В год празднования 200-летия со дня рождения всемирно известного русского мыслителя, писателя и драматурга Николая Васильевича Гоголя обращаюсь ко всем, кому дорога его память. Сегодня в разных странах проходят литературные вечера, конференции и памятные мероприятия, приуроченные к знаменательному юбилею. То, что 2009 год официально объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя, красноречиво свидетельствует о непреходящем значении его творчества для мировой культуры.
Во времена духовного кризиса, когда размываются нравственные понятия, а вера сталкивается с множеством вызовов, произведения Гоголя ярко и убедительно свидетельствуют о евангельской истине. Знаток человеческой души, Гоголь открыто и прямо говорит о том, что человек становится личностью только тогда, когда он пребывает в общении с Богом. Изобличая душевные пороки и духовную слепоту, писатель в то же время призывает человека к покаянию и очищению, взывает к его лучшим сторонам и побуждает к нравственному самосовершенствованию.
Особую заботу Гоголь проявлял о судьбе народа, в лоне которого он родился и состоялся как личность. С чувством тревоги и надежды задавая вопрос: «Кто, зная все силы и свойства, и всю глубину нашей природы, мог бы устремить на высокую жизнь русского человека?», — Николай Васильевич со своей стороны сделал очень многое, чтобы вдохновить своих соотечественников на жизнь в соответствии с христианскими идеалами.
Сегодня, пытаясь отыскать свое место в глобальном мире, народы исторической Руси задаются вопросами «кто мы?» и «как нам жить?». Великий писатель Руси ясно определил их принадлежность к православному миру. В этом состоит его понимание подлинного патриотизма и любви к ближнему. Н.В. Гоголь воспевает единство и самобытность православной цивилизации и, вместе с тем, говорит о ее общечеловеческом значении.
Николай Васильевич принадлежит всему русскому миру, как народам исторической России, так и ее чадам, находящимся в рассеянии. Проведя детство и юность в украинской глубинке, а зрелые годы в центральной России, Н.В. Гоголь всегда считал себя частью Великой Руси, о судьбе и назначении которой много и серьезно размышлял на страницах своих произведений. Будем всегда помнить его слова о любви к Родине: «Не полюбивши России, не полюбить Вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться Вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись Вам».
Нет на пространстве Руси человека, который не был бы хоть в какой-то степени знаком с творчеством Н.В. Гоголя. Дети замирают перед очарованием «Вечеров на хуторе близ Диканьки», молодые люди восхищаются храбростью и сопереживают тяжести мучительного нравственного выбора Тараса Бульбы, взрослые читатели стараются сквозь слышимый смех различить «невидимые миру слезы» «Ревизора» и «Мертвых душ». Каждый человек в любом возрасте находит пищу для ума и сердца в правдивой и искренней прозе любимого писателя.
Гораздо меньше людей знакомо с тем мировоззрением, в рамках которого рождалось оригинальное творчество Н.В. Гоголя. Его наблюдения и размышления над человеческой природой основывались на серьезном знании и опыте следования православной святоотеческой традиции. Сам Н.В. Гоголь, всю жизнь остававшийся человеком глубоко верующим, несомненно, придавал духовному измерению своей жизни и творчества первостепенное значение. В своих трудах, особенно в «Размышлениях о Божественной Литургии» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он выступал в качестве последовательного защитника веры и проповедника христианских идеалов. Помышляя о монашестве, Н.В. Гоголь и в миру старался вести жизнь аскетическую. Не имея ни семьи, ни постоянного места жительства, ни больших сбережений, он вверял свою судьбу воле Божией и умер Великим постом, соборовавшись и причастившись Святых Христовых Таин.
К сожалению, посмертная судьба Н.В. Гоголя оказалась не менее сложной, чем его жизненный путь. Общество конца XIX века, образованное и «прогрессивно мыслящее», неоднозначно воспринимало литературные и религиозно-философские опыты писателя. Не находили понимания такие взгляды и в богоборческое время. Тогда же была вскрыта могила Гоголя, а его останки перезахоронены. Вместо черного камня «голгофы» над местом захоронения был воздвигнут новый монумент «великому русскому художнику слова от советского правительства».
Отношение к самой личности Н.В. Гоголя претерпевало порой неожиданные метаморфозы — его объявляли то религиозным фанатиком, то сумасшедшим, то самоубийцей. И современное общество еще во многом далеко от понимания подлинного значения творческого наследия Н.В. Гоголя.
Наш долг перед памятью великого русского писателя сегодня состоит не только в восстановлении его могилы в Даниловом монастыре, но и в возвращении людям его творчества, отражающего силу духа личности Гоголя.
Да упокоит Господь душу раба Божия Николая в селениях праведных, и память его да будет в род и род.
Кирилл,
Патриарх Московский и всея Руси