iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Долгий путь с войны. Бывший офицер вермахта вернул старинную икону, вывезенную из России

6 мая, по окончании Божественной литургии в московском Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар храму старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы войны и ныне возвращенную в Россию. Так сбылась мечта Ханса Больтендаля — бывшего офицера вермахта, бывшего военнопленного, ставшего реставратором и иконописцем. Мы публикуем фрагменты из его воспоминаний.

Долгая история «чудесного спасения» и возвращения в храм иконы Пресвятой Богородицы началась много десятилетий назад, в годы страшной войны. Как ее спасли из горящей церкви, как вывезли в Германию, мне неизвестно. Я могу рассказать только о том, как она попала ко мне, какой путь прошла, чтобы вернуться в Россию. Я уверен, что с этой иконой не может происходить ничего случайного. Было ли случайностью, что икона попала именно ко мне? Было ли случайным мое увлечение иконописью?..

Мой интерес к иконам возник в период моего пребывания в русском плену после Второй мировой войны. Именно там я впервые обратил внимание на потемневшие от времени строгие лики святых и был потрясен, потому что ничего подобного до этого не видел. Многие годы спустя, во время многочисленных поездок в Святую землю, в Грецию, Египет, Иорданию, Болгарию, по русскому Золотому кольцу, а также по Германии, я стремился как можно полнее ознакомиться с миром икон, потому что не мог себе объяснить, по какой причине меня так влечет к ним и в монастырях, и на различных выставках и в музеях. Теперь-то я понимаю, что именно духовная жажда пробуждала мое любопытство. Через некоторое время я стал размышлять о том, как же пишутся иконы. И решил учиться иконописи.

Естественно, я понимал, что это будет непросто, но я решился. На своей первой иконе я изобразил Архангела Михаила. Три недели я посещал курсы при представительстве Московского Патриархата в Дюссельдорфе. Во время паломнических поездок я вновь и вновь посещал монастыри и разговаривал с монахами. У них я научился тому, что иконы следует писать в спокойном, умиротворенном состоянии и призвав на помощь всю свою веру. И в моей мастерской стало появляться все больше икон. Со временем мне удалось усовершенствовать мою технику. Посещая курсы университета народных ремесел, я научился еще и резьбе по дереву. Для самых красивых икон я вырезал деревянные рамы – киоты, выбирая для их украшения растительные орнаменты. В мою мастерскую приходило множество заинтересовавшихся посетителей, которым я рассказывал о духовной силе икон. После проведения четырех выставок в нашем городе Гладбеке я стал известен и за его пределами.

Однажды в августе 2000 года на пороге моего дома появилась госпожа Татер, которая принесла покрытую слоем грязи деревянную доску и попросила меня провести небольшую экспертизу: можно ли эту старую доску, найденную при уборке хлама на чердаке частного дома, выбросить или ее надо оставить. Так икона «Успение Богоматери» попала именно ко мне. Я тщательно протер ее медицинским спиртом, не повредив ни слой олифы, ни красочный слой, а потом с помощью специальных препаратов вывел всех жучков-древоточцев.
На иконе Христос с душой Марии на левой руке, окруженный ангелами, является, чтобы забрать Ее на небо.

Три недели спустя я показал икону госпоже Татер и рассказал об этом Богородичном празднике. Госпожа Татер заявила, что не имеет никакого отношения к этой иконе и хочет подарить ее мне. Реставрируя икону, я настолько полюбил ее, что не смог скрыть своей радости, услышав, что мне ее подарили. Теперь она заняла в моей мастерской самое почетное место, к радости всех последующих посетителей.

Однако мои усилия по розыску сведений о происхождении этой иконы успеха не принесли. Используя свое достаточно богатое собрание книг об иконах, я провел большую исследовательскую работу. В результате мне стало ясно, что эта икона ранее находилась в иконостасе. По манере письма я понял, что икона является русской.
Хотя икона была мне подарена, я никогда не считал ее своей собственностью. С первого дня после получения иконы я был уверен в том, что она в один прекрасный день вернется к себе на родину. Я даже завещал своему сыну Кристофу исполнить это мое желание в случае моей внезапной смерти.

