iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Новая специальность - храмостроитель

Должен ли архитектор, проектирующий культовые здания, обладать специальными знаниями в области храмостроительства? Ответить на этот вопрос попытались организаторы проходившей в начале февраля в Москве выставки «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя».

По статистике, в России на один православный храм приходится 11 600 человек. О необходимости расширения культового строительства сегодня говорят как иерархи Русской Православной Церкви, так и представители федеральной и местной властей. Один из самых распространенных вопросов, которые возникают в этой связи, относится к подготовке священнослужителей для новых храмов. Но прежде необходимо найти ответ на другой вопрос - где взять квалифицированных архитекторов, способных выполнить проект храма в соответствии с традицией и учетом современных изменившихся реалий.

Бум культового строительства, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, наглядно показал, что далеко не каждый архитектор способен спроектировать храм так, чтобы его творение действительно отвечало канонической эстетике Дома Божьего. Именно в это время наряду с замечательными образцами церковного зодчества появились культовые здания, резко диссонирующие с традициями храмовой архитектуры. Сложившаяся ситуация стала причиной появления в академических архитектурных кругах идеи создать в рамках существующей образовательной программы подготовки архитекторов новую специальность «архитектор-храмостроитель».

Работа по формированию нового образовательного стандарта началась на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству. На сегодняшний день коллективом ГУЗа написаны учебники, лекционные курсы, сформированы методические материалы. На повестке дня - утверждение нового стандарта на высоком официальном уровне. Однако еще до утверждения нового стандарта работа в русле новой специальности проходит не только в теории, но и на практике. К примеру, в ГУЗе уже существуют специальные курсы по храмовой архитектуре, а проектирование культовых сооружений становится темой курсовых и дипломных работ студентов.

Своего рода презентация усилий университетской корпорации по популяризации специальности «архитектор-храмостроитель» прошла в Центральном Доме Архитектора в рамках завершившейся накануне выставки студенческих работ «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя». Концепция выставки была основана на методике преподавания курсов по храмовой архитектуре в ГУЗе. Организаторы экспозиции выстроили ее структуру по этапам образования архитектора-храмостроителя – от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до самостоятельно работающего дипломника – и тем самым предоставили посетителям возможность охватить все логические разделы эволюции церковного зодчего.

Как уже было сказано, первый этап становления храмового архитектора предполагает знакомство с красотой архитектурных форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отражения образа. На втором этапе студенты изучают мировой архитектурный опыт и готовят по результатам курса итоговые работы: альбомы, зарисовки, аналитические материалы в форме проектной графики, объемные и рельефные макеты. Третий этап включает в себя практическое осмысление мирового опыта, когда студенты под руководством педагогов работают над проблемами истории и теории архитектуры и помогают старшим коллегам в их научных изысканиях. На четвертом этапе студенты под научным водительством преподавателей занимаются курсовым проектированием и участвуют в различных творческих конкурсах. На выставке были представлены результаты двух конкурсов – на здание (православный храм или часовня в г. Борисоглебск) и на архитектурную деталь (храмовый светильник). Наконец, на пятом этапе студенты готовят дипломную работу по конкретному храмовому проекту, реализуя в ней все полученные знания.

Выставка продемонстрировала, что сегодня существуют все предпосылки для открытия новой архитектурной специальности. Насколько она будет востребована среди нового поколения архитекторов? По оценкам экспертов, она вряд ли станет массовой. «Скорее всего, это будут избранные люди, скорее всего, верующие, которые будут отдавать себе отчет в том, чем им предстоит заниматься», - отмечает заместитель председателя Совета УМО высших учебных заведений по образованию в области архитектуры Николай Метленков. Разработчики нового стандарта надеются, что в обсуждении принципиальных деталей стандарта примут участие представители Русской Православной Церкви.

Храмовое зодчество во все времена являлось образующей гранью архитектуры. Именно оно во многом создает историко-культурный облик эпохи. Создаваемые храмы не должны быть мертвыми клонами зданий предшествующих столетий. Не могут они строиться и в противоречии с тысячелетними канонами. Перед современным храмоздателем стоит сложная проблема - в условиях векового разрыва с традицией найти тот срединный путь, который выведет современное храмовое искусство на новый, органичный уровень развития. Воспитание храмостроителя-профессионала, свободно творящего в рамках существующей традиции, - задача нового образовательного стандарта.

Фоторепортаж Алексея Реутского

14 февраля 2011 г.
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00