Научно-просветительская конференция “Преподобный Серафим Саровский в современном мире” прошла 14 апреля в Нижнем Новгороде. В работе форума приняли участие епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, министр РФ Владимир Зорин, заместитель полномочного представителя Президента России в ПФО Сергей Обозов, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Анатолий Козерадский, а также представители областного правительства и духовенства Нижегородской епархии.
Это первое событие в рамках обширной культурной программы, которая рассчитана до конца 2003 года. Предполагается, что все культурно-просветительские мероприятия будут носить светский характер. Их главная задача — показать, что и за церковной оградой сохраняется память о преподобном Серафиме.
Ярким и по-академически фундаментальным был доклад профессора МДА А.И. Осипова, посвященный раскрытию главных слов из наследия батюшки Серафима: “Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Божия”. Содержательным было и выступление игумении Ксении (Зайцевой), настоятельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Это было чуть ли не единственное выступление на конференции, прямо отвечавшее ее теме — что есть преподобный Серафим для современного мира, в том числе для такой его части, как современное российское женское монашество.
Особо следует отметить короткие, но яркие выступления представителей неправославных конфессий Нижнего Новгорода и Нижегородской области — главы Духовного управления мусульман Умяр-хазрат Идрисова и главы еврейской религиозной общины Э.М. Чапрака. Последний вызвал оживление в зале решительным требованием скорее ввести в школах преподавание Закона Божия.
Но в целом следует признать, что, к великому сожалению, конференция не выполнила главного. Перед подобными светскими событиями стоит важная задача: установить широкое содержательное общение по поводу предстоящего юбилея между обществом, властью и Церковью. Несмотря на большое внимание к конференции представителей власти разных уровней, она вряд ли стала значимым событием с общественной или политической точки зрения.
Причин здесь несколько. Это и отсутствие среди основных докладчиков представителей современного светского мира в его реальном многообразии, это и заполнение зала семинаристами (что само по себе очень хорошо) при весьма небольшом числе значимых общественных деятелей и почти полном отсутствии представителей науки и техники, предпринимательства, армии, медиа-бизнеса. Это и отсутствие “круглых столов” и секционных заседаний, где бы могло состояться столь важное общение людей.
Впереди еще много различных событий, посвященных празднику. Какие уроки следует извлечь из прошедшего, чтобы не повторить сделанных ошибок?
Случилось так, что Церковь, власть и общество увидели в предстоящем 100-летии прославления преподобного Серафима новую возможность расширить диалог и сотрудничество. Церковь знает, как молитвенно почтить память своих святых. Но для российской власти, равно как и для общества, задача проведения такого праздника — совсем новая. И одна из главных опасностей на этом пути — превратить праздник в некую “политическую акцию”, “мероприятие”.
Власть, активно помогающая Церкви в подготовке к празднику, выиграет лишь в том случае, если интонация самого празднования и всего, что с ним связано, будет радостной и свободной.
Это трудно, поскольку и власть имущие, и простые граждане, и журналисты, обязанные обеспечивать коммуникацию между первыми и вторыми, но по жизни часто делающие противоположное, — все погружены совсем в иные интонации. Чтобы вспомнить об этом, достаточно включить телевизор.
Нет сомнений, что праздник привлечет к себе широкое общественное внимание. И здесь нужно быть предельно аккуратными и внимательными: от неумеренных усилий не по разуму может пострадать образ батюшки Серафима. Его может “присвоить” массовая культура.
Конечно, сам батюшка Серафим не пострадает. Святые, как и Господь, поругаемы не бывают. Но можем пострадать мы сами. Пострадать тем, что так и не сумеем подойти к батюшке, согреться около него, порадоваться ему и друг другу. Мы сами можем не перемениться. Наши слова по поводу праздника могут остаться пустыми, и люди это обязательно увидят.
В грядущем празднике для нашей власти есть надежда. За фигурами, наделенными властными функциями и так называемым “имиджем”, возможно, удастся увидеть во власти живых людей, для которых слова преподобного “Радость моя!..” имеют глубоко личный смысл.
В этом для власти редкий шанс обретения казалось бы утраченного доверия. Но есть и риск опуститься еще ниже.
В столь тонком вопросе как вера обмануть людей нельзя. Мы все хорошо это знаем по общему для нас советскому опыту, когда рост пафоса по большим праздникам сопровождался ростом безверия и цинизма. Если люди власти сами для себя не почувствуют установления живых, личных отношений с батюшкой Серафимом, этого уж точно не почувствуют все те, кому адресованы их усилия.
Так что же такое предстоящий праздник? Думается, это икона, образ батюшки Серафима, но написанный не красками, а событиями, встречами, словами, отношением людей друг к другу. Дай Бог, чтобы не только церковные события, но и культурная программа празднования помогла нам яснее раскрыть образ преподобного Серафима и его значение для современного мира.