iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
ЦВ № 20 (393) октябрь 2008 /  23 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Обращение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира к Всесвятейшему Варфоломею, Архиепископу Константинополя — Нового Рима и Вселенскому Патриарху

Ваше Всесвятейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!

От Полноты Украинской Православной Церкви еще раз сердечно благодарим Вас за участие в прошедших в столице Украины торжествах, приуроченных к 1020-летию Крещения Киевской Руси. Наша встреча и братское молитвенное и евхаристическое общение вновь засвидетельствовали, что мы едины и дорожим даром единства, следуя слову Господа: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 20–21). Основываясь на этой евангельской заповеди, Святые Поместные Церкви развивают свои взаимоотношения таким образом, чтобы многообразие подходов к проблемам современной церковной жизни не умаляло заповеданных Спасителем единства и любви.

Одной из проблем, которые болезненно отзываются в жизни всего Вселенского Православия, является церковный раскол в Украине. По нашему глубокому убеждению, эта проблема может быть решена лишь соборным разумом всех Поместных Православных Церквей. Со своей стороны, мы свидетельствуем о своей готовности участвовать в общецерковном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине.

Обретя в составе Московского Патриархата статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, Украинская Православная Церковь демонстрирует ныне неизменно высокую динамику роста. Сегодня наша Церковь насчитывает более 11000 общин, объединенных в 43 епархии, которые управляются 55 архиереями (43 правящих и 12 викарных). В Украинской Православной Церкви несут послушание свыше 9000 священнослужителей, действует 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ). В более чем 200 монастырях подвизаются около 5000 монашествующих.

Рана раскола, нанесенная церковному Телу в начале 1990-х годов, постепенно уврачевывается. Украинская Православная Церковь ведет диалог с «Украинской Автокефальной Православной Церковью». Проводятся регулярные собеседования с представителями «Киевского Патриархата». Ведя диалог с непризнанными церковными сообществами, мы движимы духом Христовой любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5–7).

Следуя этим словам святого апостола Павла, Собор епископов Украинской Православной Церкви, собравшийся в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре 21 декабря 2007 года, призвал верных чад нашей Церкви «с христианской любовью и без враждебности относиться к тем нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно пребывают вне спасительной ограды Церкви».

Полную поддержку такому пастырскому подходу к решению проблемы раскола в украинском Православии выразила также Полнота Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор которой «одобрил усилия, предпринимаемые Украинской Православной Церковью для преодоления раскола посредством диалога с теми, кто отпал от общения с нею» (Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О единстве Церкви». Москва, 24–29 июня 2008 года).

Исходя из вышесказанного, просим Ваше Всесвятейшество и возглавляемую Вами Святейшую Константинопольскую Церковь поддержать усилия Украинской Православной Церкви, направленные на восстановление церковного единства в нашей стране.

Проблема раскола вызывает серьезную обеспокоенность также у государственных и политических деятелей Украины. Движимые благородным порывом помочь делу единения, они неоднократно предлагали и предлагают различные модели восстановления единства. Однако эти модели не всегда соответствуют православной экклесиологии и нормам канонического права.

В последнее время в украинских средствах массовой информации обсуждается сценарий решения украинского церковного вопроса путем создания в Украине нескольких параллельных православных юрисдикций.

Ответственно заявляем, что такой способ решения проблемы является неприемлемым, поскольку:

• противоречит каноническому принципу «один город — один епископ»;

• усилит этнофилетические настроения в церковных общинах;

• усугубит негативные тенденции, ведущие к поляризации украинского общества;

• может привести к возобновлению жесткого противостояния в борьбе за храмы и церковное имущество;

• ослабит миссионерский потенциал Православия в Украине на фоне активности новых религиозных движений и униатства;

• и, наконец, не решит проблемы уврачевания раскола, поскольку в Украине останутся неканонические церковные группы, претендующие на автокефальный статус.

Украинская Православная Церковь осуществляет ныне свое спасительное служение в сложных исторических условиях. Вместе с тем, именно она обладает необходимым потенциалом для объединения разделенного украинского Православия и консолидации украинского общества. В осуществлении этой миссии Украинская Православная Церковь нуждается в единой позиции всех Поместных Православных Церквей по вопросу о способах уврачевания церковных разделений в Украине. Мы надеемся, что просвещаемый Духом Святым соборный разум Вселенской Церкви укажет путь к восстановлению богозаповеданного церковного единства.

Возлагая упование на Господа, просим молитв Вашего Всесвятейшества об Украинской Православной Церкви, ее целостности и единстве, ибо все мы, по слову святого апостола Павла, составляем одно Тело во Христе, в котором «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26).

Примите, Ваше Всесвятейшество, искреннее пожелание доброго здравия и изобильной помощи Божией в Ваших Первосвятительских трудах на благо Святейшей Константинопольской Церкви.

23 октября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00