выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Церковь
Архимандрит Тихон (Шарапов)
21 мая 2020 г. 09:34
версия для печати версия для печати

Архимандрит Тихон (Шарапов)- защитник канонического Православия на белорусской земле

К юбилею Жировичского монастыря хотелось бы напомнить еще об одной яркой странице в истории обители. В  первой половине 1920-х гг. Жировичский монастырь стал центром по сохранению единства православных верующих Западной Белоруссии с Русской Православной Церковью. Возглавил это движение архимандрит Тихон (Шарапов), в недавнем прошлом полковой священник.  

В 1922 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше принял «Временные правила об отношении правительства к Автономной Православной Церкви в Польше».  Разработкой документа занималось Министерство исповеданий и народного просвещения Польской Республики. Благодаря ему государство получило возможность активно вмешиваться в вопросы церковной жизни. Кроме того, «Временные правила» создали условия для разрыва канонического единства Православной Митрополии в Польше с Православной Российской Церковью и последующего провозглашения ее автокефалии.

Свое несогласие с подписанием документа заявили епископ Пинский и Полесский Пантелеимон (Рожновский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий), временный управляющий Гродненской епархией. Оба иерарха настаивали на сохранении канонического единства с Московским Патриархатом. Свой письменный протест они передали патриарху Московскому и всея России Тихону (Белавину) через иеромонаха Тихона (Шарапова), который в январе 1922 г. инкогнито совершил поездку в Москву. Именно отцу Тихону, через месяц возведенному Патриархом в сан архимандрита, предстояло возглавить противодействие православных белорусов и украинцев Второй Речи Посполитой автокефалистским тенденциям. Должности настоятеля Успенского Жировичского монастыря  (который оказался на польской территории), благочинного монастырей Гродненской епархии и исполняющего обязанности благочинного приходов Бытеньского округа Гродненской епархии существенно укрепили позиции архимандрита Тихона, позволив ему расширить свою деятельность за пределы Жировичской обители.

Архимандрит Тихон начал с распространения среди верующих листовок с решением Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), резко осуждавшим  действия церковных и светских властей по подготовке польской автокефалии (1). А в июле 1922 г. состоялся Съезд представителей духовенства и мирян Гродненской епархии, который принял постановление с аналогичным содержанием (2). В ответ Священный Синод Православной Митрополии в Польше уволит епископа Владимира (Тихоницкого) от управления епархией.  Одновременно с этим архимандрит Тихон лишился сразу двух должностей — и. о. благочинного Бытеньского округа, и благочинного монастырей Гродненской епархии (3).

В это время митрополит Варшавский Дионисий (Валединский) получил письмо патриарха Константинопольского Григория VII с предложением перехода на новый календарный стиль в церковной жизни. Собор епископов Православной Митрополии в Польше отреагировал сразу и принял решение «в согласии с великою Константинопольскою Христовою Церковью <…> ввести в церковное употребление новый стиль» (4). Очевидно, что иерархи Варшавской митрополии надеялись таким образом ускорить процесс получения от Константинополя Томоса об автокефалии.

Пытаясь избежать открытого конфликта с руководством митрополии, архимандрит Тихон поначалу старался в своих обращениях к епископу Гродненскому Алексию (Громадскому) предостеречь его о возможном неприятии календарной реформы православным населением (5). Он также обменивался письмами о календарной проблематике и с Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким), и организовал от лица православного населения Слонимского уезда составление письменного протеста к митрополиту Варшавскому и всея Польши Дионисию. Однако в июле 1924 г. за противодействие проведению календарной реформы был запрещен правящим архиереем в служении и освобожден от должности настоятеля Жировичского монастыря.

Не признав законности данных распоряжений, архимандрит Тихон указывал на принятие должности  настоятеля Жировичской обители от патриарха Московского и всея России Тихона и сохранение ему канонической верности. Вскоре он направился на Волынь, где, где в Дерманском монастыре и Здолбуновской Богородичной церкви призывал верующих к сопротивлению календарной реформе. Вернувшись в Жировичи в августе 1924 г., архимандрит Тихон обратился к верующему народу с заявлением о незаконности своего отстранения от должности настоятеля, непризнании епископа Алексия (Громадского) управляющим Гродненской епархией и неканоничности календарной реформы. При этом он призвал народ сохранять каноническое единство с Русской Православной Церковью. Архимандрита Тихона поддержал православный сенатор В. В. Богданович, который организовал сбор многочисленных подписей под обращением, отрицавшим законность календарной реформы и смены руководства обители. В течение нескольких дней церковный протест распространился за пределы Жирович, охватив Слонимский, Волковысский и Барановичский уезды.  

