iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Церковь
архимандрит Виленский Леонтий (Карпович)
20 мая 2011 г. 14:02
версия для печати версия для печати

"Непоколебимый защитник Православия". К прославлению архим. Виленского Леонтия (Карповича)

15 мая в Свято-Петропавловском соборе Минска было совершено прославление преподобного Леонтия (1580-1620), архимандрита Виленского, исповедника, в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. Божественную литургию и чин канонизации возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

По малом входе митрополит Филарет огласил определение Святого Синода Белорусской Церкви от 4 апреля 2011 года о причислении архимандрита Леонтия (Карповича) к лику местночтимых святых в чине преподобных. «Взирая на подвиг святых угодников Божиих, которых мы почитаем и прославляем, и ныне прославленного Виленского исповедника, будем оставаться верными Церкви Христовой, не ослабляя сил в проведении жизни своей в смирении, стяжании любви друг ко другу», - сказал по окончании богослужения митрополит Филарет.

Будущий архимандрит Леонтий (в миру Лонгин Федорович Карпович) родился в Пинске около 1580 года в семье священника, происходил из шляхетского рода. Он был энергичным защитником Православия в период введения унии, возглавлял типографию Виленского православного братства.

В 1610 году типография напечатала книгу Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В материалах Святого Синода отмечается, что книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и без суда и следствия бросили в тюрьму.

«Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых были заметны даже после его праведной кончины», - говорится в материалах к прославлению подвижника.

Стойкость исповедника сломить не удалось, и его выпустили из тюрьмы. Монашеский постриг Лонгин Карпович принял с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре стал во главе Виленского Свято-Духова монастыря. В обители архимандрит Леонтий учредил общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Являясь также ректором братской школы, он воспитывал молодежь в духе верности Православию. Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник, по красноречию его считали подобным Златоусту.

В 1620 году Великое княжество Литовское посетил Иерусалимский патриарх Феофан. Архимандрит Леонтий (Карпович) был в числе избранных на епископское служение и наречен епископом Брестским и Владимирским.

Из-за тяжелой болезни Виленский архимандрит, однако, не смог отправиться в Киев для хиротонии. Он уже предчувствовал свою близкую кончину и по настоянию братства послал к патриарху своего постриженика инока Мелетия Смотрицкого. Смотрицкий вернулся в Вильну в сане архимандрита через несколько месяцев, однако уже не застал в живых своего учителя. В материалах Святого Синода говорится, что архимандрит Леонтий преставился ко Господу 24 сентября 1620 года и его тело оставалось непогребенным шесть недель.

Архиепископ Мелетий совершал отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха».

Жизненный путь архимадрита Леонтия (Карповича) Святым Синодом Белорусской Православной Церкви 29 ноября 2005 года было поручено детально и предметно исследовать клирику Свято-Духова кафедрального собора протоиерею Сергию Гордуну. Накануне прославления на сайте Sоbor.by были опубликованы тропарь, кондак и молитва преподобному Леонтию.

20 мая 2011 г. 14:02
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00