12 декабря 2008 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего в самостоятельное управление Московской епархией в соответствии с постановлением Священного Синода, состоялось заседание Епархиального собрания города Москвы.
Перед началом собрания его участники помолились об упокоении души Святейшего Патриарха Алексия за литией, которую совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Собрание началось пением молитвы «Царю Небесный», после чего митрополит Ювеналий выступил с докладом.
Текущий 2008 год прошел под знаком единства Церкви, одного из самых драгоценных даров православной веры. Закаленная в испытаниях Русская Православная Церковь в трагическом для нашего народа ХХ веке ценою мученичества и исповедничества пронесла этот дар, обогатив его подвигами миллионов православных людей. Об этом шла речь и на совещании Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле. В итоговом совместном послании этого совещания говорится, что нестроениям и разделениям, раскалывающим мир, в том числе и православные народы, можно противостоять только единством Церкви — совместными усилиями в свидетельстве «искупительного дела» Господа нашего Иисуса Христа.
Видимым знаком церковного единства в уходящем году стал очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, впервые прошедший с участием архиереев Русской Зарубежной Церкви.
Соборное мнение, изложенное в определениях и постановлениях Освященного Архиерейского Собора, укрепило единство Церкви, стало своевременным ответом на вызовы современности и наметило цели дальнейшего служения Русской Православной Церкви.
Особо хочу отметить знаменательную дату, которую мы отмечали в этом году — 1020-летие Крещения Руси. Церковные торжества прошли в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Русский, украинский и белорусский народы сохранили единство и свою верность историческому призванию, которое они осознали 1020 лет тому назад на берегах Днепра. Это единство простирается поверх всевозможных границ, политических разногласий, национально-этнических и вообще любых человеческих разделений. Мы всем продемонстрировали такое единение, которое показало себя непоколебимым.
Многих сегодня волнуют сложности финансового и экономического характера. Священнослужители в своей пастырской деятельности не могут оставаться нейтральными или безучастными к переживаемым людьми трудностям. Путь преодоления наступающих испытаний следует искать прежде всего на пути возвращения к духовно-нравственным ценностям христианства, преобразующего душу человека, а через это — и его общественную деятельность.
Уходящий год, как и прежние годы, был насыщен визитами Святейшего Патриарха — помимо монастырей Подмосковья, Его Святейшество посетил Новгородскую епархию, Украину, Санкт-Петербург, Валаам, Стамбул, Белоруссию, Германию.
В продолжение года Святейший Патриарх встречался с представителями братских поместных Церквей: в мае — с делегацией Греческой архиепископии в Америке, которую возглавил архиепископ Американский Димитрий, в июле — с делегацией Кипрской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Архиепископом всего Кипра Хризостомом, в сентябре — с председателем Священного Синода Сербской Православной Церкви митрополитом Черногорским Амфилохием.
Несколько раз проходили Первосвятительские встречи с делегациями Католической Церкви Австрии, Италии, Франции, с представителями протестантских деноминаций.
Не раз Святейший Патриарх Алексий встречался с Президентом России Д.А. Медведевым и председателем Правительства В.В. Путиным, а также с президентами Молдовы, Украины, Эстонии, Италии, Южной Кореи, Белоруссии.
Имели место контакты со многими религиозными и политическими лидерами, государственными и общественными деятелями, послами, представителями науки и культуры.
Но главным, как всегда, осталось участие Предстоятеля в богослужебной жизни Церкви. Я сейчас буду цитировать цифры в отношении служб Святейшего. Но мне говорили, что когда он первый раз посмотрел эту статистику, то сказал, что не все учтено. Так что то, что буду читать, это точно было, но, может быть, и больше этого.
За прошедший год Святейшим Патриархом было совершено 97 богослужений, 16 из которых — в соборах Московского Кремля, 39 — в кафедральных соборах г. Москвы, 22 — в обителях и 20 — в различных храмах. Было совершено три епископские хиротонии, и было освящено 5 храмов.