Несмотря на запрет совершать богослужения, отец Тихон продолжал служить в кладбищенском Георгиевском храме (возле Жировичского монастыря). Характерно, что авторитет его был настолько высок, что практически вся паства обители приходила на богослужение именно к нему, а не в монастырь. Хотя в монастыре тоже шли службы и был назначен новый наместник.

Усилия архимандрита Тихона увенчались частичным успехом. 16 августа 1924 г. Собор Епископов Православной Митрополии в Польше благословил сохранение юлианского календаря по усмотрению местных приходских общин (6). Но остаться в Жировичах отстраненному настоятелю не позволили. 15 октября 1924 г. представители гражданской власти вывезли его в Варшаву, откуда через два дня депортировали в Германию (7). На протяжении двух месяцев после высылки он жил при бывшей посольской Владимирской церкви в Берлине, а затем получил возможность переехать в СССР.

Вскоре после прибытия в Советскую Россию, архимандрит Тихон (Шарапов) был рукоположен во епископа Гомельского с наделением правами попечения о православных христианах Польши, сохраняющих верность Патриарху Московскому.  В мае 1925 г. произошел его арест по обвинению в «активной контрреволюционной пропагандистской деятельности». После осуждения владыка отбывал срок в Казахстане, на Соловках, в Архангельской области. В августе 1937 г. вновь арестован по обвинению в руководстве «антисоветской монархической террористическо-повстанческой организации церковников» и расстрелян 10 ноября 1937 г. , реабилитирован в 1990 г. .

От редакции
Как нам сообщили в Митрополичьем округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, преосвященного Тихона в Казахстане помнят и почитают. На полигоне Жаналык, где расстреляно более 4 тыс. человек, покоится и владыка, там регулярно совершаются панихиды и молебны, туда приезжают паломники. Однако вопрос о возможном прославлении владыки пока остается открытым, так как с его следственного дела в архиве еще не снят гриф «секретно».

Справка
Архимандрит Тихон (Константин Иванович Шарапов) родился 7 апреля 1886 г. в городе Тула. В шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Бёлевскую Введенскую Макариевскую пустынь Тверской епархии. Через 2 года принял иноческий постриг. В 1911 г. зачислен в состав братии Успенской Почаевской лавры, пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона. С 1912 г. пресвитер. Был главным редактором журнала «Русский инок». В августе 1914 г. участвовал в Галиции в работе по воссоединения местных униатов с Православной Российской Церковью. С апреля 1915 г. иеромонах Тихон полковой священник 177-го Изборского пехотного полка, в котором организовал полковое православное братство Христа Спасителя. За усердное служение в 1916 г. был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из Первой мировой войны иеромонах Тихон служил в подворье Почаевской Лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что снова был отмечен Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, издавал миссионерско-апологетическийо журнал «Православие». В том же году на протяжении нескольких месяцев за свою деятельность он содержался под арестом в греко-католическом базилианском монастыре в местечке Бучача Тернопольского округа(8).

Примечания:

1)Листовка Карловацкого Синода о положении Православной Церкви в Польше в редакции архимандрита Тихона (Шарапова). Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 2-х л.

2)Свитич Л. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии. 1917–1950 гг. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 116–117.

3)АУЖМ. Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1 об.

4)Деяние Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 12 апреля 1924 года, в столичном городе Варшаве // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 12–15. С. 3.

5)Письмо архимандрита Тихона (Шарапова) епископу Гродненскому и Новогрудскому Алексию (Громадскому). 29 июня / 12 июля 1924 г. Личный архив протоиерея Геннадия Логина. На 1 л.

6)Акт Собора Епископов Православной Митрополии в Польше, от 16 августа 1924 года, в Почаево-Успенской Лавре // Вестник Православной Митрополии в Польше. 1924. № 36. С. 2–3.

7)Там же. Л. 27, 28, 33.

8)Архив Успенского Жировичского монастыря (АУЖМ). Дело «Список монашествующей братии Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря с краткими сведениями об их службе к 1 января 1923 г.». Л. 1–1 об.; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 75; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 297, 299.

21 мая 2020 г. 09:34
Ключевые слова: Беларусь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи