихся был Иван Никифорович Заволоко. И.Н. Заволоко посвятил свою жизнь сохранению и распространению старообрядческих традиций и письменности, а под конец жизни он передал свое собрание в фонды Пушкинского Дома, и сейчас оно доступно для исследователей и любителей книжной старины. Ф.В. Панченко, декан музыковедческого факультета Санкт-Петербургской консерватории, зав. кафедрой древнерусского певческого искусства, уже несколько лет подряд руководит подготовкой ежегодных Бражниковских чтений, которые продолжают традиции Общества любителей древней письменности. Ее доклад в основном касался музыкальных аспектов древней традиции. Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения Н.В. Пивоварова прокомментировала слайды с изображением древних икон и литых крестов, а также других предметов старины из фондов Русского музея. Иерей Петр Чубаров, настоятель единоверческого Никольского храма, выступил с докладом «Старый обряд в РПЦ», в котором он изложил единоверческую точку зрения на историю разделения Церкви и на процесс воссоединения старообрядцев с Матерью-Церковью. Евгений Юферев (Москва) представил доклад «К вопросу о преемственности Белокриницкой иерархии. Личность митрополита Амвросия». Его ключевым тезисом стало утверждение, что на сегодняшний день не найдено никаких документов, свидетельствующих о запрещении в служении митрополита Амвросия (первого Белокриницкого епископа) ни до, ни после его присоединения к старообрядчеству. К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители РДЦ (Новозыбковское согласие) и старообрядцы-поморцы. Затем последовало выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия в дониконовской огласовке иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. Возможно, старообрядческие молитвы впервые звучали в стенах Лавры. Мне довелось подводить итог этой встрече, и я не мог не привести в качестве примера конструктивного подхода к преодолению расколов воссоединение РПЦЗ с Патриаршей Церковью. Затем было процитировано покаянное заявление Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. относительно старообрядцев, являющее собой прекрасный пример христианской любви и смирения. Однако невозможно было без сожаления упомянуть о принятии старообрядцами-поморцами в 2006 г. определения «об исторической исчерпанности поисков благочестивого священства в сем мире», что ставит серьезное препятствие к диалогу с ними. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поблагодарил организаторов и участников конференции и выразил надежду, что поиск путей, ведущих к единству православных христиан, продолжится. Все участники конференции выразили мнение, что спокойный и взвешенный богословский, исторический и культурный диалог русских православных Церквей древнего и нового обрядов необходимо продолжать. — Были ли дискуссии, и по каким вопросам? — На первой конференции мы, скорее, просто обменялись мнениями, поговорили в неформальной обстановке. Начинать конструктивную дискуссию, обмен мнениями между участниками следует лишь тогда, когда будет установлено минимальное человеческое доверие. Учитывая, насколько тяжело пострадали старообрядцы от гонений в прошлом, некоторые темы воспринимаются очень остро. — Каковы дальнейшие планы? — В январе 2008 года мы планируем провести концерт знаменного пения в Святодуховском корпусе Александро-Невской лавры. Участники подтвердили свое согласие, день уже зарезервирован. Надеемся, это поможет лучше понять атмосферу старообрядческого богослужения. Весной мы хотим провести церковно-научную богословскую конференцию, на которой хотелось бы обсудить наши взгляды на события XVII века. Для такого разговора до сих пор просто не было времени. Сначала начались гонения на старообрядцев, а потом советская власть загнала всех в подполье. Каждая из сторон участвует в контактах, насколько сама считает нужным и насколько позволяют возможности, это свободный диалог равноправных сторон. К участию в конференции приглашаются историки и священники, исследующие вопросы разделения Церкви в XVII веке.
23 ноября 2007 г.
Ключевые слова:
старообрядчество
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Вышел в свет №6 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год К читателям обратился митрополит Волоколамский Иларион, председатель Редакционного совета «Журнала Московской Патриархии».
26 мая 2022 г. 14:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
|