выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Церковь
Рождество Христово. Фреска. Монастырь Высокие Дечаны. Метохия. Сербия
ЖМП № 1 январь 2014 /  9 января 2014 г.
версия для печати версия для печати

О Божественной любви и нашей любви к Богу

Любовь Божественная дарует полноту жизни, чистоту радости и силу неодолимую. С таким непостижимым пламенем в руках и в сердце Своем сошел Царь Небесный чудесным образом, чтобы исполнить дивную миссию среди людей. И изрек блаженные слова: Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я томлюсь, пока сие совершится (Лк. 12, 49). Даже если одна только искра этого святого огня упала в сердце ваше, довольно ее будет, чтобы осветить вам долгий путь к вечному очагу.

Любовь непобедима, чада Царевы. Ее отечество на небесах, ее царство — в вечности, ее тень — на земле, ее отсутствие — ад. Но как сильна даже тень ее! А сама любовь, пылающая в очаге вечного родительства и сыновства Божия, та, которую Христос Господь принес на землю, всесильна! Дьявол и грешники возрадовались над мертвым Мессией, глупость дьявола зашла так далеко, что он полностью истребил в себе образ Божий. Как же было ему знать, как же было ему вспомнить, что любовь Божественная всесильна? Силе ее нет ни меры, ни сравнения, ни границ. Силой этой пламенной любви Царь Небесный сошел на землю, выдержал все унижения и муки и воскрес. Силой ее недуги исцеляются, бесы расточаются, бури утихают, вся природа становится кроткой и послушной. Всюду, где бы ни явилась она, во всяком месте и во всяком времени она творит чудо.

Тепло любви разверзает наше сердце и вызывает слезы. Любовь не может без боли вынести расставание, расстояние, отдаление. Любовь ищет близости, единства, вплоть до отождествления себя с другим, с двумя или тремя. Я в Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 10–11) — вот любовь. Отче, пусть все будут едины, как Я в Тебе и Ты во Мне, так и они в Нас да будут (Ин. 17, 21). Это любовь. О скорбящие, не думайте, что я не замечаю горького вопроса на ваших дрожащих губах: почему Бог любви забрал мою любовь, мое дорогое чадо? или брата? или сестру? или дочь? или милых внуков? или доброго супруга, или сноху, или деверя, или деда? Ах, братья мои, именно из любви забрал, именно потому, что Он, Бог наш, Бог любви. Взял их в тот мир, где постоянный прилив путников, которые возвращаются из далеких краев в вечное отечество, к Отцу Небесному.

Есть одно заветное, вечное сокровище, которое каждый наследник блаженства в себе носит. Носит его под покровами тления. Это маленький, колеблющийся огонек любви к Господу. Этот огонек любви не умирает со смертью тела, он живет и светит. Мужественные души бесстрашно защищают его, чтобы неистовые ветры по пути не угасили его. Этот огонек любви удостоит праведные души предстать, облачившись в воскресшее тело небесное, пред лицом Бога живого. Вот цена. За сей малый дар Богу любящие Его получат в ответный дар и Царство, и сыновство, и жизнь вечную. Одним словом — рай.

Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы нравственность. За равенство ли любит муж жену? За равенство ли мать любит ребенка? Разве за равенство друзья любят друг друга? Неравенство —основа справедливости и побудитель любви. Пока жива любовь, никто не помнит о равенстве. Никто не думает о равенстве, пока господствует справедливость. Когда уходит любовь, вспоминают о справедливости, но подразумевают равенство. Когда вслед за любовью уходит справедливость, вспоминают о равенстве, подразумевая безнравственность, то есть попранную нравственность, замененную пороком. На могиле любви вырастает справедливость, а на могиле справедливости растет равенство.

Бог дал людям слово «любовь», чтобы они называли им свою связь с Ним. Когда люди злоупотребляют этим словом и начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свою силу по отношению к Богу. Слова теряют свою священную и Божественную силу, когда ими злоупотребляют, и становятся как бы мертвыми. Подобно тому как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и погибает.

Мораль долга — мораль слуги и раба. Мораль любви — мораль человека. Слово «долг» оскорбительно для любви. Любовь не должна ничего, любовь отдает всё. Незнание долга — вот единственное незнание любви. Любовь дарует, долг ссужает. Любовь простирает свою мысль вне границ вселенной, потому кажется, что любовь безрассудна. Долг ограничивает свою мысль предметами и событиями, и кажется, что долг разумен. Дела любви превосходят границы времени, потому кажется, что любовь пассивна. Долг ограничивает свои дела событиями и ситуациями, потому кажется, что долг созидателен. Любовь стоит выше деления на добро и зло. Долг неутомимо разграничивает добро и зло.

Анализ разрушает любовь. Поэтому наука холодна. Поэтому говорят не о красоте знания, а о его пользе. Любящий не спрашивает ни о возрасте, ни о происхождении, ни о благосостоянии возлюбленной. Так же одухотворенная душа, то есть душа, пламенеющая любовью к Богу, очень неохотно прибегает к тому, чтобы «анализировать» Бога. Любовь изгоняет рассудок как ненужного шпиона, зато объединяет три луча — ум, сердце и душу воедино — и соединяет их в одну свечу.

По книге «Ты нужен Богу». Слова и наставления  свт. Николая Сербского. Изд-во ПСТГУ, 2013

 

9 января 2014 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00