iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Церковь
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Ляхов (+ 29.06.2011)

29 июня на 82-м году жизни почил о Господе один из старейших клириков Московской епархии протоиерей Александр Ляхов.

Более 50 лет прослужил отец Александр у Престола Господня. На всех путях его жизни усматривается благое действие и водительство Промысла Божия, который, открывая перед ним широкое поле предстоящей церковной деятельности, сопутствовал ему от дней юности до самой кончины.

Родился Александр Ляхов 31 октября 1929 года в селе Садовое Ульяновской области в семье кузнеца. Двенадцатилетним подростком, в годы войны он был основным помощником матери по хозяйству, но это не помешало ему окончить школу и сельскохозяйственный техникум с отличием. Тягу к служению Церкви будущий пастырь чувствовал с юности. Отработав два года инженером, он добивается родительского благословения и поступает в Московскую духовную семинарию. В 1957 году оканчивает ее. 2 августа 1959 года венчается в Покровском храме села Тарасовка с Татьяной Вахромеевой. На Рождество Христово 1960 года отец Александр рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и определен служить в храм Флора и Лавра в городе Кашира Московской области, им же на Преображение Господне 1960 года был определен в Троицкий храм города Люберцы Московской области, в котором прослужил 13 лет. 5 марта 1973 года переведен в Москву в Антиохийское подворье, с 1 октября 1975 по 8 декабря 1977 года служил в Единоверческом храме в Измайлове. С 1 сентября 1978 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена определен в храм Святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине, где прослужил 33 года до конца своих дней.

25 лет прослужил отец Александр в сане диакона. 6 января 1985 года рукоположен архиепископом Волоколамским Питиримом в сан пресвитера.

Отец Александр прекрасно знал церковную историю и литературу. Проповеди его были кратки и назидательны. Простые и немногословные наставления его помогали многим приходящим к нему за советом. Искренняя любовь к Богу, постоянная молитва, предпочтение строгой жизни мелочной мирской суете давали отцу Александру душевный мир и покой, которого не могли нарушить телесные немощи.

Отец Александр с матушкой Татианой родили и воспитали 12 детей, из которых двое сыновей стали священнослужителями. У отца Александра 25 внуков.

За усердное служение Церкви Христовой в 1999 году  протоиерей Александр Ляхов награжден крестом с украшением, в 2004 году, к 75-летию, — орденом Даниила Московского III степени, в 2009 году — орденом Сергия Радонежского III степени.

Чин отпевания 1 июля 2011 года совершил благочинный храмов Троицкого округа города Москвы протоиерей Сергий Киселев в сослужении священников  — детей отца Александра. Погребен протоиерей Александр на кладбище села Звягина Московской области. Вечная ему память!

5 октября 2011 г.
Ключевые слова: духовенство, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00