Приведу также некоторую общую церковную статистику. Сегодня в Русской Православной Церкви 157 епархий; 203 архиерея, из них 149 правящих и 54 викарных; кроме того, 14 архиереев пребывают на покое. В Русской Православной Церкви 804 монастыря. Из них в России мужских — 234, женских — 244; в странах СНГ — 142 мужских и 153 женских; в странах дальнего зарубежья — 3 мужских и 3 женских монастыря; кроме того, 203 подворья и 65 скитов. В это число не входят 16 мужских и 9 женских обителей Русской Православной Церкви Заграницей.
Общее количество приходов — 29263. Общее число духовенства — 30670, из них священников — 27216, диаконов — 3454. Преподавание ведется в 11051 воскресной школе.
В ведении Патриаршего престола находятся 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужских и 4 женских обители, находящихся в Москве.
Общее количество храмов и часовен в Москве — 872. В их число входят: 7 Кремлевских соборов, 2 кафедральных собора, 5 храмов и 1 часовня при Синодальных учреждениях, 335 приходских храмов, 140 Патриарших подворий, 108 монастырских подворий, 88 монастырских храмов, 17 крестильных храмов, 88 часовен, 82 храма и часовен в состоянии строительства.
Не возобновлено богослужение в 22 храмах.
Не освобождено прежними арендаторами 20 храмов.
На приходах Москвы совершают служение 823 священника и 301 диакон. В монастырях совершает служение монастырское духовенство: 414 священников и 192 диакона. Имеются клирики, состоящие за штатом: 39 священников и 26 диаконов. Запрещены в священнослужении 22 священника и 13 диаконов. Общее количество духовенства в г. Москве — 1309 священников и 529 диаконов, всего 1838 клириков; в том числе 14 клириков находятся в заграничных командировках.
В настоящее время в ведении Русской Православной Церкви 5 духовных академий, 3 православных университета, 2 богословских института, 38 духовных семинарий, 39 духовных училищ, пастырские курсы Красноярской епархии. Таким образом, общее число духовных школ — 87. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.
Кандидатов священства и других церковных работников для г. Москвы готовят Московские духовные академия и семинария, Сретенская, Николо-Угрешская и Перервинская семинарии, а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.
В прошедшем 2007/2008 учебном году Московскую духовную академию окончили 66 выпускников по стационару и 43 по заочному сектору. Московскую духовную семинарию успешно окончили 57 человек по стационару и 96 — по заочному сектору. Регентская школа дала 26 выпускников, и столько же выпускников дала иконописная школа. Сретенскую духовную семинарию окончили 12, Перервинскую — 24, Николо-Угрешскую — 5 человек. Различные факультеты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в истекшем учебном году окончили 350 выпускников.
В клир г. Москвы за минувший год приняты 2 священника из иных епархий, 3 клирика запрещены в священнослужении, 1 перешел в другую епархию, 1 лишен священного сана.
Невосполнимой утратой для нас явилась потеря шести клириков, которые отошли ко Господу. Это: протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Димитрий Акинфиев, протоиерей Сергий Лаврентьев, протоиерей Сергий Степанов, священник Андрей Грачев, диакон Михаил Борцов.
Пропоем им, возлюбленные, «вечную память».
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении и настоятельницы, дорогие братья и сестры!
Собравшись сегодня под сводами Зала церковных соборов Храма Христа Спасителя, мы готовы подвести итоги прошедшего «лета благости Божией», поделиться радостями, печалями и надеждами, обсудить предстоящие дела и события грядущего года.
Сегодня Церковь града Москвы, собираясь вместе, являет образ единства во Христе. Первое экклесиологическое свойство, признак истинности Церкви — это ее изначальное и заповеданное единство, вера в единую Церковь Христову. Это основополагающая богословская истина христианства. Но эта вера — не абстрактная, чисто умозрительная, отвлеченная доктрина. Это каждодневная церковная практика — действующая, добротворящая, проявляющаяся в делах любви и милосердия.
