iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Новая специальность - храмостроитель

Должен ли архитектор, проектирующий культовые здания, обладать специальными знаниями в области храмостроительства? Ответить на этот вопрос попытались организаторы проходившей в начале февраля в Москве выставки «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя».

По статистике, в России на один православный храм приходится 11 600 человек. О необходимости расширения культового строительства сегодня говорят как иерархи Русской Православной Церкви, так и представители федеральной и местной властей. Один из самых распространенных вопросов, которые возникают в этой связи, относится к подготовке священнослужителей для новых храмов. Но прежде необходимо найти ответ на другой вопрос - где взять квалифицированных архитекторов, способных выполнить проект храма в соответствии с традицией и учетом современных изменившихся реалий.

Бум культового строительства, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, наглядно показал, что далеко не каждый архитектор способен спроектировать храм так, чтобы его творение действительно отвечало канонической эстетике Дома Божьего. Именно в это время наряду с замечательными образцами церковного зодчества появились культовые здания, резко диссонирующие с традициями храмовой архитектуры. Сложившаяся ситуация стала причиной появления в академических архитектурных кругах идеи создать в рамках существующей образовательной программы подготовки архитекторов новую специальность «архитектор-храмостроитель».

Работа по формированию нового образовательного стандарта началась на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству. На сегодняшний день коллективом ГУЗа написаны учебники, лекционные курсы, сформированы методические материалы. На повестке дня - утверждение нового стандарта на высоком официальном уровне. Однако еще до утверждения нового стандарта работа в русле новой специальности проходит не только в теории, но и на практике. К примеру, в ГУЗе уже существуют специальные курсы по храмовой архитектуре, а проектирование культовых сооружений становится темой курсовых и дипломных работ студентов.

Своего рода презентация усилий университетской корпорации по популяризации специальности «архитектор-храмостроитель» прошла в Центральном Доме Архитектора в рамках завершившейся накануне выставки студенческих работ «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя». Концепция выставки была основана на методике преподавания курсов по храмовой архитектуре в ГУЗе. Организаторы экспозиции выстроили ее структуру по этапам образования архитектора-храмостроителя – от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до самостоятельно работающего дипломника – и тем самым предоставили посетителям возможность охватить все логические разделы эволюции церковного зодчего.

Как уже было сказано, первый этап становления храмового архитектора предполагает знакомство с красотой архитектурных форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отражения образа. На втором этапе студенты изучают мировой архитектурный опыт и готовят по результатам курса итоговые работы: альбомы, зарисовки, аналитические материалы в форме проектной графики, объемные и рельефные макеты. Третий этап включает в себя практическое осмысление мирового опыта, когда студенты под руководством педагогов работают над проблемами истории и теории архитектуры и помогают старшим коллегам в их научных изысканиях. На четвертом этапе студенты под научным водительством преподавателей занимаются курсовым проектированием и участвуют в различных творческих конкурсах. На выставке были представлены результаты двух конкурсов – на здание (православный храм или часовня в г. Борисоглебск) и на архитектурную деталь (храмовый светильник). Наконец, на пятом этапе студенты готовят дипломную работу по конкретному храмовому проекту, реализуя в ней все полученные знания.

Выставка продемонстрировала, что сегодня существуют все предпосылки для открытия новой архитектурной специальности. Насколько она будет востребована среди нового поколения архитекторов? По оценкам экспертов, она вряд ли станет массовой. «Скорее всего, это будут избранные люди, скорее всего, верующие, которые будут отдавать себе отчет в том, чем им предстоит заниматься», - отмечает заместитель председателя Совета УМО высших учебных заведений по образованию в области архитектуры Николай Метленков. Разработчики нового стандарта надеются, что в обсуждении принципиальных деталей стандарта примут участие представители Русской Православной Церкви.

Храмовое зодчество во все времена являлось образующей гранью архитектуры. Именно оно во многом создает историко-культурный облик эпохи. Создаваемые храмы не должны быть мертвыми клонами зданий предшествующих столетий. Не могут они строиться и в противоречии с тысячелетними канонами. Перед современным храмоздателем стоит сложная проблема - в условиях векового разрыва с традицией найти тот срединный путь, который выведет современное храмовое искусство на новый, органичный уровень развития. Воспитание храмостроителя-профессионала, свободно творящего в рамках существующей традиции, - задача нового образовательного стандарта.

Фоторепортаж Алексея Реутского

14 февраля 2011 г.
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00