![]()
Верный cвидетель (Притч. 14, 25) В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Имейте добрую память Восьмого сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором ее Предстоятелем был избран Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский). Со дня этого события прошло 80 лет, время совсем краткое с точки зрения вечности и в то же время исключительно судьбоносное и насыщенное событиями в религиозной жизни православного народа нашего Отечества. PDF-версия.
21 октября 2023 г. 13:00
Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта Ровно 55 лет назад, 25 июля 1968 года, делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) приняла участие в торжествах Коптской Церкви в честь 1900-летия мученической кончины апостола и евангелиста Марка и освящения кафедрального собора святого Марка в Каире. Святейший Патриарх Алексий I в послании Патриарху Коптскому Кириллу VI тогда отметил: «Мы уповаем на упрочение взаимосвязей между нашими Церквами в будущем». Слова Святейшего оказались пророческими: с того времени отношения Русской и Коптской Церквей успешно развиваются. PDF-версия.
24 июля 2023 г. 16:00
Митрополит Абрахам МАР СТЕФАНОС: «Мы во многом единодушны» Делегация Маланкарской Церкви, принявшая участие в заседании Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью, посетила Россию 24-27 апреля 2023 года. По итогам заседания был принят Меморандум, касающийся дальнейшего развития основных направлений двустороннего сотрудничества. О том, как проходит диалог двух Церквей, какие стратегические задачи удается решать, как живут христиане в Индии и почему русская святая XX века блаженная Матрона Московская нашла отклик в индийской душе, митрополит Абрахам Мар Стефанос, глава епархии Великобритании, Европы и Африки Маланкарской Церкви, рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
23 июня 2023 г. 15:00
Понять русскую душу через молитву В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.
18 мая 2023 г. 14:00
Вышел в свет №10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Недавно у Церкви появился еще один живой пример для подражания — решением Священного Синода от 25 августа 2022 года в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя священноисповедника Михаила Союзова. Он был настоятелем Князь-Владимирского собора в Петрограде, осужден по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года.
11 октября 2022 г. 13:30
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря, основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
7 ноября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|
![]() Предмет дискуссии - православный монастырьЗавершается обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих Близится заседание президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Среди прочих документов на нем будет рассмотрен проект Положения о монастырях и монашествующих. В настоящий момент с конструктивными замечаниями и предложениями по проекту выступили епархиальные Преосвященные, игумены крупных обителей, известные священники и монахи. Наиболее оживленную реакцию вызвали пункты о взаимоотношениях монастырей и правящих архиереев и статусе игумена обители. Проект Положения о монастырях и монашествующих был представлен вниманию церковной общественности в конце мая и, хотя большинство людей традиционно использует летние месяцы для отдыха, собрал немало отзывов. Конечно, как и при обсуждении более ранних документов, многие реплики интернет-пользователей, размещенные на сайтах официальных публикаторов текстов МСП (официальный сайт Межсоборного присутствия, Богослов.ру), не отличались глубиной мысли и скорее "забалтывали" тему. Однако ряд комментариев, оставленных епархиальными архиереями, известными священнослужителями и монашествующими представляют собой квалифицированные мнения и заслуживают самого серьезного внимания. В целом текст проекта Положения не вызывает острой критики. В то же время он, по мнению авторов отзывов, актуализирует ряд насущных вопросов, связанных с устроением монашеской жизни. Многими комментаторами из монашествующих, священнослужителей, профессоров духовных учебных заведений были высказаны пожелания о соборном обсуждении этих вопросов с благословения священноначалия в рамках церковно-научных конференций и съездов с участием Архиереев, игуменов и игумений, духовников, монашествующих, а также специалистов по церковной истории и каноническому праву. Такое обсуждение, по мнению комментаторов, могло бы помочь духовному возрождению современных монастырей, возвращению их к святоотеческому монашескому Преданию, преодолению разрушительных последствий атеизма. Сразу же после опубликования проекта среди интернет-пользователей стала набирать популярность мысль о необходимости предоставить монастырям допустимую по церковным канонам независимость от правящих архиереев во всем, что касается внутренней жизни обители. Далее в развитие темы автономии монастырей возник вопрос о необходимости возродить распространенную сегодня в Греции и, хотя и не повсеместно, имевшую место в России вплоть до большевистского переворота практику выборности игумена обители. Сторонники представленной позиции (назовем ее условно "демократической") уподобляют монастырь духовной семье, в которой отношения между игуменом и иноками основываются на принципах любви, доверия и послушания. Это, по их мнению, создает особую спасительную атмосферу, которая в случае вмешательства извне неминуемо нарушается, что в свою очередь негативно сказывается на духовной жизни насельников монастыря. В защиту данной позиции в комментариях монашествующих приведено множество святоотеческих цитат, а также примеров из житий святых и церковной истории. Оппоненты "демократической" позиции, напротив, указывают на пагубность полной монастырской автономии от правящего архиерея. "Такое суждение может исходить от людей неверующих и врагов Церкви", — прямо говорится в одном из комментариев. В сжатой, предельно конкретной форме аргументы сторонников существования епископского контроля за жизнью монастырей изложены в отзыве митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона: "Независимость монастырей от правящих архиереев приведет в определенной степени к нестроениям и может породить самоуправство настоятелей (игуменов и игумений), самочиние, бесконтрольное злоупотребление финансами монастыря и позволит превращать монастырь в доходную часть своих родственников, близких, друзей и различного рода приближенных личностей, что бывает и в настоящее время и вызывает крупные разбирательства. А неумение иных руководителей в монастырях хозяйствовать экономически разрушит монастырскую жизнь, а следовательно, и духовную составляющую монастыря. Независимость монастырей от правящих архиереев будет тормозить развитие монастыря и монастырской жизни в плане строительства, реставрации, решения вопросов с властными государственными структурами, особенно это будет сказываться на вновь образованных монастырях, которым необходима епархиальная помощь, финансовая и материальная, на первых стадиях строительства и организации монастырского быта и существования. Монастырская независимость от правящих архиереев породит недоуменные вопросы государственной власти и структур, которые традиционно видят в архиерее руководителя всей религиозной жизни в краях и областях". Также в завершение отзыва митрополит Пантелеимон задает закономерный вопрос: "Если монастырь независим от правящего архиерея, он не является частью епархии. Кто и как в этом случае будет поставлять священнослужителей"? Наиболее фундаментальное изучение вопроса об автономии монастырей предпринял доцент Московской духовной академии протоиерей Валентин Асмус в статье "О взаимоотношениях епископа и монастыря, или О какой независимости просят монашествующие". Отталкиваясь от святоотеческого понимания монастыря как духовной семьи, отец Валентин исследует вопрос о епископских полномочиях с позиций церковного историка и канониста, опираясь на конкретные документы и соборные постановления. Автор наглядно и убедительно демонстрирует, что церковная действительность не знает абсолютной независимости монастырей от архиерея, но в то же время указывает на границы этой власти, которая не должна перерастать в произвол. Рассмотренные отцом Валентином правила следующим образом определяют прерогативу епископа в отношении монастырей: * епископ учреждает монастырь, но не создает его искусственно, административным путем без наличия крепкой монашеской семьи. Также епископ благословляет закладку храмов и освящает их, преподает антиминс для совершения на нем Божественной литургии, рукополагает священнослужителей обители; * насельники обители покоряются епископу как своему отцу, как образу Христову, в духе евангельской любви, епископ же по-отечески заботится о них, не вмешиваясь без нужды во внутреннюю жизнь монастыря; * епископ наблюдает, не уклоняются ли монахи от духовного делания к житейским попечениям, и по возможности