выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Церковь
архимандрит Виленский Леонтий (Карпович)
20 мая 2011 г. 14:02
версия для печати версия для печати

"Непоколебимый защитник Православия". К прославлению архим. Виленского Леонтия (Карповича)

15 мая в Свято-Петропавловском соборе Минска было совершено прославление преподобного Леонтия (1580-1620), архимандрита Виленского, исповедника, в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. Божественную литургию и чин канонизации возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

По малом входе митрополит Филарет огласил определение Святого Синода Белорусской Церкви от 4 апреля 2011 года о причислении архимандрита Леонтия (Карповича) к лику местночтимых святых в чине преподобных. «Взирая на подвиг святых угодников Божиих, которых мы почитаем и прославляем, и ныне прославленного Виленского исповедника, будем оставаться верными Церкви Христовой, не ослабляя сил в проведении жизни своей в смирении, стяжании любви друг ко другу», - сказал по окончании богослужения митрополит Филарет.

Будущий архимандрит Леонтий (в миру Лонгин Федорович Карпович) родился в Пинске около 1580 года в семье священника, происходил из шляхетского рода. Он был энергичным защитником Православия в период введения унии, возглавлял типографию Виленского православного братства.

В 1610 году типография напечатала книгу Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В материалах Святого Синода отмечается, что книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму.

«Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых были заметны даже после его праведной кончины», - говорится в материалах к прославлению подвижника.

Стойкость исповедника сломить не удалось, и его выпустили из тюрьмы. Монашеский постриг Лонгин Карпович принял с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре стал во главе Виленского Свято-Духова монастыря. В обители архимандрит Леонтий учредил общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывал молодежь в духе верности Православию. Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник, по красноречию его считали подобным Златоусту.

В 1620 году Великое княжество Литовское посетил Иерусалимский патриарх Феофан. Архимандрит Леонтий (Карпович) был в числе избранных на епископское служение и наречен епископом Брестским и Владимирским.

Из-за тяжелой болезни Виленский архимандрит, однако, не смог отправиться в Киев для хиротонии. Он уже предчувствовал свою близкую кончину и по настоянию братства послал к патриарху своего постриженика инока Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий вернулся в Вильну в сане архимандрита через несколько месяцев, однако уже не застал в живых своего учителя. В материалах Святого Синода говорится, что архимандрит Леонтий преставился ко Господу 24 сентября 1620 года и его тело оставалось непогребенным шесть недель.

Архиепископ Мелетий совершал отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха».

Жизненный путь архимадрита Леонтия (Карповича) Святым Синодом Белорусской Православной Церкви 29 ноября 2005 года было поручено детально и предметно исследовать клирику Свято-Духова кафедрального собора протоиерею Сергию Гордуну. Накануне прославления на сайте Sоbor.by были опубликованы тропарь, кондак и молитва преподобному Леонтию.

20 мая 2011 г. 14:02
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00