iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Долгий путь с войны. Бывший офицер вермахта вернул старинную икону, вывезенную из России

6 мая, по окончании Божественной литургии в московском Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар храму старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы войны и ныне возвращенную в Россию. Так сбылась мечта Ханса Больтендаля — бывшего офицера вермахта, бывшего военнопленного, ставшего реставратором и иконописцем. Мы публикуем фрагменты из его воспоминаний.

Долгая история «чудесного спасения» и возвращения в храм иконы Пресвятой Богородицы началась много десятилетий назад, в годы страшной войны. Как ее спасли из горящей церкви, как вывезли в Германию, мне неизвестно. Я могу рассказать только о том, как она попала ко мне, какой путь прошла, чтобы вернуться в Россию. Я уверен, что с этой иконой не может происходить ничего случайного. Было ли случайностью, что икона попала именно ко мне? Было ли случайным мое увлечение иконописью?..

Мой интерес к иконам возник в период моего пребывания в русском плену после Второй мировой войны. Именно там я впервые обратил внимание на потемневшие от времени строгие лики святых и был потрясен, потому что ничего подобного до этого не видел. Многие годы спустя, во время многочисленных поездок в Святую землю, в Грецию, Египет, Иорданию, Болгарию, по русскому Золотому кольцу, а также по Германии, я стремился как можно полнее ознакомиться с миром икон, потому что не мог себе объяснить, по какой причине меня так влечет к ним и в монастырях, и на различных выставках и в музеях. Теперь-то я понимаю, что именно духовная жажда пробуждала мое любопытство. Через некоторое время я стал размышлять о том, как же пишутся иконы. И решил учиться иконописи.

Естественно, я понимал, что это будет непросто, но я решился. На своей первой иконе я изобразил Архангела Михаила. Три недели я посещал курсы при представительстве Московского Патриархата в Дюссельдорфе. Во время паломнических поездок я вновь и вновь посещал монастыри и разговаривал с монахами. У них я научился тому, что иконы следует писать в спокойном, умиротворенном состоянии и призвав на помощь всю свою веру. И в моей мастерской стало появляться все больше икон. Со временем мне удалось усовершенствовать мою технику. Посещая курсы университета народных ремесел, я научился еще и резьбе по дереву. Для самых красивых икон я вырезал деревянные рамы – киоты, выбирая для их украшения растительные орнаменты. В мою мастерскую приходило множество заинтересовавшихся посетителей, которым я рассказывал о духовной силе икон. После проведения четырех выставок в нашем городе Гладбеке я стал известен и за его пределами.

Однажды в августе 2000 года на пороге моего дома появилась госпожа Татер, которая принесла покрытую слоем грязи деревянную доску и попросила меня провести небольшую экспертизу: можно ли эту старую доску, найденную при уборке хлама на чердаке частного дома, выбросить или ее надо оставить. Так икона «Успение Богоматери» попала именно ко мне. Я тщательно протер ее медицинским спиртом, не повредив ни слой олифы, ни красочный слой, а потом с помощью специальных препаратов вывел всех жучков-древоточцев.
На иконе Христос с душой Марии на левой руке, окруженный ангелами, является, чтобы забрать Ее на небо.

Три недели спустя я показал икону госпоже Татер и рассказал об этом Богородичном празднике. Госпожа Татер заявила, что не имеет никакого отношения к этой иконе и хочет подарить ее мне. Реставрируя икону, я настолько полюбил ее, что не смог скрыть своей радости, услышав, что мне ее подарили. Теперь она заняла в моей мастерской самое почетное место, к радости всех последующих посетителей.

Однако мои усилия по розыску сведений о происхождении этой иконы успеха не принесли. Используя свое достаточно богатое собрание книг об иконах, я провел большую исследовательскую работу. В результате мне стало ясно, что эта икона ранее находилась в иконостасе. По манере письма я понял, что икона является русской.
Хотя икона была мне подарена, я никогда не считал ее своей собственностью. С первого дня после получения иконы я был уверен в том, что она в один прекрасный день вернется к себе на родину. Я даже завещал своему сыну Кристофу исполнить это мое желание в случае моей внезапной смерти.

В 2008 году, при приближении моего 80-го дня рождения, я подумал о том, что настало время принять решение и приступить к возвращению иконы.
Вскоре моим предложением заинтересовался Мемориальный музей немецких антифашистов в Красногорске. Однако я объяснил, что хранение иконы в музее никак не соответствует моему желанию: икона должна опять попасть в церковь и быть доступной молящимся верующим. Руководство музея пообещало мне позаботиться об этом.
Мой друг, резчик по дереву Вернер Климетцки, как только услышал о моей миссии, предложил сделать специальный легкий деревянный чемодан для иконы. После того, как я получил визу, уже ничто не могло помешать моей поездке.

В один из пасмурных дней января 2008 года на таможне московского аэропорта Шереметьево-2 стояла женщина с табличкой, на которой большими буквами было написано «Иконописец Ханс Больтендаль». Я увидел ее издалека и приветливо помахал рукой...

И вот я в Красногорске. Это историческое место. В военные и послевоенные годы здесь находился большой лагерь военнопленных, через который прошли много тысяч человек. Среди них были и высшие немецкие офицеры, такие как фельдмаршал Фридрих Паулюс и генерал Вальтер фон Зейдлиц. В 1943 году здесь был образован Национальный комитет «Свободная Германия». Немного в стороне от лагеря, в пятнадцати минутах ходьбы, находилась антифашистская школа, которая стала кузницей политических кадров для будущей ГДР. Как оказалось, именно в здании школы сегодня и размещается Мемориальный музей немецких антифашистов.

Красногорский музей является филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве и хранит собрание документов о немецких военнопленных.
На карте, где были отмечены все лагеря военнопленных, я нашел также и номер лагеря, в котором я находился с 1945 по 1949 год.

Класс антифашистской школы (а в 1948 году в сибирском лагере меня вербовали в точно такую же школу, в которой тогда прошли курс политучебы около четырех тысяч немцев) был воссоздан в прежнем виде: простые деревянные столы и скамейки, на стенах висят портреты Ленина, Сталина и других политических деятелей. В одной из ниш я увидел реконструированную сцену допроса немецкого военнопленного политруком, и это было очень похоже на тот эпизод, который мне пришлось пережить в лагере. К счастью, никто не заметил ужаса, охватившего меня при виде этой сцены – в моем воображении обе фигуры ожили... Но вскоре я пришел в себя. А ведь могло случиться и так, что перед этим политруком в витрине оказался бы я... Я был так потрясен, что не замечал окруживших меня людей.

Много лет назад, когда я был в плену, один политрук предложил мне поступить в антифашистскую школу. Но, к неудовольствию этого офицера, я тогда отказался от его предложения, потому что хотел вернуться к своей семье в Западную Германию. Я и не предполагал, что главным делом моей жизни в последние десятилетия будет реставрация русской иконы и возвращение ее на родину. И я так хотел бы, чтобы эта моя малая миссия послужила знаком мира, взаимопонимания и взаимоуважения между народами России и Германии.
Чтобы принять икону и отвезти ее в Даниловский монастырь, в музей прибыл представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Это дело оказалось настолько важным, что именно специалисты Патриархата должны были определить возраст и происхождение иконы. Возможно она намного старше, чем предполагалось вначале. Кроме того, там будет решаться вопрос о необходимости ее дальнейшей реставрации.

Но эта история еще не закончилась, хотя теперь икона вновь обрела родной дом. Ее происхождение, вероятно, так и останется неизвестным. Но как только она снова будет доступна в церкви для людей, ищущих утешения, то я или кто-то другой должен будет написать завершение этой истории.

В моей мастерской находится небольшая модель русской церкви из дерева, которую я смастерил по своему собственному проекту и украсил изнутри изображениями ангелов и святых. Это церковь во имя иконы «Успение Богоматери». И главная икона этого маленького храма – копия с большой иконы «Успение Богоматери». Таким образом, эта моя икона остается не только в моем сердце, но и как собственноручно написанная мною копия.

А пока я хочу поблагодарить всех, кто хоть в какой-то мере причастен к этой истории. Особая благодарность Мемориальному музею и фотографу Николаю Армякову, разрешившему напечатать фотографии, на которых запечатлены моменты этой моей истории. Мне все эти события принесли огромную радость. Я познакомился с новыми, дорогими мне людьми, ставшими моими друзьями.

 

Ирина Судникова
14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00