iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Новая специальность - храмостроитель

Должен ли архитектор, проектирующий культовые здания, обладать специальными знаниями в области храмостроительства? Ответить на этот вопрос попытались организаторы проходившей в начале февраля в Москве выставки «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя».

По статистике, в России на один православный храм приходится 11 600 человек. О необходимости расширения культового строительства сегодня говорят как иерархи Русской Православной Церкви, так и представители федеральной и местной властей. Один из самых распространенных вопросов, которые возникают в этой связи, относится к подготовке священнослужителей для новых храмов. Но прежде необходимо найти ответ на другой вопрос - где взять квалифицированных архитекторов, способных выполнить проект храма в соответствии с традицией и учетом современных изменившихся реалий.

Бум культового строительства, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, наглядно показал, что далеко не каждый архитектор способен спроектировать храм так, чтобы его творение действительно отвечало канонической эстетике Дома Божьего. Именно в это время наряду с замечательными образцами церковного зодчества появились культовые здания, резко диссонирующие с традициями храмовой архитектуры. Сложившаяся ситуация стала причиной появления в академических архитектурных кругах идеи создать в рамках существующей образовательной программы подготовки архитекторов новую специальность «архитектор-храмостроитель».

Работа по формированию нового образовательного стандарта началась на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству. На сегодняшний день коллективом ГУЗа написаны учебники, лекционные курсы, сформированы методические материалы. На повестке дня - утверждение нового стандарта на высоком официальном уровне. Однако еще до утверждения нового стандарта работа в русле новой специальности проходит не только в теории, но и на практике. К примеру, в ГУЗе уже существуют специальные курсы по храмовой архитектуре, а проектирование культовых сооружений становится темой курсовых и дипломных работ студентов.

Своего рода презентация усилий университетской корпорации по популяризации специальности «архитектор-храмостроитель» прошла в Центральном Доме Архитектора в рамках завершившейся накануне выставки студенческих работ «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя». Концепция выставки была основана на методике преподавания курсов по храмовой архитектуре в ГУЗе. Организаторы экспозиции выстроили ее структуру по этапам образования архитектора-храмостроителя – от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до самостоятельно работающего дипломника – и тем самым предоставили посетителям возможность охватить все логические разделы эволюции церковного зодчего.

Как уже было сказано, первый этап становления храмового архитектора предполагает знакомство с красотой архитектурных форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отражения образа. На втором этапе студенты изучают мировой архитектурный опыт и готовят по результатам курса итоговые работы: альбомы, зарисовки, аналитические материалы в форме проектной графики, объемные и рельефные макеты. Третий этап включает в себя практическое осмысление мирового опыта, когда студенты под руководством педагогов работают над проблемами истории и теории архитектуры и помогают старшим коллегам в их научных изысканиях. На четвертом этапе студенты под научным водительством преподавателей занимаются курсовым проектированием и участвуют в различных творческих конкурсах. На выставке были представлены результаты двух конкурсов – на здание (православный храм или часовня в г. Борисоглебск) и на архитектурную деталь (храмовый светильник). Наконец, на пятом этапе студенты готовят дипломную работу по конкретному храмовому проекту, реализуя в ней все полученные знания.

Выставка продемонстрировала, что сегодня существуют все предпосылки для открытия новой архитектурной специальности. Насколько она будет востребована среди нового поколения архитекторов? По оценкам экспертов, она вряд ли станет массовой. «Скорее всего, это будут избранные люди, скорее всего, верующие, которые будут отдавать себе отчет в том, чем им предстоит заниматься», - отмечает заместитель председателя Совета УМО высших учебных заведений по образованию в области архитектуры Николай Метленков. Разработчики нового стандарта надеются, что в обсуждении принципиальных деталей стандарта примут участие представители Русской Православной Церкви.

Храмовое зодчество во все времена являлось образующей гранью архитектуры. Именно оно во многом создает историко-культурный облик эпохи. Создаваемые храмы не должны быть мертвыми клонами зданий предшествующих столетий. Не могут они строиться и в противоречии с тысячелетними канонами. Перед современным храмоздателем стоит сложная проблема - в условиях векового разрыва с традицией найти тот срединный путь, который выведет современное храмовое искусство на новый, органичный уровень развития. Воспитание храмостроителя-профессионала, свободно творящего в рамках существующей традиции, - задача нового образовательного стандарта.

Фоторепортаж Алексея Реутского

14 февраля 2011 г.
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.