iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Новая специальность - храмостроитель

Должен ли архитектор, проектирующий культовые здания, обладать специальными знаниями в области храмостроительства? Ответить на этот вопрос попытались организаторы проходившей в начале февраля в Москве выставки «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя».

По статистике, в России на один православный храм приходится 11 600 человек. О необходимости расширения культового строительства сегодня говорят как иерархи Русской Православной Церкви, так и представители федеральной и местной властей. Один из самых распространенных вопросов, которые возникают в этой связи, относится к подготовке священнослужителей для новых храмов. Но прежде необходимо найти ответ на другой вопрос - где взять квалифицированных архитекторов, способных выполнить проект храма в соответствии с традицией и учетом современных изменившихся реалий.

Бум культового строительства, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, наглядно показал, что далеко не каждый архитектор способен спроектировать храм так, чтобы его творение действительно отвечало канонической эстетике Дома Божьего. Именно в это время наряду с замечательными образцами церковного зодчества появились культовые здания, резко диссонирующие с традициями храмовой архитектуры. Сложившаяся ситуация стала причиной появления в академических архитектурных кругах идеи создать в рамках существующей образовательной программы подготовки архитекторов новую специальность «архитектор-храмостроитель».

Работа по формированию нового образовательного стандарта началась на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству. На сегодняшний день коллективом ГУЗа написаны учебники, лекционные курсы, сформированы методические материалы. На повестке дня - утверждение нового стандарта на высоком официальном уровне. Однако еще до утверждения нового стандарта работа в русле новой специальности проходит не только в теории, но и на практике. К примеру, в ГУЗе уже существуют специальные курсы по храмовой архитектуре, а проектирование культовых сооружений становится темой курсовых и дипломных работ студентов.

Своего рода презентация усилий университетской корпорации по популяризации специальности «архитектор-храмостроитель» прошла в Центральном Доме Архитектора в рамках завершившейся накануне выставки студенческих работ «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя». Концепция выставки была основана на методике преподавания курсов по храмовой архитектуре в ГУЗе. Организаторы экспозиции выстроили ее структуру по этапам образования архитектора-храмостроителя – от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до самостоятельно работающего дипломника – и тем самым предоставили посетителям возможность охватить все логические разделы эволюции церковного зодчего.

Как уже было сказано, первый этап становления храмового архитектора предполагает знакомство с красотой архитектурных форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отражения образа. На втором этапе студенты изучают мировой архитектурный опыт и готовят по результатам курса итоговые работы: альбомы, зарисовки, аналитические материалы в форме проектной графики, объемные и рельефные макеты. Третий этап включает в себя практическое осмысление мирового опыта, когда студенты под руководством педагогов работают над проблемами истории и теории архитектуры и помогают старшим коллегам в их научных изысканиях. На четвертом этапе студенты под научным водительством преподавателей занимаются курсовым проектированием и участвуют в различных творческих конкурсах. На выставке были представлены результаты двух конкурсов – на здание (православный храм или часовня в г. Борисоглебск) и на архитектурную деталь (храмовый светильник). Наконец, на пятом этапе студенты готовят дипломную работу по конкретному храмовому проекту, реализуя в ней все полученные знания.

Выставка продемонстрировала, что сегодня существуют все предпосылки для открытия новой архитектурной специальности. Насколько она будет востребована среди нового поколения архитекторов? По оценкам экспертов, она вряд ли станет массовой. «Скорее всего, это будут избранные люди, скорее всего, верующие, которые будут отдавать себе отчет в том, чем им предстоит заниматься», - отмечает заместитель председателя Совета УМО высших учебных заведений по образованию в области архитектуры Николай Метленков. Разработчики нового стандарта надеются, что в обсуждении принципиальных деталей стандарта примут участие представители Русской Православной Церкви.

Храмовое зодчество во все времена являлось образующей гранью архитектуры. Именно оно во многом создает историко-культурный облик эпохи. Создаваемые храмы не должны быть мертвыми клонами зданий предшествующих столетий. Не могут они строиться и в противоречии с тысячелетними канонами. Перед современным храмоздателем стоит сложная проблема - в условиях векового разрыва с традицией найти тот срединный путь, который выведет современное храмовое искусство на новый, органичный уровень развития. Воспитание храмостроителя-профессионала, свободно творящего в рамках существующей традиции, - задача нового образовательного стандарта.

Фоторепортаж Алексея Реутского

14 февраля 2011 г.
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59