iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Церковь
Протоиерей Всеволод Чаплин
ЦВ № 6 (427) март 2010 /  26 марта 2010 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам надо научиться работать друг с другом

— Ваше Высокопреподобие, ваш отдел активно взаимодействует с общественными организациями. Какие стоят задачи?
— 23 апреля состоялось первое заседание Совета православных общественных объединений, который был создан по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода. Это большой координационный орган, к участию в его работе приглашены более 40 человек. Я думаю, что наступает время, когда православные общественные организации должны научиться работать с церковными учреждениями, а самое главное — друг с другом.
Эффективность православных общественных объединений сегодня не в последнюю очередь должна оцениваться по тому, насколько они способны привести людей и предложить для них яркие, интересные мероприятия в два главных периода церковно-общественных событий. Во-первых, это Дни славянской письменности и культуры и, во-вторых, период празднования День народного единства. Нам также нужно постараться распланировать нашу общую деятельность на год с тем, чтобы продумать формы церковной поддержки акций этих организаций и избежать ненужного параллелизма.

— Какие общественные организации нужны Церкви сегодня?
— Организации, я думаю, нужны всякие: и состоящие из тысяч человек, и состоящие из 5 человек. Главное, чтобы они нашли для себя настоящее дело, которое было бы уникальным, полезным, осмысленным и конструктивным. Иногда группа из пяти творчески мыслящих людей может быть не менее значима, чем массовая организация из десятков тысяч. Нужно чтобы деятельность была постоянной и имела естественные фокусы.

— Известно, что на имя Святейшего Патриарха приходит немало обращений как от светских организаций, так и от частных лиц. Какова их судьба?
— Значительная часть работы Отдела – анализ таких обращений. В день через мои руки проходит от пяти до десяти таких документов. В некоторых случаях Святейший Патриарх, иногда я, как Председатель синодального Отдела, обращаемся с ходатайством по просьбам людей, которые считают, что их права нарушены, что по отношению к ним несправедливы власти или работодатели, имели место несправедливые судебные приговоры.
Часто обращаются люди, которые считают, что начинать тот или иной проект нужно с получения письменного благословения Святейшего Патриарха, с которым потом можно будет обходить властные кабинеты и офисы крупных компаний. Бывает, что такие люди склонны разговаривать на повышенных тонах, требовать, чтобы Святейший Патриарх немедленно позвонил по их вопросу Президенту России или встретился с премьер-министром. Этим людям приходится объяснять, что сначала тот или иной проект должен заработать репутацию или, по крайней мере, иметь ясное практическое обоснование. И лишь после этого можно ставить вопрос о мере и степени церковного участия в этом проекте. Иногда бывает достаточно представительства Церкви на епархиальном уровне, иногда наш отдел выступает с поддержкой. И лишь в самых исключительных случаях можно ставить вопрос о поддержке проекта Святейшим Патриархом.

— Какие задачи вы ставите перед отделом на ближайшую перспективу?
— Сегодня в значительной степени приходится жить, реагируя на события. Но я надеюсь, что удастся отбивать у этой жизни время на стратегическое планирование. Для этого и создается Совет православных общественных организаций, поскольку очевидно, что Отдел не может и не должен делать все сам. Он в своей работе должен опираться на православную общественность. А для этого нужно выстроить систему взаимодействия с ними, чтобы они в большей степени, чем сегодня, вели работу, связанную и с проблемными законопроектами, и с инициативами, требующими широкого общественного обсуждения. Мы надеемся, что именно церковно-общественные организации будут проводить общественные акции, другие мероприятия, полезные для Церкви и общества, их представители будут участвовать в информационных дискуссиях. Одна из главных задач создать условия для того, чтобы православная общественность, которой у нас сегодня достаточно много, разделяла ответственность и разделяла наши труды.



Печатается в сокращении.
Полный текст выступления
см. в «Журнале Московской
Патриархии» № 4, 2010

 

26 марта 2010 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00