оберегает их от подобных уклонений; * епископ вправе знать финансовое состояние монастыря, но при этом он не может распоряжаться монастырским имуществом на правах собственности; * епископ имеет право общего наблюдения за благочинием в монастыре; * епископ может наблюдать за процессом избрания братией игумена, утверждает результат выборов и возводит избранного кандидата в должность или также в священный сан; * монашествующие испрашивают у епископа благословения на совершение пострига. "Как видно из святых правил Церкви, они не предполагают независимости монастыря от епископа, но и не предполагают полного, тотального контроля правящего архиерея над вверенной ему монашествующей паствой, — пишет отец Валентин". — Епископ выполняет роль наблюдателя за тем, чтобы в обители сохранялись священные традиции и церковные каноны, ибо он "неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии, неусыпный глаз, наблюдающий за путями каждого из руководимых им, образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски, всегда сияющий светильник, видимый подвизающимися во мраке неведения и греха, слово учения, поящее жаждущих спасительным питьем" (Прп. Феодор Студит. Послание 11. К Анастасию, епископу Кносийскому). Что касается выборности игумена, то, не отрицая саму возможность подобной практики, ее оппоненты с учетом современных российских реалий считают таковую преждевременной. Сравнивая состояние нашей церковной жизни с тем, что происходит в Греческой Церкви, они указывают на тысячелетнюю преемственность монашеской жизни в Греции и, напротив, практически полное отсутствие монастырской традиции в России. "Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление", — говорится, в частности, в отзыве митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа. Своего рода компромиссный вариант предлагает уже упоминавшийся выше протоиерей Валентин Асмус. Поскольку практика избрания соответствует древней святоотеческой традиции и вплоть до XIX столетия была распространена в Русской Православной Церкви, отец Валентин предлагает возродить выборы игумена, но поставить их под определенный контроль со стороны уполномоченных церковных структур. "Можно было бы предложить, — пишет отец Валентин, — чтобы Положение о монастырях и монашествующих положительно оценило принятую прежде в Русской Церкви практику избрания игумена и закрепило бы ее с тем, однако, условием, чтобы перед выборами в монастырь приезжала комиссия по делам монастырей, оценивала духовную атмосферу обители и разрешала вопрос о выборах в ту или иную сторону. В духовно же необустроенные монастыри возможно непосредственное назначение настоятеля из числа духовно опытных монахов другого монастыря". Эти же три основных вопроса дискуссии: а) источники монашеского права; б) отношения монастырей с епархиальной властью; в) принцип избрания игумена братством – подробно рассмотрены на основании церковного канонического права в статье монаха Диодора (Ларионова), насельника Богородице-Сергиевой пустыни Марийской епархии. Вопросы о границах власти епископа и возможности избрания игумена стали наиболее обсуждаемыми как в рамках интернет-дискуссии, так и в отзывах, присланных из епархий. Выше были представлены наиболее внятные и конструктивные мнения по этим темам. Ряд других положений, привлекших внимание отдельных комментаторов, но не ставших предметом широкого обсуждения, остался за рамками нашей статьи. Их анализ — задача более обширного исследования. Для полноты картины можно лишь упомянуть, что недовольство и вполне обоснованную критику со стороны участников диалога вызывает расхождение повседневной жизни многих современных монастырей с уставным укладом монашеской жизни, сохранившимся, к примеру, на Афоне, а также поведение ряда иноков, далекое от традиционных монашеских идеалов. Более подробно об этом можно прочитать в "Записке о монастырях и монашестве" архимандрита Симеона (Гагатика). В завершение хочется отметить рост качественного уровня проходящей дискуссии. На этот раз обсуждение текста рассматриваемого проекта за редким исключением проходило в обстановке конструктивного виртуального диалога, свободного от излишней эмоциональности. Примечательно также, что при всем разнообразии представленных позиций участники полемики высказывали свои мнения, основываясь не на личных обидах или амбициях, но на данных источников, принципах христианской любви и соображениях церковной пользы.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|