Единство в вере и любви христиане призваны проявлять всюду, везде и во всем, в великом и малом.
Единство в Церкви
Жизнь в современных условиях ставит перед человеком множество вопросов, требующих конкретного своевременного ответа. Все более актуальной ныне становится тема единства: единства в семье, единства в обществе, единства в Церкви. И этот вопрос отнюдь не праздный.
Господь наш Иисус Христос накануне крестных страданий молился об апостолах: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11).
Таким образом, единство среди верующих ставится Господом во главу угла евангельской проповеди, являясь земной проекцией внутреннего единства Лиц Святой Троицы.
И вся история Церкви — это путь поиска и сохранения драгоценного дара единства.
Единству церковному грозят искушения самых разных разделений, в том числе и по национальному признаку или под предлогом «борьбы за истину» в общецерковном масштабе. Будучи абсолютно чуждыми церковному сознанию, такие течения легко находят себе последователей в социальной среде, по сути, далекой от Православия. Эти явления требуют особого пастырского внимания и терпеливой работы с людьми.
Теперь пойдут конкретные разделы. Я хочу, чтобы это не воспринималось как относящееся только к духовенству города Москвы. Это относится и к духовенству и верующим Подмосковья, и, думаю, что и ко всем епархиям Русской Православной Церкви.
Единство прихода
Церковное единство в общецерковном масштабе проистекает из единства приходской жизни. Приход призван быть единой семьей, где все — единоверные, все — родные, все любимые, где нет чужих, где нет отверженных или одиноких и забытых.
Деятельность прихода должна влиять на общество, ведь наши прихожане — это люди, у которых есть семьи, работа, свой круг общения, где они могут проповедовать Слово Божие.
Приходя в храм, каждый человек должен почувствовать, что это его храм, что он здесь нужен, что его здесь примут с любовью, и он может не только подать записку или исповедаться и причаститься, но и получить ответы на вопросы своей духовной жизни.
К сожалению, на больших городских приходах этого подчас и не встретишь. Чтобы члены прихода стали настоящей христианской общиной, их следует в первую очередь научить любить друг друга. Вот где необъятное поле для приложения усилий духовенства, которое само должно показать пример доброжелательности, готовности к диалогу с прихожанами, открытости во взаимоотношениях с общиной, братской любви и уважения, соборной горячей молитвы.
Пастырь Церкви должен быть носителем глубинной христианской культуры. Высота пастырского служения требует от священнослужителя прежде всего безупречных нравственных качеств. В то же время, совершенно исключается замкнутость, ибо священник всегда обязан общаться с народом.
Люди приходят с разными вопросами, касающимися их личной, семейной или общественной жизни. И требуется умение услышать и понять человека, помочь ему укрепиться в вере.
Молодым священнослужителям хочу напомнить о необходимости хранения церковных традиций. Не все можно выучить в духовных школах, не обо всем можно прочитать. Есть нюансы в церковном богослужении, в церковном обиходе, которые можно только впитать в себя, внимательно всматриваясь, как это делают более опытные священнослужители старшего поколения. Необходимо возгревать в себе благоговейное отношение к богослужению, понимать, что в литургической деятельности священнослужителя нет мелочей. Святейший патриарх Алексий I приводил наставления своего старца, подвизавшегося в Гефсиманском скиту: «При службе мы как бы в положении человека, несущего в руках драгоценный хрустальный сосуд, наполненный до краев водой. И несем его так, чтобы не расплескать и донести в целости».
Пастырь должен смиренно и самокритично оценивать свои знания и духовную жизнь, с осторожностью и уважением относиться к человеку, пришедшему на исповедь, не злоупотреблять авторитетом священнослужителя для манипулирования людьми. Важно памятовать, что в Таинстве покаяния люди получают прощение не от кого иного, как от Самого Господа.
