iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00
Церковь
11 ноября 2003 г.
версия для печати версия для печати

Из слова Святейшего Патриарха Алексия перед отпеванием митрополита Питирима

Мы провожаем сегодня в путь всея земли одного из старейших архипастырей нашей Святой Церкви — Преосвященного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Мы молимся о том, чтобы Господь простил его согрешения, вольные и невольные, и упокоил бы его там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

Вся жизнь покойного архипастыря была посвящена служению Церкви Христовой. Почти 60 лет тому назад он начал иподиаконское служение у приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия I.

Он окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, был оставлен профессорским стипендиатом, а затем стал преподавателем, доцентом и профессором Московской духовной академии и семинарии, возглавлял кафедру Священного Писания Нового Завета. За годы его педагогической деятельности многие нынешние архипастыри и пастыри учились у него и помнят как своего наставника, как преподавателя, возвещавшего Евангельские истины, преподавая Священную историю Нового Завета.

Более 30 лет покойный архипастырь возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии и был главным редактором «Журнала Московской Патриархии». Для Церкви это было трудное время, когда не только каждая статья, но и каждое выражение, которое публиковалось в журнале, проходили жесткую цензуру чиновников Совета по делам религий.

В этом году исполнилось 40 лет епископского служения покойного владыки Питирима. Все эти годы он носил титул епископа и архиепископа Волоколамского, а в последние 15 лет — митрополита Волоколамского и Юрьевского.

Покойный архипастырь принимал участие в многочисленных межхристианских и межрелигиозных встречах и всегда с достоинством и честью представлял на них нашу Святую Православную Церковь. Но, исполняя различные административные послушания, он никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием.

Особым для покойного митрополита Питирима был нынешний год, когда в Великую субботу он стал свидетелем ежегодного чуда сошествия Благодатного огня на Гробе Господнем. С Благодатным огнем он прибыл в Москву, и этот огонь, доставленный нам владыкой, был отправлен дальше, в обители и храмы Москвы и других городов. Не имея возможности совершать богослужение в Пасхальную ночь по болезни, я просил митрополита Питирима возглавить богослужение в Храме Христа Спасителя. Радость о Воскресшем Господе Спасителе через его уста передавалась всем тем, кто был в Храме или смотрел телевизионную трансляцию богослужения, приобщаясь к радости Светлого Христова Воскресения.

В этом году митрополита Питирима посетила тяжелая болезнь. После Пасхи он перенес хирургическую операцию, но, несмотря на это, владыка стал участником торжеств, которые проходили в Сарове и Дивеево в связи со 100-летием прославления преподобного Серафима Саровского. Тогда владыку Питирима спросили: «Как же вы после тяжелой операции участвуете в торжествах?» И он ответил: «Разве могу я не быть на этом общеправославном торжестве?»

После возвращения из Сарова и Дивеево болезнь его вновь обострилась, и в течение многих недель архипастырь находился в госпитале. 12 октября я посещал владыку Питирима в госпитале.  Мы беседовали с ним, и он выражал надежду, что ему удастся присутствовать в храме за Божественной литургией и причаститься Святых Христовых Таин, хотя и в больничных условиях он часто причащался. Он сказал тогда: «Я живу от праздника к празднику. Но на Святителей Московских вряд ли уже смогу осуществить свою мечту».

Затем наступило празднование Казанской иконы Божией Матери, и в день этого праздника Господь призвал владыку к Себе. Сегодня мы провожаем его в путь всея земли. Я выражаю соболезнования архипастырям, которые потеряли собрата и сослужителя. Я соболезную всем тем, кому покойный архипастырь был близок и дорог.

Мы верим, что за свое преданное и верное служение Церкви Христовой, за свое послушание священноначалию (ибо покойный владыка безотказно выполнял любое церковное послушание, совершал любую поездку, представляя нашу Церковь на торжествах многих Поместных Православных Церквей) он услышит милостивое призывание Отца Небесного: «Рабе благий и верный , в малом ты был верен, войди в радость Господа своего» (Мф. 25, 21).

11 ноября 2003 г.
Ключевые слова: Питирим (Нечаев)
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00