В 2008 году, при приближении моего 80-го дня рождения, я подумал о том, что настало время принять решение и приступить к возвращению иконы.
Вскоре моим предложением заинтересовался Мемориальный музей немецких антифашистов в Красногорске. Однако я объяснил, что хранение иконы в музее никак не соответствует моему желанию: икона должна опять попасть в церковь и быть доступной молящимся верующим. Руководство музея пообещало мне позаботиться об этом.
Мой друг, резчик по дереву Вернер Климетцки, как только услышал о моей миссии, предложил сделать специальный легкий деревянный чемодан для иконы. После того, как я получил визу, уже ничто не могло помешать моей поездке.

В один из пасмурных дней января 2008 года на таможне московского аэропорта Шереметьево-2 стояла женщина с табличкой, на которой большими буквами было написано «Иконописец Ханс Больтендаль». Я увидел ее издалека и приветливо помахал рукой...

И вот я в Красногорске. Это историческое место. В военные и послевоенные годы здесь находился большой лагерь военнопленных, через который прошли много тысяч человек. Среди них были и высшие немецкие офицеры, такие как фельдмаршал Фридрих Паулюс и генерал Вальтер фон Зейдлиц. В 1943 году здесь был образован Национальный комитет «Свободная Германия». Немного в стороне от лагеря, в пятнадцати минутах ходьбы, находилась антифашистская школа, которая стала кузницей политических кадров для будущей ГДР. Как оказалось, именно в здании школы сегодня и размещается Мемориальный музей немецких антифашистов.

Красногорский музей является филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве и хранит собрание документов о немецких военнопленных.
На карте, где были отмечены все лагеря военнопленных, я нашел также и номер лагеря, в котором я находился с 1945 по 1949 год.

Класс антифашистской школы (а в 1948 году в сибирском лагере меня вербовали в точно такую же школу, в которой тогда прошли курс политучебы около четырех тысяч немцев) был воссоздан в прежнем виде: простые деревянные столы и скамейки, на стенах висят портреты Ленина, Сталина и других политических деятелей. В одной из ниш я увидел реконструированную сцену допроса немецкого военнопленного политруком, и это было очень похоже на тот эпизод, который мне пришлось пережить в лагере. К счастью, никто не заметил ужаса, охватившего меня при виде этой сцены – в моем воображении обе фигуры ожили... Но вскоре я пришел в себя. А ведь могло случиться и так, что перед этим политруком в витрине оказался бы я... Я был так потрясен, что не замечал окруживших меня людей.

Много лет назад, когда я был в плену, один политрук предложил мне поступить в антифашистскую школу. Но, к неудовольствию этого офицера, я тогда отказался от его предложения, потому что хотел вернуться к своей семье в Западную Германию. Я и не предполагал, что главным делом моей жизни в последние десятилетия будет реставрация русской иконы и возвращение ее на родину. И я так хотел бы, чтобы эта моя малая миссия послужила знаком мира, взаимопонимания и взаимоуважения между народами России и Германии.
Чтобы принять икону и отвезти ее в Даниловский монастырь, в музей прибыл представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Это дело оказалось настолько важным, что именно специалисты Патриархата должны были определить возраст и происхождение иконы. Возможно она намного старше, чем предполагалось вначале. Кроме того, там будет решаться вопрос о необходимости ее дальнейшей реставрации.

Но эта история еще не закончилась, хотя теперь икона вновь обрела родной дом. Ее происхождение, вероятно, так и останется неизвестным. Но как только она снова будет доступна в церкви для людей, ищущих утешения, то я или кто-то другой должен будет написать завершение этой истории.

В моей мастерской находится небольшая модель русской церкви из дерева, которую я смастерил по своему собственному проекту и украсил изнутри изображениями ангелов и святых. Это церковь во имя иконы «Успение Богоматери». И главная икона этого маленького храма – копия с большой иконы «Успение Богоматери». Таким образом, эта моя икона остается не только в моем сердце, но и как собственноручно написанная мною копия.

А пока я хочу поблагодарить всех, кто хоть в какой-то мере причастен к этой истории. Особая благодарность Мемориальному музею и фотографу Николаю Армякову, разрешившему напечатать фотографии, на которых запечатлены моменты этой моей истории. Мне все эти события принесли огромную радость. Я познакомился с новыми, дорогими мне людьми, ставшими моими друзьями.

 

Ирина Судникова
14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00