Священнику вовсе не обязательно при каждой исповеди давать кающемуся какие-либо советы, особенно, если их не спрашивают. Иногда бывает достаточно повторить слова Христовы: «Прощаются тебе грехи. Иди и больше не греши» (см. Лк. 7, 48; Ин. 5, 14). Необходимо внимательно, сочувственно выслушать исповедующегося, от всей души вместе с ним помолиться Богу о его исправлении и, руководствуясь церковными канонами и правилами, дать разрешение и благословение на богоугодную, чистую жизнь. Духовные наставления, советы по врачеванию душевных недугов и страстей священник может давать только согласуясь с опытом Церкви.
Младостарчеством наносится огромный, непоправимый вред Церкви. Впадающие в это искушение молодые священнослужители не обладают не только многолетним опытом тяжелой борьбы с собственными страстями, не достигли ни истинного смирения, ни глубокого покаяния, но не имеют даже и простого жизненного опыта и знания людей.
Надо также иметь в виду, что лжедуховничество нередко развивается в болезненной духовной атмосфере, порожденной нездоровыми эсхатологическими чаяниями. Здесь распространяется псевдохристианское мифотворчество, в глазах светских людей дискредитируя Церковь, подрывая доверие к подлинному духовному трезвенному деланию, а также внутрицерковному и общественному служению.
Среди части духовенства и мирян мы иногда видим стремление к различным изменениям в жизни Церкви. Священноначалие Русской Церкви в лице Священного Синода и Архиерейских Соборов не раз высказывало свою позицию по этим вопросам. Пастырям и церковнослужителям следует уделять больше внимания изучению этих Определений. Надо памятовать, что какие-либо изменения в жизни Церкви могут совершаться только соборным разумом, церковной Полнотой. В противном случае возникает возможность нарушения единства и распространения соблазна для верующих.
Единство в семье
2008 год был официально объявлен в России Годом семьи. Это является очевидным свидетельством заботы государственной власти о возрождении семейных ценностей.
Сегодня мы вынуждены говорить не только о демографической проблеме — проблеме сокращения численности населения, но и о состоянии современной семьи, где наблюдается отсутствие духовного, нравственного и морального единства.
Для того чтобы уврачевать недуг разобщенности, Церковь напоминает о необходимости не просто заключения брака, а созидания семьи, о совместной духовной жизни супругов, родителей и детей. Общая молитва, благочестивая жизнь по заповедям Христовым и участие в Таинствах должны объединять семью.
Значительное место в этом деле должно принадлежать приходу. Нам нужно серьезно задуматься над тем, что можно сделать для укрепления семей наших прихожан. Члены прихода, духовенство и миряне, должны не только быть хорошо знакомыми, но и участвовать в жизни друг друга советом, помощью, молитвой.
Добрым подспорьем в этом может стать воскресная школа, которой необходимо быть на каждом приходе, причем как для детей, так и для взрослых.
Особенно хочу подчеркнуть, что вера не может быть фактором разделения людей. Сейчас нередко встречается, что верующим является только один из супругов, родители ходят в храм, а дети нет, или же наоборот, — в таких случаях Церковь должна смягчать разногласия в семье, а не обострять их. Нужно помогать сохранять такие семьи, насколько это возможно, надеясь на помощь Божию. Неверие одного из супругов — не повод для развода. Об этом и апостол Павел нам напоминал.
К сожалению, сегодня традиционные семейные ценности подвергаются натиску пропаганды вседозволенности и распущенности. Делаются постоянные попытки оправдать низкие пороки ссылкой на необходимость реализации прав и свобод человека. Очевидно, что Православная Церковь не может мириться с описанной ситуацией.
Только на основании принципа жертвенности, самоотдачи и взаимной любви может строиться прочная семья, не подверженная искушениям распада и сохраняющая обретенное в Таинстве брака единство.
О недостатках
приходской жизни
Настоящей бедой нашего времени является грубость нравов, распространившаяся повсюду. К сожалению, проникает она и в ограду Церкви. Нередко она исходит и от самих священнослужителей.
Жизнь прихода не должна низводиться к требоисправлению и получению пожертвований. Заботой духовенства должно быть углубленное воцерковление народа, приобщение его к благочестивой молитвенной жизни в Церкви.
Огромное значение в этой связи имеет социальная деятельность. В прошлые годы при Епархиальном совете были созданы комиссии по разным направлениям общественного служения — в больницах, домах престарелых, интернатах, домах заключения. К сожалению, некоторые настоятели проявляют недовольство усердием назначенных на это служение клириков. Это ошибочная позиция. Надо поспешить ее изменить.
Вызывают огорчение недопустимые случаи, когда людям отказывают в милосердии. Например, священник в больнице не допускает инвалида, с большим трудом добравшегося в больничный храм из палаты, к причащению Святых Христовых Таин, потому что тот долгие годы прожил с супругой в законном (зарегистрированном в органах ЗАГСа), но не венчанном браке. Бывает, что клирики не хотят идти в тюрьмы и больницы, преподавать в воскресной школе. Такие священники, видимо, ошиблись в выборе жизненного призвания.
Однако справедливости ради надо сказать, что вокруг очень много положительных примеров осуществления пастырского служения, много ревностных пастырей, готовых в любое время дня и ночи помочь людям. Их труды достойны горячей сердечной благодарности.
К сожалению, до сих пор люди в ограде Церкви сталкиваются и с грубостью разного характера приходских служащих, как внутри храма, так и вне него. Они не только не несут в себе духа любви, а полны раздражения, которым отталкивают людей от Церкви. В конечном итоге ответственность за происходящее ложится на настоятеля. Ведь это он должен привлекать на работу людей, которые будут являть приходящим образ тихого, кроткого человека, готового с благорасположением и терпением выслушать от всего сердца ближних. Все, кто работает в церковной ограде, должны оказывать уважение святыне, возле которой они находятся, и людям, пришедшим в Дом Божий.
Конечно, общаться с людьми, многие из которых задают самые разные, в том числе и невежественные, вопросы, очень трудно, но наш долг — принимать с любовью всех. Это одно из важных церковных служений.
Особая проблема — паломнические поездки. Паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да еще с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться. Так не лучше ли паломничать к российским святыням?
Блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексий II в прошлом году говорил о том, что в дни престольных праздников весьма желательно участие в праздничном богослужении клириков близлежащих храмов — в этом проявляется единство Церкви и преодолевается изолированность отдельных приходов. Следует последовать этому благословению.
Очевидным проявлением церковного единства является и полноценное исполнение тех указаний, которые содержатся в циркулярных письмах, направляемых Московской Патриархией на приходы, по поводу тех или иных церковных событий. Иногда настоятели приходов бывают невнимательны к их содержанию, а подчас и ленятся участвовать в общецерковных мероприятиях. Подобная недисциплинированность мешает приходам проявлять соборность.
Слава Богу, мы живем во время абсолютной церковной свободы. Никто и ничто не препятствует развитию приходской жизни на основе традиций и Устава Церкви. В связи с этим обращаю внимание на то, что именно настоятель отвечает за все происходящее на приходе. Если в осуществлении своих задач он сталкивается с затруднениями, надо разрешать их на Приходском собрании. В случае непреодолимых осложнений будет уже вставать вопрос о должностном соответствии настоятеля.
В ряде храмов имеются проблемы с церковным пением. Оно, прежде всего, должно быть не концертным, а молитвенным. Не надо бояться доверять православному народу исполнение простых церковных песнопений.
Новое
в законодательстве
и практике его применения
Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассмотрела законопроект о безвозмездной передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, в том числе памятников истории и культуры, в собственность или безвозмездное пользование при обеспечении федерального финансирования ремонтно-реставрационных работ на данных объектах.
Законопроект, после его доработки с учетом предложений Московской Патриархии, будет внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.
В результате имущественные права Русской Православной Церкви на принадлежавшие ей до 1917 года земли с расположенными на них храмовыми и монастырскими комплексами смогут получить надежное законодательное обеспечение.
Вместе с тем, 2 июля 2008 года вступило в силу положение статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются в безвозмездное пользование или аренду только по результатам торгов на право заключения соответствующих договоров.
По инициативе Московской Патриархии 8 ноября Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон о внесении дополнения в статью 17.1 закона «О защите конкуренции». В силу новой редакции этой статьи договоры безвозмездного пользования зданиями и иным государственным либо муниципальным имуществом религиозного назначения должны заключаться с религиозными организациями без проведения торгов на право заключения таких договоров.
Без проведения торгов могут быть переданы в безвозмездное пользование религиозных организаций также здания детских приютов и воскресных школ, при условии предоставления в государственную антимонопольную службу документов, предусмотренных статьей 20 закона «О защите конкуренции».
Важно отметить, что московские приходы и монастыри осуществляют безвозмездное пользование храмами и иными зданиями религиозного назначения, относящимися к памятникам истории и культуры, на основании охранных договоров, заключенных с органами государственной власти г. Москвы.
Однако в октябре сего года многие религиозные организации получили письменные предписания Москомнаследия о необходимости переоформления действующих охранных договоров на договоры безвозмездного пользования в соответствии с новой примерной формой.
В результате состоявшихся переговоров это предписание было отменено.
В соответствии с циркулярным письмом от 21 октября сего года за № 7135 не следует переоформлять охранные договоры и заключать договоры безвозмездного пользования в отношении объектов культурного наследия.
Также, согласно с достигнутой с московскими властями договоренностью, страховая оценка и страхование зданий храмов и находящихся в них культурных ценностей производиться не будет.
Согласно статье 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», религиозные организации обязаны ежегодно до 15 апреля представлять в органы юстиции сведения о своей деятельности. Упрощенная форма представления указанных сведений установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. № 213.
Из министерства юстиции Российской Федерации в Московскую Патриархию поступила информация о том, что ряд московских приходов и монастырей, а также их подворий, не исполняют данную обязанность, несмотря на циркулярные письма, своевременно направленные благочинным и отцам настоятелям в 2006 и 2007 годах.
В настоящее время Московская Патриархия ведет переговоры об исключении религиозных организаций из числа юридических лиц, на которые распространяет свое действие статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Вместе с тем, поскольку согласованное решение по данному вопросу еще не принято, религиозные организации должны направлять в органы юстиции вышеозначенные сведения по упрощенной форме. Рекомендации по заполнению данной формы были направлены в адрес приходов и монастырей г. Москвы.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений о деятельности религиозной организации по установленной форме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц религиозной организации в установленном законом порядке.
Поэтому прошу благочинных г. Москвы озаботиться своевременной подачей приходами сведений об осуществляемой ими деятельности в орган юстиции, осуществивший государственную регистрацию соответствующей религиозной организации.
* * *
Завершая доклад, хочу напомнить, что путь к единству, то есть приобщение к подлинной духовной жизни, — это долгий и трудный процесс.
Не переоценивая степень влияния Церкви на жизнь современного российского общества, мы все же должны признать, что оно значительно. Несмотря на то, что свидетельство о Христе Церковь совершает в условиях агрессивного давления со стороны идеологии современного потребительского общества, евангельские ценности стали ориентиром жизни для миллионов наших соотечественников. Чудо встречи с Живым Богом дает силы многим из них выстоять в это непростое для нашей страны время.
Каковы бы ни были трудности и сложности на нашем пути, следует помнить, что единственная задача существования Церкви на земле — спасение людей, приведение их в единение во Христе.
Я благодарю участников Епархиального собрания за проявленное внимание и терпение. Поздравляю всех вас с грядущим праздником Рождества Христова и Новолетием и желаю встретить и провести эти дни в духовном подъеме, духовном единстве и единомыслии между собою, следуя Евангельскому учению, дабы все единодушно, едиными устами и единым сердцем славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 5–6).
Публикуется с сокращениями